Файл: Теория отраслевых рынков. Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также считаем возможным обосновать инновационное направление развития для энергетического комплекса России.

Основу его в настоящее время составляют вертикально интегрированные естественные монополии.

При обеспечении вертикально-интегрированными естественными монополиями значительных преимуществ в обеспечении энергетической безопасности, таких, как экономия от масштабов; оптимальное распределение факторов производства на монополизированных рынках; уменьшение неопределенности в предложении сырья и получении информации на всех производственных стадиях; снижение транзакционных издержек; возможность аккумулирования инвестиционных ресурсов; разработки и внедрения инноваций и др.

В предыдущей части работы были выделены актуальные проблемы энергетической безопасности, обобщим их.

Такими выглядят сегодня угрозы вертикально-интегрированным естественным монополиям при обеспечении энергетической безопасности в соответствии с их систематизацией (см. таблицу 3.1).

Таблица 3.1

Систематизация угроз вертикально-интегрированных естественных монополий в обеспечении энергетической безопасности

№ п/п

Группы угроз

Угрозы

1

внутренние экономические угрозы

- дефицит или низкая эффективность использования инвестиций;

- ухудшение состояния сырьевой базы топливно-энергетического комплекса и атомной энергетики;

- низкая инновационная активность в электроэнергетике;

- неоправданно высокая зависимость топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, сервисных и инжиниринговых услуг;

- высокая энергоемкость отечественной продукции, отсутствие программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

2

социально-политические угрозы

- конфликты национально-этнического характера, проявления сепаратизма в отдельных регионах страны; - диверсии и террористические акты на объектах энергетики;

- конфликты интересов в электроэнергетике;

- трудовые конфликты в условиях вертикально-интегрированной компании;

- общественные движения антиэнергетической направленности

3

техногенные угрозы

- рост удельного веса морально устаревшего и физически изношенного оборудования в отраслях топливно-энергетического комплекса;

недостаточное финансирование НИОКР и слабая реализация их результатов;

- снижение уровня подготовки высококвалифицированных кадров для топливно-энергетического комплекса

4

природные угрозы

- стихийные бедствия;

- аномальные проявления природных процессов

5

внешние угрозы

- недостаточная географическая диверсификация экспортных поставок топливно-энергетических ресурсов из России, ограниченность товарной номенклатуры; мощная европейская направленность;

- высокая политизированность отношений в энергетической сфере;

- неустойчивая конъюнктура мировых финансовых и энергетических рынков в сочетании с нестабильностью военно-политической обстановки в основных регионах добычи энергоресурсов;

- прогнозные ограничения по транспортировке экспортируемых из России энергоресурсов;

- противодействие участию российских компаний в освоении месторождений, приобретении либо строительстве энергетических объектов за рубежом


Следует отметить, что большинство из обозначенных угроз характерны для развития электроэнергетической отрасли не только в рамках предлагаемой автором вертикально-интегрированной модели, но в других моделях. Преимущество же вертикально-интегрированной монополии в обеспечении энергетической безопасности состоит в минимизации перебоев поставок электроэнергии, разрешении транзитных конфликтов и ценовых споров, исключении взаимного недоверия между потребителями и производителями электроэнергии. В данном случае, на взгляд автора, преимущества преобладают над последствиями возможных угроз и рисков, которые можно заранее предотвратить.

Приведем следующие конкурентные возможности естественных монополи в сфере энергетики:

1. Крупномасштабное производство и стабильный потребительский спрос

2. Государственная поддержка

3. Перспективная система тарифообразования

4. Надежность и предсказуемость

5. Масштабная программа развития

Правительством РФ было принято решение о реализации нескольких программ, в рамках которых планируется снижение энергоемкости самых различных областей хозяйства:

- «Энергоэффективный квартал». В рамках программы планируется коренная модернизация систем энергоснабжения ряда мелких городов и отдельных микрорайонов. Впоследствии опыт будет распространен на системы всей страны;

- «Малая комплексная энергетика», в рамках которой планируется замена оборудования локальных генерирующих мощностей;

- «Инновационная энергетика», проект по внедрению новых технологий и решений.

Кроме того, значительное внимание уделяется атомной энергетике.

Для конкретизации направлений совершенствования регулирования деятельности субъектов естественных монополий с целью обеспечения энергетической безопасности будем исходить из необходимости решения обозначенных проблем и предотвращения угроз для вертикально-интегрированных естественных монополий при обеспечении энергетической безопасности.

Одно из направлений совершенствования регулирования деятельности субъектов естественных монополий должно иметь техническую направленность.

В условиях западных санкций, введенных после присоединения Крыма к России, необходимо в первую очередь изменение структуры закупок. Это требует решения вопросов о замещении импорта западного оборудования отечественным и развития связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Итак, был проведен анализ состояния экономики энергетических предприятий, являющихся естественными монополистами, который позволил предположить, что сформированная в процессе реформирования электроэнергетики институциональная среда не создала условий для повышения эффективности деятельности энергетических компаний.


Были выявлены проблемы отрасли, которые не получили решения в процессе реформирования и решение которых видится автору в кардинальной реорганизации отрасли, создании высокотехнологичной государственной вертикально-интегрированной компании в соответствии с третьей теоретической моделью реформ естественных монополий, предполагающей включение элементов и конкуренции, и интеграции. Такая компания должна быть сетевым монополистом, который будет являться одновременно одним из конкурентов в сфере производства (вариант вертикальной интеграции с конкуренцией). Высказанный вывод подтвержден с позиции теории институциональных матриц.

Был проведен анализ влияния различных групп факторов на формирование естественной монополии в электроэнергетике России.

Автором было показано, что сохранение естественных монополий в электроэнергетике предопределено комплексом исторических, технологических, институцио­нальных, рыночных, социально-экономических и поли­тических факторов. Естественная монополия в электроэнергетике позволяет обеспечивать безопасность Российской Федерации, защищать права и законные интересы юридических и физических лиц, обеспечивать единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии.

В работе были рассмотрены основные модели организации экономических отношений в энергетике, каждая из которых характеризуется определенными возможностями и сферами конкуренции.

Модель первая – вертикально-интегрированная модель организации экономических отношений в энергетике, представляющая собой регулируемую монополию.

Модель вторая – модель независимых производителей, для которой наряду с монопольными компаниями характерно появление независимых производителей электроэнергии и отдельных сбытовых компаний, которые продают или покупают электроэнергию у монопольной компании в соответствии со специальными соглашениями.

Модель третья – модель единственного покупателя, характеризующаяся наличием конкуренции между производителями электроэнергии.

Модель четвертая – конкурентная модель организации экономических отношений в энергетике, предполагающая наличие конкуренции на оптовом и розничных рынках, когда свободно конкурируют друг с другом как производители, так и потребители электроэнергии.

У каждой из моделей имеются преимущества и недостатки, которые были выявлены в процессе анализа каждой из этих моделей.

Пути совершенствования регулирования деятельности субъектов естественных монополий:


- техническое направление, предполагающее решение вопросов импортозамещения, изменения системы закупок, преодоления дефицита кадров в электроэнергетике;

- экономическое направление, в рамках которого должны быть решены задачи декриминализации и повышении прозрачности отношений в сфере топливно-энергетического комплекса;

- социально-политическое направление, предусматривающее создание высокоэффективной системы управления электроэнергетикой страны, обеспечивающей минимизацию затрат на развитие и функционирование электроэнергетической отрасли и, соответственно, снижение тарифов на электроэнергию.

- внешнее направление, предполагающее создание единого рынка электроэнергии и свободного электроперетока в рамках Евразийского экономического союза.

Ключевым внешнеэкономическим партнером России на данный момент времени, да и в перспективе, выступает Китай, с которым только в 2014 году было подписано более сорока контрактов, подписан пакет соглашений об инвестиционном сотрудничестве, при этом китайские партнеры настойчиво продвигают свои интересы и эффективно реализуют долгосрочную внешнеэкономическую политику. На начало 2015 года Российско-китайский товарооборотсоставил 59,1 млрд долл. В общем объеме притока прямых иностранных инвестиций на Китай приходится 5,5 %.

На проводившейся 30–31 мая 2016 года Международной конференции «Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений» российскими и китайскими партнерами была поставлена задача — к 2020 г. увеличить двусторонний оборот почти в 4 раза (до 200 млрд долл.). Россия делает ставку на взаимодействие между финансовыми структурами двух стран в рамках Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Банка Развития БРИКС и Евразийского банка развития. В целях более плодотворного сотрудничества при соблюдении интересов российских компаний и обеспечения национальной безопасности страны в деле углубления и расширения внешнеэкономических связей между Россией и КНР необходимо более серьезно относиться к организации совместной проектной деятельности. Под последней понимается многоуровневая система взаимосвязанных этапов, благодаря чему учитываются рекомендации и ожидания различных заинтересованных участников проекта, совместно обсуждаются все возникающие идеи и возможные пути решения поставленных задач.

Одним из методов ведения внешнеэкономической деятельности и построения эффективных внешнеэкономических связей на современном этапе является кооперация компаний на основе проекта — целенаправленного, заранее проработанного и запланированного создания или модернизации промышленных или инфраструктурных объектов, технологических процессов, технической и нормативной документации, материальных, финансовых, трудовых ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий.


При разработке проектов по приоритетным направлениям необходимы профессионализм, знание языка, национальных особенностей и культуры страны-партнера, правовой специфики. Рассмотрим основные российско-китайские проекты, реализуемые в рамках внешнеэкономической деятельности.

В топливно-энергетическом комплексе:

− контракты о поставках российского газа в Китай, подписанные ОАО Газпром и Китайской национальной нефтяной корпорацией;

− меморандум о взаимоотношениях между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Агентством по атомной энергии КНР о сотрудничестве в сооружении плавучих АЭС;

− соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО «РусГидро» и «Пауер Чайна».

Транспорт и транспортное машиностроение:

− соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО «РЖД» и корпорацией «Китайские железные дороги»;

− трехстороннее соглашение о сотрудничестве при реализации инвестиционного проекта «Строительство завода по производству автомобилей», включающего в себя цех штамповки, сварки, окраски, сборки, производства запасных частей» на территории Тульской области между правительством области, ОАО «Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства и компанией «GreatWall»»;

− соглашение о сотрудничестве между ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»» и «JizhouZhongyiFRPCo.Ltd». Межбанковское и инвестиционное сотрудничество: − меморандум о взаимоотношении между российско-китайским инвестиционным фондом и компанией «HopuJnvestments» в отношении инвестиций в развитие логистической инфраструктуры в России и Китае;

− рамочное соглашение между ОАО «Газпромбанк» и Государственным банком развития Китая о стратегическом сотрудничестве;

− соглашение о кредитном сотрудничестве между Внешэкономбанком и Экспортно-импортным банком Китая. Развитие инфраструктуры и производство стройматериалов:

− партнерское соглашение между ОАО «Ростелеком» и компанией «Хуавэй» о сотрудничестве с целью предоставления современных телекоммуникационных услуг в рамках реализации национальной программы по ликвидации цифрового неравенства;

− контракт между «Евроцемент групп» и SINOMAInternationalEngineering на строительство новой технологической линии мощностью 10 тыс т клинкера в сутки на базе закрытого акционерного общества «Михайловцемент» в Рязанской области.

Китайская национальная нефтегазовая корпорация СNPC сотрудничает с госкорпорацией «Роснефть» по разведке и добыче углеводородов в Иркутской области, участвуя в СП «ООО «Восток-Энерджи». В то же время Компания «Роснефть» участвует с долей 49 % в проекте строительства в г. Тяньцзине совместного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса мощностью 16 млн т в год. Для реализации проекта создано КОО «Китайско-российская Восточная нефтехимическая компания». Среди совместных российско-китайских инфраструктурных проектов следует отметить строительство и расширение нефтепровода «Сковородино-Мохэ» и проектируемого газопровода «Сила Сибири». В 2014 г. крупнейший российский независимый производитель газа НОВАТЭКподписал контракт с китайской CNPC на поставку 3 млн тонн сжиженного природного газа в год в течение двадцати лет в рамках проекта «Ямал СПГ». Цена на газ будет определяться по формуле с привязкой к нефтяному индексу JCC. Внешэкономбанк, Газпромбанк, «Ямал СПГ» и China Development Bank подписали меморандум по вопросу организации финансирования проекта. Российско-китайский газовый контракт представляет собой создание в России колоссального газоперерабатывающего производства под Белогорском (газоразделительных станций, гелиевого производства и газохимического комбината). Согласно совместному проекту «Газпрома» и «Сибура», на газоразделительных станциях будет выделяться этан — сырье для производства этанола и полимеров (до 2,4 млн тонн полиэтилена в год), в Китай же пойдет сухой метан, который будет использоваться как энергетическое сырье. В перспективе российские компании при содействии государства рассматривают свое участие в следующих глобальных проектах.