Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Факторы, влияющие на выбор профессии молодых людей и девушек).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) ознакомительная беседа. Исследование последовательности вопросов к разговору, обработка материала.

в) анкетирование учащихся. Подбор вопросов анкеты, обработка итогов анкетирования.

г) тестирование. Подбор пакета методик. Обработка полученных итогов по каждой методике.

3. Завершающий шаг – анализ итогов исследования, выводы, разработка рекомендаций по результатам исследования, консультирование старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения.

Для исследования проф самоопределения применены последующие методы:

1. Анкетирование обучающихся.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4.Тестирование: методика Е.А.Климова «Дифференциально–диагностический опросник», методика профессионального самоопределения Д.Голланда.

Для выявления психических отличительных черт старшеклассников было проведено сплошное наблюдение:

- как влияет эмоциональное состояние старшеклассников на ход занятий, проведение внеклассных мероприятий;

- поведение на переменах;

- какие впечатления выслеживаются в общении с испытуемыми;

- идут ли на контакт с незнакомыми людьми.

Беседа строилась на базе следующих вопросов:

1. Выбрали будущую профессию?

2. Где продолжите обучение?

3. Знакомы ли Вы с содержанием и требованиями выбираемой профессии?

4. Кто или же что повлияло на Ваш выбор?.

Для выявления желанного общественного статуса старшеклассникам была предложена анкета.

Материалы: бумага для ответов, ручка.

Инструкция. Каждый человек пытается занять некоторое конкретное положение в жизни. Чего ты ожидаешь от того положения в жизни, которое ты пытаешься занять? Ответь, поставив рядом с. каждым выражением один из баллов, которые означают:

1 - абсолютно неважно;

2 -довольно неважно;

3 - безразлично;

4 - очень важно;

5 -очень важно.

После проделанных исследований, бесед и анкетирования, для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы использовалось психологическое тестирование.

Для выявление типа профессии наиболее соответствующего личным качествам была предложена методика Е.А.Климова «Дифференциально–диагностический опросник».

Материалы: бланк для ответов, ручка.

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?» В каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+»


Для изучения типа личности и типа профессиональной среды старшеклассникам была предложена методика профессионального самоопределения Д.Голланда.

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей.

Материалы: бланк для ответов, ручка.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов, напротив кода выбранной профессии, поставь знак "+". Подсчитай количество плюсов в каждой строке. Например, из пары "инженер" - "социолог" тебе интереснее профессия социолога. Код этой профессии - 2. Значит, в бланке ответов в графе "код профессий" надо поставить "+" рядом с цифрой 2.

2.2 Анализ результатов экспериментальных исследований

Наблюдение длилось в течение одного месяца. Было проведено сплошное наблюдение за старшеклассниками во время занятий, за поведением на переменах, во время проведения внеклассных мероприятий, в ходе которого были получены следующие данные:

Занятие «Твой выбор», 11 класс.

Участники занятия: 25 обучающихся 11 класса, классный руководитель, педагог-психолог.

1) Сообщение учителя «О прогнозе потребностей экономики в квалифицированных кадрах на период до 2020 года»

2) Дискуссия по вопросам:

-Что такое профессия?

- Как выбрать профессию?

- Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?

- Чем характеризуется современный рынок?

- Какие профессии наиболее престижны у современной молодежи?

- Знаете ли вы, какие профессии сегодня имеют спрос на рынке труда?»

3) Оценивание профессионально важных качеств, которые определяют профессиональную пригодность. Пришли к выводу, что кроме здоровья и квалификации, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности условно выражают словами «Я могу».


4) Ошибки при выборе профессии. Старшеклассники самостоятельно назвали 7 из 10 ошибок при выборе профессии.

5) Работа со словарем популярных профессий. Презентация «В мире новых профессий».

Выводы:

- почти все ребята активно работали на занятии, проявляли большую заинтересованность, не чувствовали скованности в общении с новыми людьми;

- правильно оценили профессионально важные качества, которые определяют профессиональную пригодность;

- рассмотрели ошибки при выборе профессии;

- проявляли большую заинтересованность при работе со словарем популярных профессий;

- после просмотра презентации назвали ещё несколько новых профессий современного мира.

В ходе наблюдения за выпускниками на переменах, во время проведения внеклассных мероприятий (экскурсии, поездки в кино) хочется отметить, что большинство ребят можно отнести к экстравертам. Они подвижные, веселые, общительные. Обладают громкой, быстрой отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

б) Беседа – опрос по теме «Профессиональное самоопределение». В результате беседы-опроса была получена, достаточна обширная информация о профессиональном самоопределении выпускников 11 класса (таблица 2).

Таблица 2

Результат проведенной беседы

Вопрос

Ответ

Кол-во

%

1

Выбрали будущую профессию?

да

25

100

нет

0

0

2

Продолжите обучение

в техникумах

8

32

в высших учебных заведениях

17

68

3

Знакомы ли Вы с содержанием и требованиями избираемой профессии?

частично

14

56

знакомы

11

44

4

Кто или что повлияло на Ваш выбор?

самостоятельный выбор

5

20

друзья

1

4

СМИ

1

4

престиж профессии

8

32

родители

10

40

Проанализировав ответы на поставленные вопросы можно сделать следующий вывод:


- обучающиеся недостаточно информированы о содержании и требованиях выбранной профессии;

- большое влияние на профессиональное самоопределение оказывают родители, престиж профессии.

3 этап. Анкетирование обучающихся «Изучение желаемого социального статуса». Далее испытуемым была предложена анкета по выявлению желаемого социального статуса. По результатам анкетирования сформированы таблицы (Приложение).

По полученным результатам сформирована сводная таблица 3.

Таблица 3

Сводная таблица результатов

Желаемый социальный статус

Общий балл

Средний балл

%

Самореализация

297

11,9

15,2

Заработок

299

11,7

15,3

Карьера

276

11,04

14,1

Альтруизм

248

12,29

12,7

Условия труда

242

9,7

12,3

Самостоятельность

290

11,6

14,8

Общение

305

12,2

15,6

Рис. 1. Результаты исследования анкетирования «Желаемый социальный статус»

Анализируя результаты таблицы 3 и рисунка 1, делаем вывод, что старшеклассники не считают значимыми такие социальные статусы как условия труда, альтруизм. Можно предположить, что для подростков данные статусы не имеют значения или они о них не достаточно информированы, поэтому они никак не связывают их с будущим.

Далее испытуемым была предложена методика Е.А.Климова «Дифференциально–диагностический опросник » (таблица 4).

Таблица 4

Результаты диагностики по методике Е.А.Климова

№ испытуемого

Типы профессий

человек - природа

человек –техника

человек –человек

человек -знаковая система

человек –художественный образ

количество набранных баллов

1

1

2

6

5

5

2

5

1

7

4

4

3

4

4

5

0

7

4

1

4

6

5

4

5

2

3

6

1

8

6

0

4

5

4

6

7

1

5

5

6

3

8

4

3

3

6

4

9

1

6

7

3

2

10

2

1

6

3

8

11

3

2

5

4

6

12

2

6

4

4

4

13

1

4

7

3

5

14

4

0

8

2

6

15

2

1

6

3

5

16

2

3

4

5

6

17

1

4

3

6

5

18

0

5

6

3

7

19

2

3

2

5

6

20

2

1

6

3

8

21

7

2

6

1

3

22

1

2

7

4

6

23

4

5

6

4

2

24

1

3

2

8

5

25

0

5

6

3

5

Общее количество баллов

53

79

134

95

130

%

10,8

16,1

27,3

19,3

26,5


Анализируя результаты таблицы 4, делаем вывод, что обучающиеся 11 класса наибольшее предпочтение отдали следующим типам профессий:

  1. человек – человек – 27, 3% испытуемых. В данном типе профессии ведущий предмет труда - люди. Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки и искусства.

По результатам анкетирования «Изучение желаемого социального статуса» именно эти качества занимают ведущую позицию.

  1. Человек – художественный образ - 26, 3% испытуемых. Ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения. Для данной категории работы необходимы следующие качества: организаторские способности, любовь к искусству, создание новых художественных образов.
  2. Человек – знаковая система – 19, 3 % испытуемых. Ведущий предмет труда – условные знаки, коды. Для данной категории работы необходимы следующие качества: способность логически мыслить, сосредоточенность, умение анализировать.

Меньшее количество баллов набрали типы профессий: человек – техника- 16, 1 % и человек – природа – 10, 8 % испытуемых.

Далее испытуемым была предложена диагностическая методика профессионального самоопределения Голланда (таблица 5).

Таблица 5

Результаты по методике профессионального самоопределения Голланда

Профессиональные типы личности

Реалистич.

Интел-ный

Артист-кий

Социальный

Конвенц-ный

Предпр-чивый

1

4

4

8

10

7

8

2

5

6

4

9

10

8

3

8

2

7

8

9

8

4

7

4

7

9

5

10

5

6

3

7

6

12

9

6

4

7

5

9

6

11

7

6

3

6

9

8

10

8

6

4

8

8

6

9

9

12

2

10

8

3

5

10

6

2

8

8

10

8

11

10

5

4

8

9

6

12

7

2

12

8

7

6

13

6

5

6

11

7

7

14

8

5

7

8

4

9

15

7

3

6

10

5

10

16

8

4

4

10

6

9

17

8

3

3

7

7

9

18

5

5

8

7

9

8

19

9

6

6

7

5

9

20

1

5

9

8

10

8

21

7

10

5

5

8

5

22

6

5

9

6

7

23

6

11

13

4

2

6

24

8

2

7

10

7

6

25

10

5

4

9

7

7

170

113

173

202

176

191

%

16,6

11,0

16,9

19,7

17,2

18,6