Файл: Анализ современных методов и приемов управления персоналом.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты управления персоналом
1.1 Анализ современных методов и приемов управления персоналом
Глава 2. Характеристика деятельности ООО «Гостиница Горизонт»
2.1 Общая характеристика гостиницы ООО «Гостиница Горизонт»
2.2Анализ персонала гостиницы ООО «Гостиница Горизонт»
2.3Анализ управления персоналом в гостинице
2.4 План мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице
В повседневной деятельности руководителю трудового коллектива важно уметь наблюдать поведение отдельных работников в трудовой деятельности, в личном общении, уметь сформировать, сплотить и воспитать коллектив.
Исходной социологической предпосылкой изучения трудового коллектива является представление о нем как о совокупности социальных ролей и совокупности людей, которые по-разному проявляют себя как личности при выполнении своих ролей. [9, С. 12]
В процессе совместного труда группы прямо или косвенно связаны между собой. Поэтому для практики управления важны не только особенности группы, но ее связи и отношения с другими группами.
Состав и отношения малых групп образуют структуру трудового коллектива. Знание закономерностей формирования и развития структуры трудового коллектива облегчает управление им.
Отношения, как и люди, характеризуются разнообразием. Структуру трудового коллектива можно рассматривать и оценивать с разных позиций, по разным признакам. [5, С. 102]
Наиболее часто структура трудового коллектива рассматривается с позиции отношений между отдельными группами. Отношения в трудовом коллективе могут протекать на формальном уровне (формальные или функциональные отношения) и на неформальном уровне (межличностные и групповые отношения). С этих позиций различают формальную и неформальную структуры трудового коллектива. В каждом коллективе существует сложное переплетение формальных и неформальных структур.
Выполняя свои обязанности, работник вступает с другими членами трудового коллектива в официальные или формальные отношения, которые отражают профессионально-трудовую сторону жизни трудового коллектива.
Группы, созданные по воле руководителя для совершения производственного процесса, являются подразделениями фирмы и называются формальными группами. Задачей формальных групп по отношению к фирме является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.
На характер формальных отношений большое влияние оказывают индивидуальные особенности руководителя и членов трудового коллектива.
Формальные группы и их отношения образуют структуру фирмы. Формальная или функциональная структура отражает сложившееся в трудовом коллективе разделение труда между отдельными группами или лицами в зависимости от деловых их других качеств.
Формальная структура безлична. Она определяется служебными положениями, инструкциями, приказами, в которых определены права и обязанности каждого члена трудового коллектива, то есть определены должностные роли, которые должен выполнять каждый работник.
Весьма важно, чтобы каждый член формальной группы четко знал свою должностную роль и стремился ее выполнить полностью, качественно и вовремя.
На предприятии могут создаваться три типа формальных групп:
- группы руководителей (командные группы). Группа руководителей - это руководитель фирмы или ее подразделения и его штаб;
- группы исполнителей (рабочие группы). Рабочая группа - подразделения или группы, работающие над одним и тем же заданием и имеющие определенную самостоятельность в своем труде;
- целевые группы (целевые комитеты). Целевая группа - комитет, который временно создается для заполнения пробелов существующих в организационных структурах.
Чтобы успешно управлять трудовым коллективом, руководителю необходимо не только уметь анализировать межличностные отношения внутри группы, но также знать характер межгрупповых отношений (функциональных и личностных).
В своем развитии коллектив проходит три основные стадии, которые характеризуют его с качественной стороны.
Для управления конкретным коллективом руководитель должен определить на какой стадии развития находится коллектив в настоящий момент и выбрать стиль управления коллективом. [11, С. 18]
Первая стадия - начальная.
Она характеризует процесс создания формальной внешней целостности коллектива. На этой стадии люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Руководитель, в свою очередь, изучает личный состав коллектива.
В этот период начинается адаптация членов коллектива к условиям труда, друг к другу, к руководителю и его требованиям. В стиле управления руководителя преобладает волевая сторона. Руководитель знакомит коллектив с задачами подразделения, ближними и перспективными целями, распределяет обязанности с учетом подготовленности и личных склонностей сотрудников, определяет режим работы и организует его строгое выполнение.
Особое внимание в этот период руководитель должен уделять контролю за исполнением своих решений и заданий. Именно на этой стадии у членов коллектива формируется чувство ответственности, точность и аккуратность при выполнении работы.
Руководитель также изучает индивидуальные особенности сотрудников, привлекает наиболее сознательных и инициативных к решению общественных задач коллектива.
Вторая стадия - дифференцирование.
На этой стадии на основе общности интересов и склада характеров формируются малые группы, различные по своей ориентации к руководителю и к задачам коллектива. Из наиболее сознательных и деятельных людей формируется актив, который раньше других осознает общественную значимость задач коллектива, необходимость предъявляемых руководителем требований и оказывает ему поддержку.
Однако подлинного единства пока еще нет. Добросовестные, но пассивные исполнители соблюдают дисциплину, выполняют задания руководителя, но не проявляют инициативы и активности в поддержке действий администрации. Могут выявиться и дезорганизаторы, отрицательно настроенные к работе и действиям руководителя.
На этой стадии руководитель, опираясь на актив, должен вести борьбу с дезорганизаторами и лодырями, формировать общественное мнение, активизировать добросовестных исполнителей, воспитывать высокую сознательность у членов коллектива. Завершение этой работы будет означать переход на качественно новую ступень развития коллектива.
Важным признаком второй стадии развития является увеличение числа решений, принимаемых руководителем с привлечением подчиненных.
Третья стадия - интегрирование.
На этой стадии создается коллектив с единством интересов и целей, сознательной дисциплиной. Все члены коллектива усваивают требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого.
На этой стадии руководитель должен изменить тактику руководства. Если на начальной стадии он выступал по отношению к подчиненным как внешняя сила, как организатор формирования и развития коллектива, то теперь эту роль берет на себя коллектив, а руководитель является авторитетным представителем и выразителем его интересов.
Роль руководителя на этой стадии заключается в организации трудовых процессов и в тактичном регулировании социальной жизни коллектива, в прогнозировании и определении путей развития коллектива.
Стадией интегрирования не заканчивается развитие коллектива. Он должен развиваться постоянно, во всей полноте своих функций, так как застой в развитии приведет к распаду коллектива.
Рассмотренные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для всех коллективов. Но темпы и сроки прохождения отдельных стадий могут быть различными, так как они зависят от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива.
Тактика руководства в зависимости от стадии развития должна гибко меняться. Не разобравшийся в обстановке руководитель может стать причиной замедления развития или распада коллектива.
Психология коллектива очень сильно влияет на поведение людей в группе.
От того как члены коллектива проявляют себя в труде, общении и познании, складывается характер межличностных отношений в коллективе, формируются групповые интересы, нормы поведения, создается общественное мнение о коллективе (дружный, инициативный, склочный и т.п.).
Основными социально-психологическими характеристиками коллектива можно считать его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность. [17, С. 171]
На эффективность работы коллектива оказывают влияние также следующие факторы:
его размер и состав;
групповые нормы поведения, единомыслие и статус его членов;
трудовые отношения в коллективе и критерии, используемые в управлении.
- Размер. Некоторые исследования показали, что коллективы, насчитывающие от 5 до 11 членов, обычно принимают более точные решения и испытывают большую удовлетворенность от работы.
В общем случае по мере увеличения размера коллектива общение между его членами усложняется и становится труднее достичь согласия по вопросам, связанным с деятельностью коллектива и выполнением его задач.
- Состав. Под составом понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем.
Рекомендуется, чтобы коллектив состоял из непохожих личностей, так как это сулит большую эффективность, чем если бы члены коллектива имели схожие точки зрения. Коллектив с разными точками зрения его членов вырабатывает более качественные решения.
- Групповые нормы поведения. Нормы, обычаи, традиции определяют направленность работы коллектива и ожидаемые результаты.
Они призваны подсказывать членам коллектива дисциплину поведения при выполнении производственных задач. При условии соответствия своих действий и норм каждая отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, на ее признание и на поддержку.
Руководителю следует выносить на обсуждение свое мнение о нормах группы с осторожностью. Например может показаться, что согласие с руководителем в этих вопросах - это проявление лояльности, но такое поведение приведет на деле к подавлению мнений и инициатив.
-Групповое единомыслие. Это тенденция подавления каждой отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-либо явление с тем, чтобы не нарушить единство и гармонию группы.
Глава 2. Характеристика деятельности ООО «Гостиница Горизонт»
2.1 Общая характеристика гостиницы ООО «Гостиница Горизонт»
Сегодня ООО «Гостиница Горизонт» - это комфортабельная гостиница категории 4**** с широким спектром услуг, обновлённым номерным фондом и высоким уровнем обслуживания. Установленная ценовая политика позволяет удовлетворить спрос на доступное размещение в центре Санкт- Петербурга. Гостиница представлена двумя корпусами:
«Октябрьский» - 373 номера;
«Лиговский» - 111 номеров.
Номерной фонд гостиницы включает комфортабельные номера различных категорий, отвечающие высоким современным требованиям:
«Стандарт».
«Комфорт».
«Студия Стандарт».
«Студия Комфорт».
«Люкс».
«Suite».
Все номера оснащены телефоном, холодильником, спутниковым телевидением, доступом к сети Интернет. Номера характеризуются большой площадью комнат. Высокие потолки исторического здания и большие окна создают в номерах атмосферу простора и комфорта.
К услугам деловых людей в гостинице размещены конференц-залы, оснащённые всем необходимым для проведения семинаров и конференций любой сложности.
Также к услугам деловых гостей предлагаются 6 комнат переговоров и дополнительное оборудование в аренду.
Ежегодно в гостинице размещаются участники крупных выставок и конгрессов, творческие коллективы, представители политики и делового мира, журналисты, отмечая высокий уровень сервиса и индивидуальный подход.
Для удобства проживающих работают сувенирные киоски, пункт обмена валюты, банкомат, заказ авиа и железнодорожных билетов, салон красоты и многое другое.
Услуги общественного питания в гостинице представлены в:
ресторане «Ассамблея» (основной ресторан гостиницы);
ресторан «Абажур»;
Миссия гостиницы формулируется следующим образом: обеспечить туристам и деловым путешественникам, посещающим Санкт-Петербург, максимально адекватное соотношение цены, места размещения и спектра дополнительных услуг.
Следует отметить, что в сегменте гостиниц категории 4**** - один из самых высоких уровней конкуренции на гостиничном рынке Санкт-Петербурга, однако именно эта категория гостиниц характеризуется наиболее высокой загрузкой по Санкт-Петербургу: в 2014 году она составила 57% (общий уровень загрузки по рынку - 49%), однако наблюдалось падение загрузки: в 2013 году она составила по категории 4**** 73%. При этом в ООО «Гостиница Горизонт» загрузка номерного фонда в 2014 году составила 62,4%, что выше среднерыночного показателя, однако такая загрузка не является удовлетворительной.