Файл: Реорганизация юридических лиц (Правовая природа института реорганизации юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, из приведенного выше краткого анализа действующего законодательства можно сделать вывод о сложности процедуры реорганизации. Важным является не только выбор формы реорганизации, соблюдение необходимых требований законодательства и осуществления процедур реорганизации, но и последовательность проведения реорганизации юридических лиц.

2 Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур, форм и типов коммерческих юридических лиц

2.1 Формы и процедура реорганизации юридических лиц: общие положения

Слияние организаций. В ГК РФ выделено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с ГК РФ. В противном случае решение о реорганизации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.

В отличие от отечественной правоприменительной практики, в которой наибольшее распространение из реорганизационных процедур получили преобразование и выделение, современный уровень развития корпоративных отношений в зарубежных правопорядках характеризуется стремительным увеличением числа слияний[23]. Слияние, так же как и присоединение, является одной из форм экономической концентрации. При слиянии юридических лиц происходит объединение нескольких самостоятельных субъектов права в одно вновь создаваемое лицо с прекращением существования объединяемых юридических лиц. Слияние следует отличать от так называемого слияния с переходом на одну акцию: в данном случае не производится каких-либо реорганизационных процедур, а лишь перераспределяется влияние с созданием холдинга. При подобной процедуре головная компания, владеющая акциями дочерних компаний, акционеры которых, в свою очередь, могут являться также акционерами головной компании, эмитирует дополнительные акции и размещает их среди акционеров дочерних компаний с оплатой имуществом, акциями дочерних компаний, принадлежащими миноритарным акционерам. В результате осуществления подобной операции все юридические лица продолжают существование, реорганизации не происходит, однако акционеры дочерних компаний становятся миноритарными акционерами головной компании, которая превращается в холдинговую компанию, владеющую контрольными (стопроцентными) пакетами акций дочерних компаний, выделяется также другая операция - передача активов. При этом под передачей активов понимается такая операция, в силу которой компания, не распадаясь, передает все, одно или более подразделений своего бизнеса другой компании в обмен на передачу ей ценных бумаг, предоставляющих право на участие в капитале принимающей компании.


При реорганизации в форме слияния все права и обязанности сливающихся юридических лиц переходят к вновь возникающему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 58 ГК РФ), следовательно, слияние относится к универсальному транслятивному правопреемству. Документом, непосредственно определяющим условия и порядок слияния, выступает договор о слиянии, подписываемый представителями всех организаций, участвующих в слиянии.

Принимая во внимание, что при слиянии, как и при других формах реорганизации, нет каких-либо серьезных препятствий для участия в такой форме реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм, можно допустить создание в результате слияния юридического лица в иной, в том числе не соответствующей ни одному из участвующих в слиянии юридических лиц, организационно-правовой форме. В этой связи п. 3 ст. 52 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" представляет собой пример крайне непоследовательного подхода законодателя к вопросам реорганизации коммерческих организаций. Как следует из указанной нормы Федерального закона, при слиянии ООО договор об их слиянии, утвержденный общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации, подписывается всеми участниками создаваемого в результате слияния общества и является наряду с уставом его учредительным документом. При этом данный договор должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым ГК РФ к сделкам и Законом к учредительному договору. Благодаря такому правилу произошло объединение договора о слиянии и учредительного договора ООО, создаваемого в результате слияния. Однако здесь же возникает вопрос: почему документу, который опосредует лишь технические вопросы проведения реорганизации и закрепления правопреемства, отводится роль учредительного документа создаваемого в будущем ООО, который ориентирован на то, чтобы быть в принципе бессрочным и определять в общем виде наиболее важные вопросы функционирования нового юридического лица?

Слияние в рамках одной процедуры реорганизации возможно лишь в одно юридическое лицо, которое создается либо в форме, идентичной организационно-правовой форме хотя бы одного юридического лица, участвующего в слиянии, либо в иной, не соответствующей ни одному из участвующих в слиянии юридических лиц.


Таким образом, все возможные реорганизационные схемы, допускаемые при слиянии, могут быть условно разделены на две большие группы: к первой относятся реорганизационные схемы, при которых в результате слияния образуется юридическое лицо, идентичное организационно-правовой форме хотя бы одного юридического лица, участвовавшего в слиянии; ко второй группе относятся реорганизационные схемы, при которых в результате слияния появляется юридическое лицо в иной форме, не соответствующей ни одному из участвовавших в слиянии юридических лиц. Здесь также следует руководствоваться правилом полиморфности: к отношениям, возникающим при слиянии, в результате которого создается хотя бы одно юридическое лицо в идентичной ранее существовавшей форме, применяются соответственно нормы о слиянии в рамках одной организационно-правовой формы, а в отношении сливающихся юридических лиц, в результате чего создается юридическое лицо иной организационно-правовой формы, - соответствующие нормы, относящиеся к слиянию того юридического лица, которое получается в результате слияния. Таким образом, в одном процессе слияния необходим учет требований, предъявляемых при слиянии двух и более видов юридических лиц.

Реорганизация в форме разделения. Разделением признается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам.

Общее собрание участников общества (в акционерных обществах - общее собрание акционеров по представлению совета директоров) принимает решение о реорганизации в форме разделения, о порядке и условиях разделения, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса (в акционерных обществах также о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, о создании органов управления организации, ее ревизионного органа и утверждении ее учредительных документов).

В ООО общее собрание каждого создаваемого юридического лица принимает решение об утверждении учредительных документов организации и образовании ее органов.

При разделении юридического лица все его права и обязанности переходят к организациям, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом.

Несмотря на то, что в данном случае закон, так же как при реорганизации в форме выделения, не устанавливает каких-либо непосредственных критериев, определяющих пропорциональность перехода активов и пассивов от разделяемого юридического лица к юридическим лицам, созданным в результате разделения, данная форма реорганизации представляет типичный случай универсального транслятивного правопреемства. Все права и обязанности разделяемого юридического лица переходят к юридическим лицам, образованным в результате разделения, с прекращением этих прав и обязанностей у разделенного юридического лица.


О возможности разделения, в результате которого создаются юридические лица в форме, отличной от организационно-правовой формы реорганизованного юридического лица, в действующем законодательстве практически ничего не говорится. Как правило, допускается разделение юридического лица, если в результате такого разделения создаются две и более организации в форме, идентичной ранее существовавшей.

В связи с осложнением реорганизации в форме разделения сменой организационно-правовых форм все схемы разделения могут быть условно подразделены на две группы: разделение, в результате которого создаются юридические лица в форме, идентичной ранее существовавшей, а также в иных организационно-правовых формах. Последняя группа, в свою очередь, также делится на две подгруппы: разделение, в результате которого хотя бы одно из вновь образованных юридических лиц создается в форме, аналогичной ранее существовавшей, а также разделение, в результате которого создаются юридические лица, ни одно из которых не имеет организационно-правовой формы, аналогичной существовавшей до реорганизации.

Процедура реорганизации в форме присоединения. Реорганизация в форме присоединения с экономической точки зрения представляет собой одну из форм концентрации капитала, именно поэтому при присоединении большое внимание уделяется требованиям антимонопольного законодательства. Правовая природа присоединения заключается в том, что при данной форме реорганизации происходит поглощение одного или нескольких юридических лиц другим юридическим лицом, при этом поглощенные юридические лица прекращают свое существование как самостоятельные субъекты права.

При реорганизации в форме присоединения все права и обязанности присоединяемого юридического лица переходят к реорганизуемому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ), а потому присоединение относится к универсальному транслятивному правопреемству. Детально порядок и условия присоединения определяются договором о присоединении, который подписывается соответствующими представителями от каждой организации, участвующей в присоединении.

Такой договор, как и любой другой, требует для своего возникновения двух или более участников, а потому данный договор относится к двух- или многосторонним сделкам (ст. 154, 420 ГК РФ). Договор, заключенный тремя и более лицами, признается многосторонней сделкой. Подобные договоры порождают для каждой из сторон одинаковые юридические последствия, кроме того, между их сторонами нет такой противоположности, антагонизма интересов, как в двухсторонних договорах.


Представляется, что в настоящее время не существует серьезных препятствий к присоединению юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида. Допускается и одновременное присоединение нескольких лиц к другому юридическому лицу, в том числе различных организационно-правовых форм.

Вместе с тем присоединение возможно лишь к одному юридическому лицу, при этом в рамках присоединения не допускается смена организационно-правовой формы организации, к которой осуществляется присоединение, - это возможно лишь при слиянии.

Следует знать, что многие юридические фирмы, предлагая свои услуги по ликвидации предприятий, рассматривают присоединение как один из способов ликвидации, хотя согласно действующему законодательству присоединение ликвидацией не является.

Реорганизация-присоединение - это прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. К последнему при этом переходят права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом.

Реорганизация-присоединение предусматривает прекращение деятельности (ликвидацию) одного или нескольких юридических лиц с передачей всех прав и обязательств другому юридическому лицу. При этом реорганизация-присоединение считается завершившейся с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединяемых юридических лиц. При этом юридическое лицо, к которому производится присоединение, становится полным правопреемником всех прав и обязательств присоединенных организаций.

Государственная регистрация реорганизации в форме присоединения осуществляется в уполномоченном регистрирующем органе по месту нахождения акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган[24].

Государственной регистрации в этом случае подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Такая регистрация осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Само же общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) общества (обществ).