Файл: «Управленческий учет и система отчетности в организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому вопросы качества управленческих решений и взаимосвязи учетной информации становятся все более актуальными. Управленческий учёт имеет право на самостоятельное определение в рамках внутрихозяйственного управления, поэтому должен иметь свою учётную политику [10].

Учетная политика, в свою очередь, является основным документом любой организации, который определяет порядок ведения учета при отражении хозяйственных операций. Применительно к управленческому учету учетной политикой организации можно назвать принятую совокупность способов ведения учета, калькулирования себестоимости продукции, работ, либо услуг, и составления внутренней отчетности с целью контроля и управления деятельностью организации [20].

Процесс формирования учетной политики в системе управленческого учета отличается трудоемкостью. Ежегодно данный документ необходимо дорабатывать и обновлять, поскольку каждый год в нормативные акты по бухгалтерскому и налоговому учету вносятся изменения. Кроме того, могут быть приняты новые нормативные документы, которые необходимо адаптировать для применения на практике в конкретной организации путем внесения соответствующих изменений и дополнений в учетную политику.

Правила ведения учетной политики для целей управленческого учета организации устанавливают самостоятельно, учитывая при этом специфику своей деятельности. При этом внешними нормативными актами учетная политика не регламентируется, правила устанавливаются с помощью внутренних локальных актов. Как и принятая совокупность ведения бухгалтерского учета, принятые способы ведения управленческого учета необходимо отразить во внутреннем документе организации, который называется «Положение об управленческой учетной политике» [19].

Также, как и учетная политика, для целей бухгалтерского учета, выбранные организацией способы управленческого учета, вступают в силу с 1 января года, следующим за годом их утверждения.

При составлении учетной политики можно руководствоваться принципами российских положений по бухгалтерскому учету, подходами, декларируемыми международными стандартами, также не запрещается использование иных приемов и методов [14].

Лучше всего отражают экономическую сущность правила МСФО, поэтому они наиболее точно подходят для управленческого учета. «В процессе разработки учетной политики в целях управленческого учета можно учитывать требования международных стандартов, практический опыт, как самих разработчиков, так и других экономических субъектов».


Отчетность, составленная согласно международным нормам, является наилучшей для внешних пользователей и инвесторов, поскольку позволяет наиболее объективно оценить эффективность деятельности организации. Принципы МСФО поддерживаются для применения и на законодательном уровне.

Факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики для целей бухгалтерского учета, оказывают существенное влияние на выбор и обоснование управленческой учетной политики [19].

При этом особенно важное значение для принятия управленческих решений имеют данные о затратах. Это связано с тем, что основными показателями, по которым можно охарактеризовать эффективность функционирования предприятия, являются объем затрат и показатель себестоимости продукции.

Учетная политика в управленческом учете должна обеспечить подготовку не только более конкретизированной и детальной информации, например, по местам возникновения затрат и доходов, но и нефинансовых данных, таких как информация об уровне квалификации работников и прочих. Кроме того, при составлении учетной политики для целей управленческого учета следует учитывать следующее: степень развития управленческого учета в организации; цели, которые определены организацией для ведения управленческого учета; обоснованные нормы и нормативы использования ресурсов; системы, с помощью которых осуществляется контроль за использованием ресурсов, действующие на данный момент и планируемые к внедрению, системы материального поощрения работников и другие особенности деятельности организации [14].

Система управленческого учета хозяйствующего субъекта для действенного внедрения учетной политики должна включать в себя такие элементы, как: сформированную структуру управления по центам ответственности и сегментам бизнеса.

После того, как состав центров финансовой ответственности определены, следует сформировать финансовую структуру в виде структурной схемы. Она формируется также, как организационная структура, но вместо организационных звеньев фигурируют центры финансовой ответственности:

  • план счетов управленческого учета, который синтезирован к структуре организации по центрам ответственности;
  • методические указания по открытию счетов управленческого учета и порядку записей на них в соответствии с утвержденным планом счетов;
  • бюджеты и сметы для всей структуры управления, включая инструкции исполнителям по их выполнению и составлению;
  • методы калькулирования по прямым и косвенным издержкам с распределением расходов по функциям, инструкции исполнителям;
  • график документооборота и прочие [13].

Организация управленческого документооборота является связующим звеном основных блоков системы управленческого учета. Его лучше всего организовывать либо по уровням управления, либо по сегментам бизнеса. Основой организации управленческого учета в деятельности организации может послужить как журнально-ордерная форма учета, так и оперативный учет.

В первом случае, исходную информацию можно получить в наиболее подходящем для принятия решений виде, а оперативный учет позволяет оценить эффективность деятельности организации, чтобы своевременно принять необходимые управленческие решения.

Таким образом, можно сделать вывод, что применяемая организацией учетная политика оказывает весомое влияние на эффективность деятельности организации. Если в организации отсутствует приказ об учетной политике в целях управленческого учета, то достоверность информации об истинном состоянии деятельности организации и связанных с этих перспектив значительно снижается. Это может привести к ошибочным управленческим решениям, а также к потерям временных и финансовых ресурсов, направленных ранее на построение системы управленческого учета и отчетности.

Таким образом, учетная политика организации для целей управленческого учета – это один из важнейших компонентов формирования величины основных результатов деятельности организации, а также налогового планирования и ценовой политики.

1.3. Бюджетирование в системе управленческого учета

Бюджетирование представляет собой процесс краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов, результатов деятельности, т.е. согласованного управления деятельностью организации с помощью показателей, позволяющих определить роль каждого подразделения в достижении поставленных целей [9].

Основные задачи, которые решаются в процессе бюджетирования:

  • увязка текущих и перспективных планов;
  • координация действий различных подразделений предприятия;
  • обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;
  • достижение экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском;
  • гарантия выполнения обязательств перед банками, бюджетом, страховыми компаниями, поставщиками и другими субъектами;
  • оценка степени рационального и эффективного вложения капитала;
  • мобилизация резервов увеличения прибыли;
  • управление и контроль над производством, формированием и расходованием платежных средств;
  • периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы;
  • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов [11].

Процесс бюджетирования включает три этапа:

  • планирование, на котором собирается, обобщается плановая информация и проводится ее анализ;
  • реализация - осуществление текущего и итогового анализа отклонений в ходе исполнения и корректировки бюджетов;
  • подготовка итоговых отчетов и их анализ [17].

Бюджетирование позволяет осуществлять постоянный контроль в процессе выполнения плана, оценивать полученные промежуточные и конечные результаты деятельности, проводить непрерывный мониторинг текущего исполнения плановых показателей. Эффективному выполнению этих функций сопутствует изучение воздействия множества факторов на конечные результаты, принятие оперативных мер реагирования на нежелательные изменения в функционировании организации, поиск новых возможностей и резервов увеличения эффективности.

Бюджет - это документ, содержащий плановые показатели организации на ближайшую перспективу. Поэтому любой финансовый план, составленный для управления текущей финансовой деятельностью, можно назвать бюджетом, обеспечивающим взаимоувязку показателей развития организации с имеющимися ресурсами [13].

Выбор подходов и методов, используемых для составления бюджетов, зависит от направленности планирования (новое направление деятельности или развитие существующего, восстановление после кризиса или реструктуризация и т.д.).

При создании нового предприятия, нового направления, изменении профиля деятельности, разработке инновационных проектов и т.д. используется методологический подход так называемого нулевого баланса, когда бюджеты строятся исходя из планируемых мероприятий.

Для обоснования и разработки плановых показателей на дальнейшее развитие используется подход «планирование от достигнутого» - подход к бюджетированию на основе затрат прошлых периодов.

Метод бюджетного планирования представляет собой формирование системы взаимосвязанных смет для выявления потребности организации в финансировании. Он обеспечивает приемлемую точность финансового плана и поэтому является основным при его составлении [16].

Смета - форма планового расчета, или простейшая форма финансового плана, показывающая поступления и расходование денежных средств, направленных на финансирование хозяйственной деятельности организаций. Временной период охвата сметного планирования составляет год с разбивкой по кварталам.

Наиболее часто при составлении смет применяются следующие расчетные методы:


  • нормативный;
  • расчетно-аналитический;
  • балансовый;
  • метод оптимизации;
  • метод моделирования [18].

По нормативному методу потребность в ресурсах определяется умножением действующих норм расхода на планируемые показатели выпуска или реализации.

Расчетно-аналитический метод определения затрат и потребностей в ресурсах за основу берет средние данные о величине затрат за какой-то период, при этом уточняются затраты и запасы, вносятся поправки на изменение условий производства и снабжения. Расчет производится умножением средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.

Балансовый метод расчета затрат и потребностей в ресурсах дает возможность увязать объемы затрат и источники финансирования.

Метод оптимизации при составлении смет заключается в разработке нескольких альтернативных вариантов, позволяющих выбрать наилучший по критерию минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата) (например, моделирование зависимости прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции по моделям Дюпона).

Процесс бюджетирования, таким образом, представляет собой последовательную цепочку шагов планирования, обеспечивающих сбалансированность между отдельными финансовыми показателями и улучшающих финансовое состояние организации.

Система бюджетов включает в себя основные, операционные, дополнительные и вспомогательные бюджеты. Планирование и управление финансами осуществляется посредством трех основных финансовых бюджетов:

  • бюджет прибылей и убытков;
  • бюджет движения денежных средств;
  • расчетный баланс [11].

Операционные, вспомогательные и дополнительные бюджеты служат информационной базой для формирования финансовых бюджетов.

Операционными называют бюджеты продаж, запасов, прямых затрат на материалы и заработную плату, накладных расходов и др., позволяющие рассчитать отдельные статьи доходов и текущих расходов.

Вместе с основными и операционными при необходимости формируются вспомогательные и дополнительные бюджеты. Вспомогательные характеризуют стартовые затраты (бюджет развития, план капитальных затрат), а также объемы внешнего финансирования (инвестиционный бюджет). Дополнительные предназначены для точного определения различных показателей и нормативов планирования в операционных и основных бюджетах. К дополнительным бюджетам относятся:

  • бюджет распределения прибыли;
  • бюджет коммунальных услуг;
  • график погашения дебиторской задолженности;
  • план поступлений и возврата кредитных ресурсов;
  • график налоговых и социальных отчислений и др. [7].