Файл: Государственный внутренний долг Российской Федерации, его характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, оно под управлением еще государственным долгом еще следует понимать но совокупность мер оно по регулированию но его объема и оно структуры, определению оно условий и осуществлению оно новых заимствований, еще регулированию рынка еще государственных заимствований, оно реализации мер оно антикризисного управления еще проблемными долгами, оно обслуживанию и погашению оно долга, определению еще условий и предоставлению но государственных гарантий, но контролю над оно эффективным использованием оно заимствованных средств. В целях управления еще государственным внутренним но долгом Правительство но вправе применять оно различные методы, в т.ч. аннулирование государственного оно долга, списание но долговых обязательств, оно реструктуризацию, рефинансирование, но консолидацию, отсрочку оно погашения займов, но новацию, унификацию, еще конверсию, секьюритизацию, оно выкуп.

Глава 2 Оценка государственного регулирования обеспеченности бюджетной системы за счет государственного внутреннего долга

2.1 Анализ структуры государственного внутреннего долга РФ

В 2016 году продолжилось наращивание государственного долга Российской Федерации. Общий объем государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (далее – государственный долг) в рублевом эквиваленте на 1 января 2017 года составил 6522,60 млрд. рублей, или 10,46% ВВП, на 1 января 2016 года составил 5343,20 млрд. рублей, или 9,58% ВВП. Увеличение объема государственного долга Российской Федерации в 2016 году составило 1179,40 млрд. рублей, или 22,07%, и произошло за счет увеличения государственного внутреннего долга на 787,35 млрд. рублей, или на 18,79%, при одновременном увеличении государственного внешнего долга на 392,05 млрд. рублей, или на 34,01% [33].

Государственный внутренний долг России ежегодно увеличивается и составил на 1 января 2017г. около 5 трлн. руб. Темпы роста внутреннего долга с 2013г. по 2015г. ежегодно увеличивались до 2016 года. Так, например, если в 2013г. внутренний долг РФ увеличился на 594,91 млрд. руб. (или на 39,67%), то в 2014г. прирост составил почти 846 млрд. руб. (40,37%), в 2015г. – 1250 млрд. руб. (42,52%). В 2016г. прирост снизился и составил – около 788 трлн. руб. (или 18,79%). В таблице 1 приведены основные показатели государственного долга России в 2012-2016гг.


Таблица 1 - Основные показатели государственного долга России в 2012-2016гг.

Показатель

Ед. изм.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

ВВП

млрд. руб.

41 276,85

38 807,22

46 321,78

55 798,67

62 356,92

Государственный долг РФ

млрд. руб.

2 692,00

3 233,10

4 158,20

5 343,20

6 522,60

% от ВВП

6,52

8,33

8,98

9,58

10,46

прирост, млрд. руб.

­

541,10

925,10

1 185,00

1 179,40

прирост, %

­

20,10

28,61

28,50

22,07

Государственный внешний долг РФ

млрд. руб.

1 192,18

1 138,37

1 217,81

1 152,65

1 544,70

% от ВВП

2,89

2,93

2,63

2,07

2,48

прирост, млрд. руб.

­

-53,81

79,44

-65,16

392,05

прирост, %

­

-4,51

6,98

-5,35

34,01

% от общего долга

44,29

35,21

29,29

21,57

23,68

Государственный внутренний долг РФ

млрд. руб.

1 499,82

2 094,73

2 940,39

4 190,55

4 977,90

% от ВВП

3,63

5,40

6,35

7,51

7,98

прирост, млрд. руб.

­

594,91

845,66

1 250,16

787,35

прирост, %

­

39,67

40,37

42,52

18,79

% от общего долга

55,71

64,79

70,71

78,43

76,32


Низкие показатели государственного долга в процентах от ВВП выгодно отличают Россию от значительного большинства, как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. На фоне пересмотра в сторону понижения рейтингов многих развитых и развивающихся стран в последние годы, в основном по причине существенного ухудшения показателей долговой устойчивости, российские рейтинги характеризуются стабильностью принадлежности к инвестиционной категории. Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2012 – 2016 годах представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Структура государственного долга РФ в 2012-2016гг., %

Государственный внутренний долг формируется как за счет государственных займов в виде государственных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий в национальной валюте, так и за счет прочих рублевых займов. Данные о структуре внутреннего долга представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Структура государственного внутреннего долга России в 2012-2016гг.

Год

Объем государственного внутреннего долга РФ

Всего, млрд. руб.

в том числе:

государственные ценные бумаги в руб.

государственные гарантии РФ в валюте РФ

прочие государственные займы

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

2012

1 499,82

1 421,47

94,78

72,49

4,83

5,86

0,39

2013

2 094,73

1 837,17

87,70

251,36

12,00

6,20

0,30

2014

2 940,39

2 461,59

83,72

472,25

16,06

6,55

0,22

2015

4 190,55

3 546,43

84,63

637,33

15,21

6,79

0,16

2016

4 977,90

4 064,29

81,65

906,60

18,21

7,01

0,14


Из таблицы видно, что размер государственного внутреннего долга, как и объем предоставленных государственных гарантий, ежегодно увеличивается. При этом общий объем внутреннего долга России, а также долг, выраженный в рублевых государственных ценных бумагах, увеличились более чем в 3 раза и составили на начало 2017г. соответственно 4,98 и 4,06 трлн. руб. Государственные ценные бумаги составляют наибольший объем государственного внутреннего долга (83%-95%). При этом следует отметить снижение удельного веса ценных бумаг с 95% в 2012г. до 82% в 2016г. Объем предоставленных государственных гарантий в валюте РФ – более чем в 12,5 раза и составил 906,6 млрд. рублей. На государственные гарантии в 2012-2016гг. приходится от 4,8% до 18% общего объема внутреннего долга России. Прочие внутренние займы не столь значительны и не значительно превысили в 2012-2016гг. 7 млрд. руб. Доля прочих займов не превышает 0,5% государственного внутреннего долга РФ. Структура государственного внутреннего долга представлена на рис. 2 [34].

Рисунок 2 - Структура государственного внутреннего долга РФ в 2012-2016гг., %

Рисунок наглядно отражает преобладание государственных ценных бумаг в общем объеме внутреннего долга РФ. При этом следует отметить снижение доли ценных бумаг с 94,78% до 81,65% внутреннего долга. При этом доля государственных гарантий в целом в 2012-2016гг. увеличилась с 4,83% до 18,21%. На текущем этапе развития российской экономики государственные гарантии играют все более значительную роль, выступая в качестве важного инструмента посткризисной экономической политики. В последнее время многие, если не большинство программных документов (отраслевых стратегий, федеральных целевых программ, «дорожных карт» и т.п.) содержат ссылки на государственные гарантии Российской Федерации как главное условие привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, частного государственного партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации. Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита. При этом на стадии формирования бюджетных проектировок (планирования объема предоставления гарантий) обеспечение точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного вида условных обязательств крайне затруднено в связи с неопределенностью условий сделок (проектов), которым оказывается государственная поддержка. Эта особенность значительно осложняет бюджетное планирование, как на короткий период, так и в долгосрочной перспективе. Пример структуры государственных гарантий, предоставленных на 2016г. приведен на рис. 3.


Рисунок 3 - Структура предоставления государственных гарантий в валюте РФ Российской Федерации в 2016 г., %

Условия государственных гарантий, предоставляемых в период 2012-2016 гг., таковы, что возврат средств федерального бюджета, использованных в случае их исполнения, трудно прогнозируем. Существует вероятность возникновения невозмещаемых расходов. С точки зрения рисков федерального бюджета немаловажное значение имеет тот факт, что исполнение государственных гарантий происходит независимо от результатов реализации проектов, в поддержку которых гарантии предоставлялись. Получатели государственной гарантийной поддержки не несут каких-либо обязательств и ответственности в связи с реализацией или неэффективной реализацией поддерживаемых государством проектов.

Правительство РФ ежегодно осуществляет предоставление новых государственных гарантий. В федеральном бюджете на 2016 год было предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме около 551,1 млрд. рублей. В течение 2016 года государственные гарантии предоставлялись неравномерно: из предоставленных 61 государственной гарантии на общую сумму 335 402,1 млн. рублей, 40 гарантий (65,6 %) предоставлено в декабре 2016 года, из них 12 гарантий – 29 декабря [32].

Впервые за многие годы в декабре 2016 года произведены платежи в счет исполнения обязательств Российской Федерации по государственным гарантиям в национальной валюте на общую сумму 3,2 млрд. рублей (11,8 % запланированного объема). Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, отражена в таблице 3.

Таблица 3 - Структура государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ в 2012-2016гг.

Виды ценных бумаг

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

млрд. руб.

уд. вес, %

млрд. руб.

уд. вес, %

млрд. руб.

уд. вес, %

млрд. руб.

уд. вес, %

млрд. руб.

уд. вес, %

ОФЗ-ПД

328,17

23,09

706,37

38,45

1338,59

54,38

1823,70

51,42

2248,15

55,31

ОФЗ-ФК

33,83

2,38

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

ОФЗ-АД

882,03

62,05

863,38

47,00

815,58

33,13

1079,58

30,44

1048,58

25,80

ГСО-ППС

45,41

3,19

135,42

7,37

175,42

7,13

421,15

11,88

545,55

13,42

ГСО-ФПС

132,00

9,29

132,00

7,18

132,00

5,36

132,00

3,72

132,00

3,25

ОРВВЗ

0,03

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

ОГВЗ

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

ОВОЗ

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

90,00

2,54

90,00

2,21

Итого

1421,47

100,00

1837,17

100,00

2461,59

100,00

3546,43

100,00

4064,29

100,00