Файл: Анализ современных методов и приемов управления персоналом.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты управления персоналом
1.1 Анализ современных методов и приемов управления персоналом
Глава 2. Характеристика деятельности ООО «Гостиница Горизонт»
2.1 Общая характеристика гостиницы ООО «Гостиница Горизонт»
2.2Анализ персонала гостиницы ООО «Гостиница Горизонт»
2.3Анализ управления персоналом в гостинице
2.4 План мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице
При этом показатели экономической эффективности гостиниц категории 4**** в Санкт-Петербурге также упали в 2014 году по сравнению с уровнем 2013 года.
Ухудшение ситуации на туристском и гостиничном рынке Санкт- Петербурга в 2014 году, вызванное общей макроэкономической нестабильностью и снижением туристского потока из-за рубежа, привело к снижению экономических показателей на гостиничном рынке, в связи с чем гостиницы столкнулись с проблемой повышения эффективности деятельности за счёт оптимизации использования различных видов ресурсов, в том числе трудовых.
2.2Анализ персонала гостиницы ООО «Гостиница Горизонт»
Штат персонала в ООО «Гостиница Горизонт» формируется в соответствии с организационной структурой. Действующее штатное расписание ООО «Гостиница Горизонт» приведено в табл.1.
Таблица 1.-Штатное расписание ООО «Гостиница Горизонт»
Должность |
Численность, чел. |
Генеральный директор |
1 |
Заместитель генерального директора |
1 |
Секретарь-машинистка |
1 |
Главный бухгалтер |
1 |
Ведущий бухгалтер |
1 |
Бухгалтер |
3 |
Заместитель главного бухгалтера |
1 |
Старший кассир |
1 |
Директор по маркетингу и продажам |
1 |
Заместитель начальника отдела маркетинга |
1 |
Менеджер отдела маркетинга и продаж |
1 |
Менеджер по работе с корпоративными клиентами |
1 |
Ведущий специалист отдела маркетинга и продаж |
2 |
Специалист отдела маркетинга и продаж |
5 |
Администратор |
1 |
Старший портье |
4 |
Портье |
11 |
Портье-паспортист |
1 |
Швейцар |
4 |
Заведующая секцией в этажной службе |
1 |
Заведующая секцией филиала в этажной службе |
1 |
Распорядитель работ |
5 |
Горничная |
35 |
Заведующий хозяйством |
1 |
Подсобный рабочий |
2 |
Цветовод |
1 |
Гардеробщик |
2 |
Уборщик мусоропровода |
2 |
Товаровед |
1 |
Кладовщик |
1 |
Инженер по охране труда и технике безопасности |
1 |
ИТОГО |
95 |
Численность и структура персонала по группам позволяет говорить о том, что основная доля персонала ООО «Гостиница Горизонт» - это обслуживающий персонал (на него приходится 55,8% всего персонала). Вторая по значимости группа - это специалисты и инженерно-технический персонал (28,4%). Наименьшую долю в структуре персонала занимает вспомогательный персонал (6,3%).
Таблица 2- Структура персонала ООО «Гостиница Горизонт» по группам в 2014 году
Группа персонала |
Численность, чел. |
Доля, % |
Административно-управленческий персонал |
9 |
9,5% |
Специалисты и инженерно-технический персонал |
27 |
28,4% |
Обслуживающий персонал |
53 |
55,8% |
Вспомогательный персонал |
6 |
6,3% |
ИТОГО |
95 |
100,0% |
Важной характеристикой структуры персонала является его распределение по возрастным группам, по опыту работы, по уровню образования, по семейному положению.
Таблица 3-Структура персонала ООО «Гостиница Горизонт» по возрасту в 2014 году
Возрастная группа |
Численность, чел. |
Доля, % |
моложе 20 лет |
8 |
8,4% |
20-30 лет |
26 |
27,4% |
31-40 лет |
41 |
43,2% |
41-50 лет |
17 |
17,9% |
51-60 лет |
3 |
3,2% |
старше 60 лет |
0 |
0,0% |
ИТОГО |
95 |
100,0% |
Как видим, основные группы персонала ООО «Гостиница Горизонт» по возрасту - это сотрудники в возрасте от 20 до 40 лет, что свидетельствует о хорошей возрастной структуре, поскольку это наиболее активный возрастной период для работников.
Таблица 4-Структура персонала ООО «Гостиница Горизонт» по уровню образования в 2013 году
Уровень образования |
Численность, чел. |
Доля, % |
Среднее |
18 |
18,9% |
Среднее специальное |
21 |
22,1% |
Неоконченное высшее |
7 |
7,4% |
Высшее |
49 |
51,6% |
Научные степени |
0 |
0,0% |
ИТОГО |
95 |
100,0% |
Таблица 5 - Структура персонала ООО «Гостиница Горизонт» по стажу работы в 2014
Стаж работы |
Численность, чел. |
Доля, % |
1-3 года |
11 |
11,6% |
3-5 лет |
27 |
28,4% |
5-10 лет |
41 |
43,2% |
10-20 лет |
12 |
12,6% |
свыше 20 лет |
4 |
4,2% |
ИТОГО |
95 |
100,0% |
По семейному положению большая часть сотрудников замужем/женаты с детьми или без детей: данную информацию можно использовать для построения эффективных систем мотивации.
Таблица 6-Структура персонала ООО «Г остиница Горизонт» по семейному положению в 2014 году
Семейное положение |
Численность, чел. |
Доля, % |
Не замужем/не женат |
17 |
17,9% |
Замужем/женат |
21 |
22,1% |
Замужем/женат, есть дети |
49 |
51,6% |
Не замужем/не женат, есть дети |
8 |
8,4% |
ИТОГО |
95 |
100,0% |
Таким образом, в целом, можно говорить о том, что качественный и количественный состав персонала ООО «Г остиница Горизонт» являются сбалансированными и не нуждаются в изменениях.
2.3Анализ управления персоналом в гостинице
Наряду с производительностью труда (которая сократилась в 2014 году по сравнению с уровнем 2013 года, несмотря на рост средней заработной платы), показателем, позволяющим оценить состояние системы управления персоналом в организации, является показатель текучести кадров.
Таблица 7 -Текучесть кадров в ООО «Гостиница Горизонт» в 2013-2014 гг.
Показатели |
2013 |
2014 |
Численность сотрудников на начало года, чел. |
95 |
93 |
Число уволившихся, чел. |
5 |
9 |
Число принятых на работу, чел. |
3 |
13 |
Численность сотрудников на конец года, чел. |
93 |
97 |
Среднесписочная численность, чел. |
94 |
95 |
Текучесть кадров, % |
5,3% |
9,7% |
Как видно из табл.7, текучесть кадров характеризуется двумя основными негативными моментами:
она выросла в 2014 году по сравнению с уровнем 2013 года на 4,4%
в 2014 году текучесть кадров приблизилась к критическому значению в 20,0%.
Отмеченные тенденции свидетельствуют о том, что система управления персоналом в гостинице функционирует недостаточно эффективно. Основной проблемой в управлении персоналом в ООО «Г остиница Горизонт» является отсутствие специализированного структурного подразделения и даже отдельного сотрудника, выполняющего функции по управлению персоналом. Основной круг обязанностей в сфере управления персоналом выполняет генеральный директор, который выполняет следующие функции по управлению персоналом:
поиск и подбор персонала, проведение собеседований;
выработка и реализация совместно с соответствующими подразделениями мер по мотивации и стимулированию персонала;
разработка и принятие решений по карьерному росту сотрудников;
разработка и реализация мероприятий по обучению и повышению квалификации персонала;
разработка и реализация мероприятий по проведению оценки и аттестации персонала.
Работу, связанную с делопроизводством по кадровым вопросам, выполняют частично секретарь-машинист и частично бухгалтеры. Такое распределение функций и обязанностей по управлению персоналом наряду с тем, что генеральный директор выполняет ряд других ключевых для ООО «Гостиница Горизонт» функций, приводит к тому, что деятельность по управлению персоналом носит бессистемный характер, её элементы не увязаны друг с другом, не разрабатывается кадровой стратегии и кадровой политики, не осознаётся проблема снижения производительности труда и повышения текучести кадров в комплексе и, соответственно, не разрабатываются эффективные решения по их устранению.
Поиск и набор персонала осуществляется, когда в гостинице образуется вакантное место: непосредственный руководитель подразделения, где образовалась вакансия, информирует об этом генерального директора, сообщает ему основные требования к кандидату на вакантную должность, после чего генеральный директор самостоятельно размещает вакансию на сайте www.superjob.ru. После этого секретарь-машинист анализирует поступающие на вакансию резюме, приглашает соискателей на собеседование с генеральным директором, а генеральный директор принимает окончательное решение о приёме сотрудника на работу. При этом формализованного контроля знаний и качеств, необходимых для кандидата на вакантную должность, не проводится, и тот факт, что предварительная оценка соискателей практически отсутствует, способствует тому, что часто в дальнейшем выясняется, что кандидат не полностью соответствует требованиям, к нему предъявляемым.
Основы стимулирования персонала в ООО «Гостиница Горизонт» заложены в Коллективном договоре, заключаемом организацией с сотрудниками. В нём выделены как материальное, так и нематериальное стимулирование работников. Материальное стимулирование труда (заработная плата работников), в соответствии с Коллективным договором определяется следующим образом:
Оплата труда работников складывается из должностного оклада, добавок, доплат, премий за производственные результаты и предоставления питания в натуральной форме, стоимость которого устанавливается внутренними документами общества на каждый финансовый год.
Работникам выплачиваются премии по результатам работы в соответствии с Положением о премировании за производственные результаты и Положением о премировании работников по итогам работы за год, являющимися неотъемлемой частью Коллективного договора.
Все работники, состоящие в штате, обеспечиваются служебным питанием в рабочие дни (смены) за счет фонда оплаты труда, стоимость которого устанавливается внутренними документами на каждый финансовый год.
Среди недостатков материального стимулирования, которые вытекают из условий Коллективного договора, можно отметить следующие:
отсутствие дифференциации методов материального стимулирования по группам персонала: тем не менее, это важно, поскольку разные сотрудники вносят разный вклад в конечные результаты деятельности, и критерии оценки их труда также различаются;
отсутствие чётко установленных критериев выплаты премий по результатам работы за год и премий за производственные результаты, что делает систему премирования непрозрачной;
ежегодная выплата премий не соответствует специфике деятельности гостиницы, в которой чётко выделяются «высокий» и «низкий» сезоны, принципиально различающиеся между собой.
Нематериальное стимулирование работников, в соответствии с условиями Коллективного договора, осуществляется в форме отчислений на культурно-массовые и физкультурные мероприятия (сумма отчислений, осуществляемых работодателем, составляет 0,3% от фонда заработной платы сотрудников). При этом следует отметить, что в Коллективном договоре обозначена только сумма расходов на нематериальное стимулирование, в то время как конкретное содержание методов не раскрыто.
В целом, можно отметить, что Коллективный договор не отражает конкретных инструментов и методов стимулирования труда персонала в ООО «Гостиница Горизонт» и требует доработки в этом направлении.
Проблемой, взаимосвязанной с недостаточно эффективной системой материальной стимулирования, является отсутствие регулярной аттестации персонала, к результатам которой могли бы быть привязаны (хотя бы частично) меры материального стимулирования. Оценка и аттестация персонала являются очень затратной с точки зрения времени процедурой, и поэтому, учитывая, что в штате ООО «Гостиница Горизонт» нет специализированного структурного подразделения или функционального специалиста, выполняющего обязанности в сфере управления персоналом, в существующих условиях её введение невозможно: для этого требуется организационная трансформация функций по управлению персоналом в гостинице.