Файл: «Управленческий учет и система отчетности в организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Состав операционных и других бюджетов каждая организация определяет самостоятельно исходя из специфики бизнеса, структуры себестоимости и других факторов.

Система взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов формирует так называемый мастер-бюджет, устанавливающий переход от составления операционных бюджетов к финансовым. Далее в общем виде приведена последовательность разработки следующих бюджетов:

  • бюджет объема реализации продукции;
  • производственная программа;
  • бюджет расходов на закупку материальных ресурсов;
  • бюджет расходов на оплату труда производственного персонала;
  • бюджет накладных общепроизводственных расходов;
  • бюджет текущих периодических общехозяйственных расходов;
  • бюджет себестоимости реализованной продукции;
  • план прибылей и убытков;
  • баланс денежных поступлений и расходов;
  • плановый бухгалтерский баланс [15].

Таким образом, неотъемлемой частью компетенций финансового менеджера любого предприятия являются основы управленческого учета и бюджетирования. С развитием экономики, планирование деятельности стало основой работы предприятий. Бюджетные учетные системы являются ключевыми инструментами управленческого учета, позволяющие аккумулировать информацию, требуемую для реализации различных управленческий функций. В настоящее время бюджетные системы развиваются под влиянием новых идей менеджмента и модифицируются в связи с его возникающими информационными потребностями. Стандартизированного подхода к формированию бюджетной модели и управленческой отчетности не существует. Для каждой компании методология является уникальной разработкой. Бюджетированием можно назвать и систему согласованного управления подразделениями, и реструктуризацию и, оптимизацию его структуры капитала, разработку конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования.

2. Организация управленческого учета на предприятии ООО «ТД РУСПЕК»

2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия


ООО «ТД РУСПЕК» осуществляет оптовую продажу смесей для хлебобулочных и кондитерских изделий.

ООО «ТД РУСПЕК» самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность. Основу плана составляют договора, заключенные с производителями, потребителями и поставщиками продукции.

ООО «ТД РУСПЕК» реализует товары и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а также согласно законодательства.

В настоящее время на рынке существует множество торговых фирм, имеющих сходный с ООО «ТД РУСПЕК» предмет деятельности. Данные фирмы и делят между собой местный рынок. Доля рынка, которую занимает ООО «ТД РУСПЕК», составляет около 15%.

Ассортимент предлагаемой продукции ООО «ТД РУСПЕК» организацией достаточно широк.

Основными факторами, влияющими на спрос продукции ООО «ТД РУСПЕК» являются:

  • ценовая политика организации;
  • деятельность конкурентов на рынке.

В качестве конкурентных преимуществ кампании можно выделить:

  • изучение и внимательный подход к каждому клиенту, в результате чего компания имеет серьезную клиентскую базу;
  • возможность комплексного обслуживания клиентов за счет наличия большого товарного ассортимента;
  • наличие квалифицированных специалистов по каждой товарной группе;
  • выполнение компанией договорных обязательств перед поставщиками и клиентами.

Выполним анализ основных показателей ООО «ТД РУСПЕК».

В таблице 2 рассмотрены основные финансовые результаты по основной деятельности за 2015-2018 гг.

Таблица 2

Финансовые результаты по основной деятельности

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Темп роста, %

2017 г. к 2016 г.

2018 г. к 2017 г.

2018 г. к 2016 г.

Выручка, тыс. руб.

4554

8854

5277

194,42

59,60

115,88

Себестоимость, тыс. руб.

4512

8677

5218

192,31

60,14

115,65

Прибыль от продаж, тыс. руб.

42

177

59

421,43

33,33

140,48

Прочие доходы, тыс. руб.

1

5

26

500,00

520,00

2600,00

Прочие расходы, тыс. руб.

19

78

59

410,53

75,64

310,53

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

24

104

26

433,33

25,00

108,33

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

22

76

24

345,45

31,58

109,09


В таблице 2 представлены все основные показатели финансовых результатов ООО «ТД РУСПЕК» за 2015-2018 гг., а также приведены темпы роста этих показателей.

Таким образом, выручка мы видим, происходит снижение выручки в динамики, что является отрицательной тенденцией. Чистая прибыль снизилась к концу 2018 года на 68,42% что является отрицательной динамикой, предприятие показывает низкие результаты в своей отрасли.

2.2. Организация управленческого учета по разделам

Главной задачей управленческого учета ООО «ТД РУСПЕК» является формирование и использование его данных для принятия менеджментом управленческих решений, позволяющих организации
достичь оптимальных для данной хозяйственной ситуации результатов деятельности.

Основными направлениями управленческого учета в ООО «ТД РУСПЕК» является получение и использование информации для управления товарно-материальными запасами, продажами и дебиторской задолженностью.

Особенности управленческого учета в ООО «ТД РУСПЕК» определяются следующими задачами:

− выбор или отказ от определённого вида товара для торговли на основе его рентабельности, формирование ассортимента;

− определение продажной цены в пределах допустимого интервала;

− определение точки безубыточности отдельных товаров, центров ответственности;

− оценка эффективности в разрезе групп товаров;

− приобретение дополнительного оборудования;

− смена технологии и организации торговли;

− продвижение по службе отдельного менеджера;

− контроль сохранности активов;

− контроль расчетов со сторонними организациями;

− контроль расходов в разрезе статей затрат.

Как видно из перечисленных задач, особенностью управленческого учета в ООО «ТД РУСПЕК» является постановка системы оперативного управления товарными запасами и управления затратами. Следует отметить, что в отличие от бухгалтерского учета, управленческий учет в ООО «ТД РУСПЕК» позволяет получать данные о товаре не только в стоимостном выражении, но и в качественно- количественном.

Величину фактических товарных запасов для продажи в системе управленческого учета сравнивают в динамике за ряд прошедших периодов времени и сопоставляют с нормативами, что позволяет выявить тенденции изменения товарных остатков, их увеличение или снижение в абсолютных единицах и относительных показателях на конкретную дату по месяцам и кварталам года.


Данное сопоставление фактических величин с заранее установленными нормативами позволяет оценить степень выполнения плановых показателей, при необходимости принять оперативные управленческие решения с целью поддержания фактического товарного запаса на оптимальном уровне.

Помимо величины товарных запасов в ООО «ТД РУСПЕК» управленческий учет позволяет управлять ассортиментом продаж, генерируя данные о количестве проданных изделий в разрезе отдельных наименований товаров, их видов и ассортиментных групп.

Управленческий учет в ООО «ТД РУСПЕК» дополнительно включает в себя учет заказов, приходов, возвратов товара, списаний, инвентаризаций.

Цели управленческого учета в данном случае, в ООО «ТД РУСПЕК» это:

− сам учет товародвижения;

− возможность определения наценки товара.

Это позволяет не терять доход в регионах, где цены на аналогичные товары выше.

Управленческий учет в ООО «ТД РУСПЕК» организуется с отражением операций управленческого учета на счетах бухгалтерского учета (синтетический учет и управленческий учет интегрированы). Синтетический и аналитический учет по балансовому счету 44 «Расходы на продажу» на исследуемом предприятии ведется по видам и статьям расходов. Структура счета приведена в табл. 3.

Таблица 3

Структура счета 44 «Расходы на продажу» в ООО «ТД РУСПЕК»

Балансовый счет

Аналитический учет

Группы расходов

Статьи расходов

счет 44 «Расходы на продажу»

Материальные расходы

Транспортные расходы

Материалы

Топливо

Запчасти

Тара

Спецодежда

Потери товаров

Хранение, подработка и упаковка товаров

Услуги производственного характера

Расходы на оплату труда и социальные отчисления

Оплата труда работников торговли

Оплата труда вспомогательного персонала

Оплата труда управленческого персонала

Отчисления на социальное страхование и обеспечение

Содержание и эксплуатация здания и оборудования

Амортизация основных средств

Текущий ремонт основных средств

Капитальный ремонт основных средств

Техобслуживание основных средств

Коммунальные услуги

Пожарная и сторожевая охрана

Аренда здания

Прочие расходы

Амортизация нематериальных активов

Расходы на рекламу

Представительские расходы

Налоги и сборы

Консультационные, информационные, аудиторские услуги

Подписка на периодические издания

Почтовые и телеграфные расходы

Услуги связи

Командировочные расходы

Экспертиза товаров

Расходы, связанные с охраной труда и техникой безопасности

Другие затраты


В соответствии с классификатором бюджетов на предприятии ООО «ТД РУСПЕК» существуют следующие бюджеты, представленные на рисунке 1.

Классификация бюджетов ООО «ТД РУСПЕК»

Операционные бюджеты

Бюджет движения денежных средств

Финансовые бюджеты

Бюджет доходов и расходов

Функциональные бюджеты

Бюджет продаж

Бюджет расходов на продажу

Бюджет закупок

Рисунок 1 - Классификатор бюджетов ООО «ТД РУСПЕК»

Итак, согласно рисунке 1, на предприятии ООО «ТД РУСПЕК» составляется операционные и финансовые бюджеты. На предприятии отсутствуют инвестиционные бюджеты, описывающие все процессы инвестиционной деятельности, а также – процессы управление ИТ, персоналом, бюджет налогов, бюджет оплаты труда не формируется, а значит процесс бюджетирования не полный.

Финансовые бюджеты в виде баланса и отчета о доходах и расходах и движении денежных средств составляются только по факту главным бухгалтером по данным управленческого учета. Вследствие этого ООО «ТД РУСПЕК» не видит свое финансовое положение в координатах важнейших финансовых бюджетов, и не может оценить хватит ли ресурсов на достижение целей, насколько прибыльна планируемая деятельность, насколько устойчиво финансовое состояние.

Такой подход не позволяет предприятию управлять своей рентабельностью, ликвидностью и имущественным состоянием.

Установление плановых показателей происходит при отсутствии регламента бюджетного процесса, четко обозначающего цели и задачи системы бюджетирования, этапы бюджетного процесса и список его участников. Плановые показатели существуют только в виде плана продаж по ассортиментным группам. Показатели планов продаж товаров формируются на основе статистических данных за прошлые периоды и личных ожиданий относительно финансовых показателей работы предприятия.

План продаж устанавливает только на месяц, для эффективного планирования и контроля такого периода недостаточно. Планирование на короткий период не позволяет устанавливать стратегические (долгосрочные) цели и приводить к ним в соответствие тактические (краткосрочные) цели.

Плановые показатели озвучиваются ежемесячно руководителю отдела продаж перед началом нового периода, при этом проекты планов продаж не пересматриваются вследствие влияния внешних и внутренних воздействий. На предприятии не используется такой прогрессивный метод планирования как сценарное планирование, и вследствие этого у предприятия нет возможности контроля и корректировки деятельности, а также возможности моделировать ситуации, вызванные изменениями внутренней и внешней среды. Также не используется метод гибкого планирования, повышающий эффективность планирования, когда изменения во внешней и внутренней среде вызывают соответствующие изменения одного или нескольких ключевых параметров, чаще всего именно в продажах, и другие зависящие от них значения планов пересчитываются.