Файл: Учетная политика предприятия на примере реально существующего предприятия: формирование и раскрытие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Учетная политика, направленная на формирование привлекательной, с точки зрения инвестирования, отчетности. В данном случае учетная политика формируется таким образом, чтобы обеспечить формирование наиболее привлекательной финансовой отчетности с точки зрения финансовых коэффициентов. Такой подход обусловлен стремлением привлечь дополнительные источники финансирования, как собственные, так и заемные[13].

Проявления значимости учетной политики организации можно охарактеризовать с двух сторон: для внутренних и внешних пользователей (рис. 3).

В качестве внутренних пользователей выступают:

1) руководитель, учредители и административный отдел;

2) финансовый отдел и отдел бухгалтерии;

3) другие отделы и подразделения.

Внешними пользователями представлены:

1) налоговые органы, аудиторские организации и иные проверяющие органы и организации;

2) инвесторы и кредитные организации[14].

Каждая группа и подгруппа пользователей оценивает содержание документа в собственных интересах и применяет его для принятия решений.

Значимость учетной политики организации проявляется через ее функции. Общее толкование понятия «функция» - это значение, назначение, роль. Соответственно, для разных групп пользователей учетная политика организации выполняет ту или иную роль (функцию) и становится значимой для принятия решений[15].

Пользователи учетной политики организации

Проявление значимости учетной политики организации

1. Для руководителя, учредителей и административного отдела - это свод внутренних правил и инструмент управления финансовыми ресурсами предприятия; инструмент защиты и урегулирования судебных споров, вопросов со стороны налоговых органов, аудиторских организаций.

2. Для финансового отдела и отдела бухгалтерии – это документ, служащий основой обеспечения достоверности бухгалтерского учета и отчетности; вспомогательный инструмент для составления бизнес-плана.

3. Для других отделов и подразделений – это документ, содержащий разграничение ответственности, полномочий, взаимоотношений между подразделениями, отделами и руководством, а также документ, фиксирующий порядок документооборота на предприятии.

В

Н

У

Т

Р

Е

Н

Н

И

Е

1. Для налоговых органов, аудиторских организаций и иных проверяющих органов и организаций – это свод внутренних правил и способов учета, которыми руководствуется организация, необходимый в ходе проверок со стороны этих органов и организаций.


2. Для инвесторов и кредитных организаций - это документ, позволяющий осуществлять сравнительный анализ и оценку предприятий на основе финансовых показателей, на формирование которых влияет содержание пунктов учетной политики организации, и, таким образом, косвенно воздействующий на вынесение решения о финансировании деятельности организации.

В

Н

Е

Ш

Н

И

Е

Рисунок 3 – Проявление значимости учетной политики организации для внутренних и внешних пользователей[16]

Представим выделенные выше основные функции бухгалтерской учетной политики организации:

1) оптимизационная (выбор и разработка способов учета, регулирование документооборота для эффективной деятельности организации, повышение качества группировки и представления учетной информации);

2) регулирующая (направлена на корректное отражение хозяйственных процессов организации в бухгалтерском учете, снижение трудоемкости учетного процесса);

3) конкретизирующая (дополняющая) нормативное правовое регулирование (с помощью правил и инструкций, устанавливаемых в определенной организации);

4) защитная (в случае проверок со стороны аудиторов и государственных органов, наложения штрафов и решение споров со стороны государственных органов и в случае судебных процессов);

5) информационная (при анализе внешними пользователями показателей отчетов)[17].

Таким образом, разработка учетной политики – это сложный многоэтапный процесс. Главный бухгалтер разрабатывает учетную политику организации, а утверждает ее руководитель. В крупных организациях в формировании учетной политики организации должна быть задействована определенная цепочка ответственных подразделений и сотрудников: аналитическая группа, главный экономист, главный бухгалтер, руководитель.

1.2. Основные разделы учетной политики для целей бухгалтерского учета

Необходимость разработки и применения учетной политики хозяйствующими субъектами определяется требованиями в раскрытии дополнительной информации о результатах деятельности организации через раздельный учет, право выбора альтернативных вариантов и способов учета некоторых хозяйственных операций и установление в составе рабочего плана счетов дополнительных группировок по отдельным объектам учета, а также раскрытие всех аспектов учета, связанных со спецификой деятельности организации.


Таким образом, учетная политика является сводом правил отражения движения имущества, обязательств, капиталов, доходов, расходов и прочих операций, относящихся к бухгалтерскому и налоговому учету, которым постоянно и в обязательном порядке следует организация. Ее формирование является обязательным этапом ее деятельности не только в целях регламентации ведения бухгалтерского учета, но и для целей налогообложения.

При составлении учётной политики следует учитывать следующие обстоятельства:

- если законодательством предусмотрен лишь один способ учёта определённой операции, то описывать этот способ в учётной политике не нужно,

- при наличии в законодательстве нескольких вариантов учёта той или иной операции необходимо выбрать один, наиболее подходящий для организации,

- если законодательством не предусмотрен способ учёта какой-либо операции, этот способ необходимо разработать самостоятельно и отразить в учётной политике,

- необходимо прописывать способы учёта только тех операций, которые уже совершаются или будут совершены в ближайшее время,

- методика применения какого-либо способа налогового учёта может быть позаимствована из бухгалтерского учета[18].

Разделы приказа об учетной политике достаточно объемны и представляют в основном интерес для внутреннего пользования бухгалтерской информацией при принятии организационно-технических и иных управленческих решений, потому рекомендуется изложить их в виде приложений к приказу об учетной политике организации. Внешним пользователям бухгалтерской информации при необходимости представляется приказ об учетной политике без таких приложений. При этом рекомендуемый вариант формирования учетной политики организации позволяет разбить учетную политику на несколько самостоятельных документов в виде приложений к приказу. Перечень и содержание данных документов по мере хозяйственной деятельности организации, увеличения объема учетных работ, изменения организационной структуры, принятия иных организационно-управленческих решений можно будет постепенно изменять и дополнять в учетной политике организации.

При формировании учетной политики организации по каждому отдельному элементу следует указывать норму, которая предусматривает возможность применения способа ведения бухгалтерского учета или необходимости самостоятельного определения учреждением конкретной методики учета по данному вопросу. Общие инструктивные положения, одинаковые для всех организации, не следует включать в учетную политику.


Как правило, составлением учетной политики занимается главный бухгалтер. После составления политика должна быть утверждена приказом или распоряжением руководителя, составленным в произвольной форме. Фактически, формирование и утверждение Политики производится единожды при создании организации. В дальнейшем, данное Положение может изменяться и дополняться, но только в конце текущего года (не позднее 31 декабря) для вступления в действие в следующем году (с 1 января). В течение года изменять Положение нельзя кроме наступления особых обстоятельств, заключающихся в изменении российского законодательства либо нормативных документов, создании новых способов ведения учета, либо существенного изменения условий в ведении хозяйствования самой организацией[19].

Отечественным законодательством не обозначены определенные требования к составлению разделов учетной политики. Однако традиционно данной положение разделено на две части – бухгалтерскую и налоговую. Бухгалтерская учетная политика может включать следующие разделы (рис. 4).

Организационный аспект определяет формы ведения и организации бухгалтерского учета хозяйствующим субъектом. Иными словами, организационный аспект не влияет на информацию, формируемую на счетах бухгалтерского учета и представляемую в финансовой отчетности.

Учет НМА

Учет основных средств

Учет МПЗ

Учет затрат

Учет финансовых результатов

Учет резервов

Первичные документы и регистры

Документооборот

Инвентаризация

Рабочий план счетов

Номенклатура дел

Отчетность

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Организационный раздел

Технический раздел

Методологический раздел

Организационная форма ведения учета

Внутренние регламенты

Форма бухгалтерского учета

Регламенты ответственности

Внешний и внутренний контроль

Рисунок 4 – Разделы и элементы учетной политик для целей бухгалтерского учета[20]

Для организационной части могут быть выделены отдельные внутренние регламенты:

1) положение о бухгалтерии;

2) должностные инструкции главного бухгалтера, бухгалтеров и кассира;

3) график документооборота;

4) положение об инвентаризации;

5) положение о внутреннем финансовом контроле.

Выбор формы бухгалтерского учета зависит от различных условий, в том числе от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия. Различают следующие  формы бухгалтерского учета:


1)  «журнал-главная»;

2)  мемориально-ордерную;

3)  журнально-ордерную;

4) упрощенную;

5) автоматизированную.

В организационной части могут быть также освещены вопросы о материальной ответственности. Так, может быть указан перечень должностей, в которыми следует заключать договоры об индивидуальной или коллективной материальной ответственности, а также перечень лиц, обладающих правом подписи бухгалтерских документов и прочее.

Согласно Закону № 402-ФЗ вопросы о внутреннем контроле являются обязательными и организуются экономическими субъектами самостоятельно. Речь при этом идет не только о ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и о самих фактах хозяйственной жизни экономического субъекта.

Учетная политика является основным документом, регламентирующим способы и формы учетного процесса в экономическом субъекте, способным реально гарантировать контроль над порядком ведения бухгалтерского и налогового учета с учетом договорных обязательств и свидетельствовать о функционировании системы внутреннего контроля ведения учета[21].

Между учетной политикой и внутренним контролем существует как прямая, так и обратная связь. Внутренний контроль способствует совершенствованию способов отражения фактов хозяйственной жизни и их экономическую целесообразность при формировании учетной политики.

План счетов бухгалтерского учета – это система регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). План счетов с субсчетами утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н[22]. Используя данный типовой План счетов, организации утверждают свой рабочий план счетов бухгалтерского учета, который будет применяться и который должен содержать полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета Рабочий план счетов и субсчетов организации может быть оформлен как приложение к приказу об учетной политике.

4. Учетная политика, направленная на формирование привлекательной, с точки зрения инвестирования, отчетности. В данном случае учетная политика формируется таким образом, чтобы обеспечить формирование наиболее привлекательной финансовой отчетности с точки зрения финансовых коэффициентов. Такой подход обусловлен стремлением привлечь дополнительные источники финансирования, как собственные, так и заемные[23].