Файл: Учетная политика предприятия на примере реально существующего предприятия: формирование и раскрытие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минфином России подготовлен проект рекомендаций о порядке и способах внутреннего контроля хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета.

В проекте приведены общие подходы к внутреннему контролю, описаны его элементы (контрольная среда, оценка рисков, информация и коммуникация и др.).

Процедуры внутреннего контроля должны быть построены на основе принципов регулярности и системности, содержать отчеты и рекомендации, проверку их выполнения, графики устранения недостатков. Существенное значение в организации внутреннего контроля имеет использование программного обеспечения, процедур тестирования процессов и отчетности. Большое значение имеет  также квалификация и опыт специалистов внутреннего контроля.

Мониторинг исполнения налоговых обязательств является частью системы контрольных процедур и во многом зависит от специфики деятельности компании. Общим для процедур налогового контроля должно быть постоянное сопоставление фактического состояния налогового учета с правилами, указанными в Налоговом Кодексе РФ.

  1. В данном Положении о внутреннем финансовом контроле могут быть определены: перечень контрольных мероприятий по проверке сохранности и эффективности использования отдельных видов активов, обоснованности и целесообразности принятых обязательств; периодичность проведения проверок: состав внутрипроверочных комиссий по отдельным группам активов и обязательств; порядок документального оформления результатов проверки, реализации вынесенных комиссиями предложений и устранения выявленных ими недостатков.

Бухгалтерский учет, правильно организованный, прозрачный и оперативный, способствует выполнению указанной задачи. Компании нужно принимать меры, способствующие своевременному, уместному обеспечению заинтересованных пользователей достоверной и прозрачной информацией для принятия ими стратегически правильных и экономически обоснованных решений. К таким мерам относятся:

  • выработка таких положений учетной политики, которые регулируют учетный процесс материально-производственных запасов;
  • организация результативной учетной системы;
  • создание и закрепление в учетной политике собственных форм первичных учетных документов и регистров аналитического учета всех объектов учета с учетом специфики хозяйственной деятельности организаций;
  • проведение внезапных инвентаризаций касс и материально-производственных запасов, отражение в учетной политике этого момента;
  • автоматизация учетного процесса,
  • контроль расходования МПЗ и услуг (коммунальные услуги).

К примеру, Изменения Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», определяющие, что в случае единовременного списания основных средств стоимостью до 40 тыс. руб. на текущие расходы их необходимо учитывать в составе материально-производственных запасов при условии организации надлежащего контроля за их движением. Данное изменение нормативного акта в качестве внешнего фактора предопределяет в системе внутреннего контроля реализацию таких внутренних факторов, как разработка дополнительной учетной документации по учету запасов, особенности проведения инвентаризации данных активов. Следовательно, эффективная система внутреннего контроля должна своевременно и адекватно реагировать на изменения внешних факторов.

Второе направление совершенствования учета – совершенствование учетной политики организации в соответствии с изменениями законодательства. Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные в учетной политике на предстоящий год способы могут в значительно повлиять на отчетные показатели. Этот процесс необходимо делать контролируемым. С 01.01.2009 вступило в действие ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений". Согласно данному документу изменением оценочных значений является корректировка стоимости активов или обязательств либо размера погашения стоимости актива.

Большинство организаций эти положения нормативных документов игнорируют. В связи с этим реального отражения изменения стоимости актива (обязательства) в бухгалтерском учете пользователям бухгалтерской отчетности не наблюдается, и при составлении бухгалтерской отчетности необходимо отражать изменения оценочных значений активов (обязательств).

Отражение изменения оценочных значений в и бухгалтерской отчетности, во-первых, носит обязательный характер и, во-вторых, не является элементом учетной политики.

Перечень оценочных значений приведен в ПБУ 21/2008. К ним относятся:

1) создание резервов по сомнительным долгам;

2) создание резервов по снижению стоимости МПЗ;

3) создание резервов под обесценение ценных бумаг;

4) создание резерва на оплату отпусков;

5) различные сроки полезного использования основных средств;

5) осуществление оценки будущих экономических выгод.

Следовательно, для более реального отражения активов и источников их формирования организации необходимо применять положения ПБУ 21/2008. Применение оценочных значений может значительно повлиять на финансовый результат компании, занизив ее прибыль и сделав компанию менее рентабельной. Поэтому, прежде чем принять решение о применении оценочных значений, компания должна оценить экономическую эффективность данного мероприятия.


Важный момент – список оценочных значений является открытым. То есть у компании могут появиться такие расчетные показатели, которые не упомянуты в ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» или иных положениях по бухгалтерскому учету.

В системе бухгалтерского учета для отечественных хозяйствующих субъектов предусмотрена возможность создавать различные виды резервов. Они могут формироваться для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета, а также для покрытия предстоящих расходов.

С позиции финансового учета, резервы — объективная необходимость, поскольку они отражают реальное финансовое состояние фирмы. В международной практике учета создание резервов — обычное явление. Для отечественных предприятий они тоже становятся реальностью. Следовательно, формирование резервов в системе бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов является чрезвычайно положительным фактором (в первую очередь, с налоговой точки зрения), несмотря на определенное увеличение трудоемкости учетных работ.

Заключение

В ходе исследования был исследован учет, проведен анализ учетной политики ООО «ПСК РуПланс» и разработаны предложения по совершенствованию положений учетной политики в целях бухгалтерского учета.

Таким образом, в ООО «ПСК РуПланс» успешно функционирует аппарат бухгалтерского учета, возглавляемый главным бухгалтером. Рассмотрен и представлен штат бухгалтерии по участкам выполняемых работ. В целом, обязанности распределены равномерно с учетом нагрузки бухгалтерской службы. Как вывод, можно утверждать, что аналитический учетный процесс в ООО «ПСК РуПланс» выстроен на недостаточно высоком уровне. К существенным недостаткам относится отсутствие внутреннего контроля.

Организационный раздел учетной политики включает общую информацию об организации бухгалтерского учета ООО «ПСК РуПланс».

В ООО «ПСК РуПланс» Положение о бухгалтерии в качестве локального нормативного акта не разрабатывается и не утверждается, бухгалтерский учет организуется и ведется в соответствии с общими требованиями, установленными документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, принятыми на федеральном уровне. Также могут применяться отраслевые и ведомственные нормативные акты.

Приложением к учетной политике утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных подписывать первичные бухгалтерские документы и учетные регистры.


Второй раздел учетной политики компании, содержащий методологические аспекты бухгалтерского учета, отражает правила бухгалтерского учета активов, обязательств, доходов и расходов ООО «ПСК РуПланс».

Положение об учетной политике ООО «ПСК РуПланс» утверждается сроком на один календарный год, следующий за годом ее утверждения. Данный факт соответствует законодательству. Учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Она является единой для организации.

В заключение следует отметить, что Положение об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета ООО «ПСК РуПланс» сформировано в соответствии с методологическими указаниями и требованиями, методика учета принятая на предприятии соответствует законодательству РФ. На основании анализа учётной политики ООО «ПСК РуПланс» можно сделать выводы о достоверности и правильности бухгалтерской и налоговой отчётности, соответствия бухгалтерского и налогового учёта нормативным документам.

Среди недостатков учетной политики ООО «ПСК РуПланс» можно отметить: 

1) организационно-технические: отсутствие ряда документов, которые должны разрабатываться и утверждаться наряду с разработкой учётной политики. Так, в ООО «ПСК РуПланс» отсутствуют следующие документы: положение о бухгалтерии, положение о внутреннем финансовом контроле, состав инвентаризационной комиссии; перечень должностных лиц, имеющих право получать под отчет наличные денежные средства. 

2) методологические: компания не уделяет внимания вопросам минимизации налогов. Так, целесообразно рассмотреть возможность создания резервов. Учитывая, что немалая доля в активах ООО «ПСК РуПланс» приходится на дебиторскую задолженность, целесообразно предусмотреть в учетной политике создание резерва по сомнительным долгам. Значительная часть обязательств приходится на расчеты с персоналом по оплате труда, следовательно имеет смысл создавать резервы на оплату отпусков.

Разработанные рекомендации по оптимизации учетной политики ООО «ПСК РуПланс» направлены на:

  • соблюдение ООО «ПСК РуПланс» действующего законодательства в области бухучета и налогообложения;
  • повышение надежности системы внутреннего контроля ООО «ПСК РуПланс»;
  • рост эффективности информационного обеспечения руководства ООО «ПСК РуПланс»;
  • снижение трудоемкости учетной работы ООО «ПСК РуПланс»;
  • обеспечение достоверности финансовых показателей, предоставляемых ООО «ПСК РуПланс» всем заинтересованным пользователям отчетности.

Поэтому, в целях повышения эффективности ведения бухгалтерского учёта, снижения налоговой нагрузки, улучшения показателей финансовых результатов и в целом повышения эффективности деятельности ООО «ПСК РуПланс» необходимо доработать документационное обеспечение учетной политики и предусмотреть в учетной политике создание резервов по сомнительным долгам и на оплату отпусков.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (Часть 1) от 31.07.1998 № 146-Ф3 (ред. от 03.07.2016).
  2. Налоговый кодекс РФ» (Часть 2) от 05.08.2000 № 117-Ф3 (ред. от 03.07.2016).
  3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.05.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 №105) // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. от 08.11.2010) // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) (ред. от 06.04.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Приказ Минфина России от 13.12.2010 №167н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) (ред. от 06.04.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Информация Минфина России №ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет и отчетность // Налоговый вестник. 2012. №1. – с. 31-35.
  10. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учеб. пособие / В.П. Астахов. – Ростов н/Д: МарТ, 2016. – 832 с.
  11. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учеб. / Ю.А. Бабаев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2014. – 240 с.
  12. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия / А.С. Бакаев, Л.З. Шнейдман. – М.: Бухгалтерский учет, 2015. – 268 с.
  13. Бескоровайная С.А. Организационные аспекты учетной политики / С.А. Бескоровайная // Международный бухгалтерский учет. – 2016. - № 7. – С. 24-27.
  14. Гафурова Г.Н. Постановка и совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии / Г.Н. Гафурова // Международный бухгалтерский учет. – 2015. - № 12. – С. 8-15.
  15. Денисова М.О. Общие принципы разработки учетной политики / М.О. Денисова// Международный бухгалтерский учет. – 2013. - № 12. – С. 12-25.
  16. Дружиловская Т.Ю.. Принципы учетной политики и достоверность отчетной информации как ее цель / Т.Ю. Дружиловская // Международный бухгалтерский учет. – 2015. - № 24. – С. 2-16.
  17. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учеб. / Н.П. Кондраков. – М.: ТК Велби, Проспект, 2014. – 448 с.
  18. Кришталева Т.И. Учетная политика организации как основной этап принятия управленческих решений / Т.И. Кришталева // Международный бухгалтерский учет. – 2016. - № 3. – С. 32-39.
  19. Наговицына О.В. Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета: понятийный аппарат / О.В. Наговицына // Международный бухгалтерский учет. – 2014. - № 26. – С. 30-38.
  20. Николаева С.А. Учетная политика организации на 2015 год: принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. 20-е изд., перераб. и доп. / С.А. Николаева. М.: Аналитика-Пресс, 2014. – 360 с.
  21. Снопок Ю.Н. Учетная политика как инструмент реализации профессионального суждения бухгалтера / Ю.Н. Снопок // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2015. - № 2. – С. 12-19.
  22. Федорова О.С. и др. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета / О.С. Федорова, О.Л. Харалгина, С.А. Томских, М.В. Королева // Налоги и финансовое право. – 2014. - № 2. – С. 43-254, 263-271, 288-307.