Файл: Стратегия диверсификации компании ООО «Меридиан-Томск» (Анализ экономической деятельности предприятия ООО «Меридиан-Томск»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие, виды и методы диверсификации компании
1.2. Оценка современного состояния туристической отрасли
1.3. Особенности продвижения туристических продуктов
Глава 2. Анализ экономической деятельности предприятия ООО «Меридиан-Томск»
2.1. Характеристика предприятия ООО «Меридиан-Томск»
2.2. Анализ ассортиментной политики компании ООО «Меридиан-Томск»
2.3. Анализ внутренней и внешней среды турагентства ООО «Меридиан-Томск»
Глава 3. разработка проекта по диверсификации бизнеса ООО «Меридиан-Томск»
На рисунке 5 отражена структура продаж ООО «Меридиан-Томск» по видам туристических путевок.
Пляжные туры Спортивно-экстремальные туры Экскурсионные горящие туры Шопинг туры
Морские и речные круизы Мини-туры
Фототуры
2017 год
2016 год
2015 год
0,00
0,00
1,26
1,20
1,14
1,01
0,92 1,16
4,07 3,93
6,91
6,20
8,09
10,00
12,67
20,00
21,97
27,45
25,59
30,00
30,75
31,00
40,00
41,65
47,97
50,00
52,91
60,00
Рисунок 5. Структура продаж ООО Компания «Меридиан-Томск» по видам туристических путевок, %
Данные таблицы 3 и рисунка 5 позволяют заключить, что наибольшую долю в объеме продаж занимают экскурсионные горящие туры, пляжные туры и морские круизы, причем объем продаж по данным направлениям падает с каждым годом, что обусловлено влиянием факторов внешней среды на деятельность компании.
В таблице 4 представлена динамика конечных финансовых результатов ООО «Меридиан-Томск» в 2015-2017 годах.
Как свидетельствуют данные таблицы 5, компания в течение анализируемого периода несколько раз меняла систему налогообложения. В 2015 году компания уплачивала налоги по общей системе налогообложения и учитывала себестоимость туров, как процентные расходы, с 2017 года система налогообложения на предприятии упрощенная и себестоимость продаж учитывается по обычной схеме.
Таблица 4
Динамика конечных финансовых результатов ООО «Меридиан-Томск» в 2015-2017 годах
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Изменения от 2015 к 2016 году |
Изменения от 2015 к 2017 году |
Выручка, тыс.руб. |
5399 |
6901 |
7993 |
1502 |
2594 |
Себестоимость, тыс.руб. |
0 |
0 |
7178 |
0 |
7178 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
5399 |
6901 |
815 |
1502 |
-4584 |
Проценты к уплате, тыс.руб. |
3161 |
4290 |
141 |
1129 |
-3020 |
Прибыль после уплаты процентов, тыс.руб. |
2238 |
2611 |
674 |
373 |
-1564 |
Прочие доходы, тыс.руб. |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Прочие расходы, тыс.руб. |
121 |
83 |
94 |
-38 |
-27 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
2117 |
2529 |
580 |
412 |
-1537 |
Налог на прибыль,тыс.руб. |
162 |
0 |
245 |
-162 |
83 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
1955 |
2529 |
335 |
574 |
-1620 |
Рентабельность продаж, % |
41,45 |
37,84 |
8,43 |
-3,62 |
-33,02 |
Рентабельность чистой прибыли, % |
36,21 |
36,65 |
4,19 |
0,44 |
-32,02 |
Результаты приведенных расчетов свидетельствуют о том, что несмотря на перепрофилирование деятельности и рост выручки компании к 2017 году сократилась на 2594 тыс.руб., а прибыль после уплаты процентов сократилась на 1564 тыс.руб. К 2017 года конечный финансовый результата компании снизился на 1620 тыс.руб.
На рисунке 6 приведена динамика рентабельности ООО «Меридиан-Томск» в 2015-2017 годах.
Данные рисунка 6 позволяют заключить, что на предприятии наблюдается негативная динамика рентабельности продаж. Сокращение рентабельности прибыли после уплаты процентов составило на 33,02% или более чем в пять раз, а сокращение рентабельности чистой прибыли составило 32,02% или более чем в 6 раз.
Рентабельность чистой прибыли, %
Рентабельность продаж, %
2017 год
2016 год
2015 год
0
4,19
5
8,43
10
15
20
25
30
35
36,65
36,21
37,84
40
41,45
45
Рисунок 6. Динамика рентабельности ООО Компания «Меридиан-Томск» в 2015-2017 годах, %
Таким образом, подводя итоги анализу ассортиментной политики компании можно заключить, что в связи с продолжающимся кризисом на российском рынке, ООО «Меридиан-Томск» необходимо оптимизировать ассортиментную политику, путем переориентации с наиболее популярных туристических направлений на региональный туризм. Кроме того, компании необходимо осваивать новые рынки по зарубежным туристическим поездкам, которые будут доступны массовому туристу.
2.3. Анализ внутренней и внешней среды турагентства ООО «Меридиан-Томск»
Томский туристический рынок после падения курса рубля находится в не менее кризисном положении, чем вся отрасль в стране. Резкий взлет курса валюты осложнил ситуацию среди томских турфирм еще летом 2014 года. Многие туроператоры сократили число туристических авиарейсов, а с 2015 года из Томска перестали летать чартеры и в Бангкок (Паттайя). В итоге сохранилось только два направления — Вьетнам и о.Пхукет: два рейса в Нячанг выполняет авиакомпания «КАТЭКАВИА». По данным компании «Натали Турс», сокращение авиаперевозок по туристическим направлениям в Томске во второй половине января 2017 года по отношению к праздничным новогодним объемам составило 88%. Этот показатель вполне наглядно демонстрирует глубину падения зарубежного турпотока в регионе.
Что касается развития туристического рынка города Томска, то в настоящее время на рынке города зарегистрировано более 80 туристических агентств. Причем, количество туристических агентств города Томска к началу 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 43 единицы.
На рисунке 7 приведено количество туристических компаний на рынке города Томска в динамике за 2015-2017 годы.
2017 год
2016 год
2015 год
80
60
40
20
0
80
140
120
100
143
139
160
Количество туристических компаний, ед.
Рисунок 7. Количество туристических компаний на рынке города Томска в динамике за 2015-2017 годы
Для качественной оценки влияния факторов внешней среды на деятельность компании туризма необходимо воспользоваться методикой PEST – анализа. Экспертами при проведении PEST – анализа являлись руководящие работники, сотрудники туристического агентства ООО Компания «Меридиан-Томск».
Данные анализа влияния факторов макросреды на деятельность ООО Компания «Меридиан-Томск» представлены в приложении 1.
Из таблицы приложения 1 видно, что все факторы влияют на деятельность участников рынка по-своему, но все же, в итоге негативно. Исходя из полученных данных видно, что наибольшую положительную оценку имеют технологические факторы несмотря на то, что ухудшение экономической ситуации влияет на снижение объемов продаж. Негативным воздействием характеризуются политические и экономические факторы. Социальные факторы влияют негативно, по причине снижения платежеспособного населения и уровня доходов населения. Благоприятным фактором является положительный имидж компании на рынке.
На основе данных таблицы приложения 1 составим Pest-анализ (таблица 5)
Таблица 5
PEST-анализ
ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ |
Мера влияния |
ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ |
Мера влияния |
Санкционное давление и геополитические риски |
-40 |
Экономический кризис |
-20 |
Ужесточение налогового бремя |
-20 |
Снижение платежеспособного спроса |
-20 |
Помощь малому предпринимательству |
+20 |
Местные географо-экономические особенности |
+40 |
Итого |
-40 |
Итого |
0 |
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ |
ФАКТОРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ |
||
населения |
-30 |
Развитие технологий продаж на рынке туристических услуг |
+40 |
Уровень доходов |
-10 |
Развитие внутреннего туризма |
+40 |
Имидж фирмы |
+10 |
Итого |
+80 |
Итого |
-30 |
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом все факторы макросреды оказывают неблагоприятное влияние на туристическую отрасль и ее развитие. Расти на падающем в кризис рынке можно только за счет захвата сегментов, освобождаемых конкурентами. Важно понимать, конечно, за счет чего вы будете в этих сегментах эффективнее предшественников – более совершенных технологий, финансовых возможностей и т.д.
Несмотря на кризис в отрасли, на рынке города Томска действуют как сетевые туристические агентства с несколькими филиалами, так и малые предприятия.
Основными же конкурентами ООО «Меридиан-Томск» являются крупные туристические предприятия и организации города Томска, имеющие лицензию на осуществление туроператорской деятельности и федеральные сетевые компании, в приложении 2 приведено сравнение методов продвижения туристических маршрутов по России перечисленными туроператорам-конкурентам.
По заказу руководства ООО «Меридиан-Томск» специалистами Российской ассоциации туризма была приведена экспертная оценка конкурентоспособности основных игроков рынка. Оценка проводилась по 5-ти бальной шкале пятью независимыми экспертами. Результаты экспертной оценки представлены в приложении 3.
Данные таблицы в приложении 1 позволяют заключить, что лидерами рынка города Томска являются 3 туристических предприятия – в число которых входит и ООО «Меридиан-Томск». Компании необходимо укреплять конкурентные позиции путем развития ассортимента предоставляемых туристических услуг.
В целях выявления целевого сегмента и данных о спросе руководством ООО «Меридиан-Томск» в марте 2017 года проведено анкетирование потребителей города Томска. Было опрошено 100 человек. Опросы проводились через социальные сети. Результаты опроса представлены в приложении 4.
Проведенное исследование показало, что туристическая отрасль является одной из самых пострадавших в кризис отраслей в России. В связи с падением доходов населения падает и спрос на туристические услуги. В настоящее время наблюдается рост консолидации отрасли, поэтому для нового туроператора существуют значительные барьеры. Однако, в ходе исследования было выяснено, что 90% томских туристов обращают внимание на выбор туроператора при приобретении тура.
В приложении 5 подведены итоги проведенного исследования с помощью матрицы SWOT- анализа.
Из проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод, что самыми серьезными угрозами для фирмы являются:
- геополитические риски;
- инфляция;
- обесценивание рубля;
- падение спроса на туристические поездки. 5.Банкротства туроператоров;
- повышение цен на транспортные перевозки;
Нейтрализовать последствия этих угроз поможет быстрое реагирование на изменения во внешней среде.
Таким образом, маркетинговые усилия компании необходимо направить на развитие сегмента внутреннего туризма, развивая наиболее востребованные маршруты и направления.
Глава 3. разработка проекта по диверсификации бизнеса ООО «Меридиан-Томск»
3.1. Обоснование диверсификации бизнеса и расчет затрат при формировании цены на турпродукт туристической компании ООО «Меридиан-Томск»
Результаты проведенного анализа показали, что, несмотря на рост объемов реализации ООО «Меридиан-Томск», чистая прибыль и рентабельность компании значительно сократились. Как было отмечено выше, в 2017 году, в связи со спадом продаж зарубежных туров, компания уже перепрофилировала собственную деятельность, выбрав основным профилем деятельности продажу авиа и железнодорожных билетов. Тем не менее, продажи билетов не приносят ощутимого чистого дохода туристической компании.
В целях оптимизации работы, повышения прибыльности и рентабельности деятельности, в 2018 году компании необходимо рассмотреть возможность диверсификации бизнеса путем ориентации деятельности на межрегиональный туризм.
Компании предлагается направить усилия на организацию подразделения, которое будет отвечать за встречу, размещение и комплексное сопровождение туристов, прибывающих в город Томск.
Полный спектр услуг, который будет оказывать ООО «Меридиан-Томск» в качестве принимающей стороны будет выглядеть следующим образом:
- встреча групп или индивидуальных туристов в аэропорту или на железнодорожном вокзале;
- трансферное обслуживание прибывающих туристов;
- организация автобусных туров;
- размещение туристов в гостиничных комплексах;
- организация экскурсионного обслуживания туристов;
- решение вопросов прибывающих туристов по условиям размещения, питания.