Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Факторы, влияющие на выбор профессии молодых людей и девушек).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Факторы, влияющие на выбор профессии молодых людей и девушек
1.2. Трудности и ошибки при выборе профессии
1.3. Основные принципы профконсультирования в школе
2.1. Организация и процедура исследования
2.2 Анализ результатов экспериментальных исследований
Глава 3. Рекомендации по профессиональному самоопределению личности
б) ознакомительная беседа. Исследование последовательности вопросов к разговору, обработка материала.
в) анкетирование учащихся. Подбор вопросов анкеты, обработка итогов анкетирования.
г) тестирование. Подбор пакета методик. Обработка полученных итогов по каждой методике.
3. Завершающий шаг – анализ итогов исследования, выводы, разработка рекомендаций по результатам исследования, консультирование старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения.
Для исследования проф самоопределения применены последующие методы:
1. Анкетирование обучающихся.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4.Тестирование: методика Е.А.Климова «Дифференциально–диагностический опросник», методика профессионального самоопределения Д.Голланда.
Для выявления психических отличительных черт старшеклассников было проведено сплошное наблюдение:
- как влияет эмоциональное состояние старшеклассников на ход занятий, проведение внеклассных мероприятий;
- поведение на переменах;
- какие впечатления выслеживаются в общении с испытуемыми;
- идут ли на контакт с незнакомыми людьми.
Беседа строилась на базе следующих вопросов:
1. Выбрали будущую профессию?
2. Где продолжите обучение?
3. Знакомы ли Вы с содержанием и требованиями выбираемой профессии?
4. Кто или же что повлияло на Ваш выбор?.
Для выявления желанного общественного статуса старшеклассникам была предложена анкета.
Материалы: бумага для ответов, ручка.
Инструкция. Каждый человек пытается занять некоторое конкретное положение в жизни. Чего ты ожидаешь от того положения в жизни, которое ты пытаешься занять? Ответь, поставив рядом с. каждым выражением один из баллов, которые означают:
1 - абсолютно неважно;
2 -довольно неважно;
3 - безразлично;
4 - очень важно;
5 -очень важно.
После проделанных исследований, бесед и анкетирования, для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы использовалось психологическое тестирование.
Для выявление типа профессии наиболее соответствующего личным качествам была предложена методика Е.А.Климова «Дифференциально–диагностический опросник».
Материалы: бланк для ответов, ручка.
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?» В каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+»
Для изучения типа личности и типа профессиональной среды старшеклассникам была предложена методика профессионального самоопределения Д.Голланда.
Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей.
Материалы: бланк для ответов, ручка.
Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов, напротив кода выбранной профессии, поставь знак "+". Подсчитай количество плюсов в каждой строке. Например, из пары "инженер" - "социолог" тебе интереснее профессия социолога. Код этой профессии - 2. Значит, в бланке ответов в графе "код профессий" надо поставить "+" рядом с цифрой 2.
2.2 Анализ результатов экспериментальных исследований
Наблюдение длилось в течение одного месяца. Было проведено сплошное наблюдение за старшеклассниками во время занятий, за поведением на переменах, во время проведения внеклассных мероприятий, в ходе которого были получены следующие данные:
Занятие «Твой выбор», 11 класс.
Участники занятия: 25 обучающихся 11 класса, классный руководитель, педагог-психолог.
1) Сообщение учителя «О прогнозе потребностей экономики в квалифицированных кадрах на период до 2020 года»
2) Дискуссия по вопросам:
-Что такое профессия?
- Как выбрать профессию?
- Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
- Чем характеризуется современный рынок?
- Какие профессии наиболее престижны у современной молодежи?
- Знаете ли вы, какие профессии сегодня имеют спрос на рынке труда?»
3) Оценивание профессионально важных качеств, которые определяют профессиональную пригодность. Пришли к выводу, что кроме здоровья и квалификации, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности условно выражают словами «Я могу».
4) Ошибки при выборе профессии. Старшеклассники самостоятельно назвали 7 из 10 ошибок при выборе профессии.
5) Работа со словарем популярных профессий. Презентация «В мире новых профессий».
Выводы:
- почти все ребята активно работали на занятии, проявляли большую заинтересованность, не чувствовали скованности в общении с новыми людьми;
- правильно оценили профессионально важные качества, которые определяют профессиональную пригодность;
- рассмотрели ошибки при выборе профессии;
- проявляли большую заинтересованность при работе со словарем популярных профессий;
- после просмотра презентации назвали ещё несколько новых профессий современного мира.
В ходе наблюдения за выпускниками на переменах, во время проведения внеклассных мероприятий (экскурсии, поездки в кино) хочется отметить, что большинство ребят можно отнести к экстравертам. Они подвижные, веселые, общительные. Обладают громкой, быстрой отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
б) Беседа – опрос по теме «Профессиональное самоопределение». В результате беседы-опроса была получена, достаточна обширная информация о профессиональном самоопределении выпускников 11 класса (таблица 2).
Таблица 2
Результат проведенной беседы
№ |
Вопрос |
Ответ |
Кол-во |
% |
1 |
Выбрали будущую профессию? |
да |
25 |
100 |
нет |
0 |
0 |
||
2 |
Продолжите обучение |
в техникумах |
8 |
32 |
в высших учебных заведениях |
17 |
68 |
||
3 |
Знакомы ли Вы с содержанием и требованиями избираемой профессии? |
частично |
14 |
56 |
знакомы |
11 |
44 |
||
4 |
Кто или что повлияло на Ваш выбор? |
самостоятельный выбор |
5 |
20 |
друзья |
1 |
4 |
||
СМИ |
1 |
4 |
||
престиж профессии |
8 |
32 |
||
родители |
10 |
40 |
Проанализировав ответы на поставленные вопросы можно сделать следующий вывод:
- обучающиеся недостаточно информированы о содержании и требованиях выбранной профессии;
- большое влияние на профессиональное самоопределение оказывают родители, престиж профессии.
3 этап. Анкетирование обучающихся «Изучение желаемого социального статуса». Далее испытуемым была предложена анкета по выявлению желаемого социального статуса. По результатам анкетирования сформированы таблицы (Приложение).
По полученным результатам сформирована сводная таблица 3.
Таблица 3
Сводная таблица результатов
Желаемый социальный статус |
Общий балл |
Средний балл |
% |
Самореализация |
297 |
11,9 |
15,2 |
Заработок |
299 |
11,7 |
15,3 |
Карьера |
276 |
11,04 |
14,1 |
Альтруизм |
248 |
12,29 |
12,7 |
Условия труда |
242 |
9,7 |
12,3 |
Самостоятельность |
290 |
11,6 |
14,8 |
Общение |
305 |
12,2 |
15,6 |
Рис. 1. Результаты исследования анкетирования «Желаемый социальный статус»
Анализируя результаты таблицы 3 и рисунка 1, делаем вывод, что старшеклассники не считают значимыми такие социальные статусы как условия труда, альтруизм. Можно предположить, что для подростков данные статусы не имеют значения или они о них не достаточно информированы, поэтому они никак не связывают их с будущим.
Далее испытуемым была предложена методика Е.А.Климова «Дифференциально–диагностический опросник » (таблица 4).
Таблица 4
Результаты диагностики по методике Е.А.Климова
№ испытуемого |
Типы профессий |
||||
человек - природа |
человек –техника |
человек –человек |
человек -знаковая система |
человек –художественный образ |
|
количество набранных баллов |
|||||
1 |
1 |
2 |
6 |
5 |
5 |
2 |
5 |
1 |
7 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
0 |
7 |
4 |
1 |
4 |
6 |
5 |
4 |
5 |
2 |
3 |
6 |
1 |
8 |
6 |
0 |
4 |
5 |
4 |
6 |
7 |
1 |
5 |
5 |
6 |
3 |
8 |
4 |
3 |
3 |
6 |
4 |
9 |
1 |
6 |
7 |
3 |
2 |
10 |
2 |
1 |
6 |
3 |
8 |
11 |
3 |
2 |
5 |
4 |
6 |
12 |
2 |
6 |
4 |
4 |
4 |
13 |
1 |
4 |
7 |
3 |
5 |
14 |
4 |
0 |
8 |
2 |
6 |
15 |
2 |
1 |
6 |
3 |
5 |
16 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
17 |
1 |
4 |
3 |
6 |
5 |
18 |
0 |
5 |
6 |
3 |
7 |
19 |
2 |
3 |
2 |
5 |
6 |
20 |
2 |
1 |
6 |
3 |
8 |
21 |
7 |
2 |
6 |
1 |
3 |
22 |
1 |
2 |
7 |
4 |
6 |
23 |
4 |
5 |
6 |
4 |
2 |
24 |
1 |
3 |
2 |
8 |
5 |
25 |
0 |
5 |
6 |
3 |
5 |
Общее количество баллов |
53 |
79 |
134 |
95 |
130 |
% |
10,8 |
16,1 |
27,3 |
19,3 |
26,5 |
Анализируя результаты таблицы 4, делаем вывод, что обучающиеся 11 класса наибольшее предпочтение отдали следующим типам профессий:
- человек – человек – 27, 3% испытуемых. В данном типе профессии ведущий предмет труда - люди. Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки и искусства.
По результатам анкетирования «Изучение желаемого социального статуса» именно эти качества занимают ведущую позицию.
- Человек – художественный образ - 26, 3% испытуемых. Ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения. Для данной категории работы необходимы следующие качества: организаторские способности, любовь к искусству, создание новых художественных образов.
- Человек – знаковая система – 19, 3 % испытуемых. Ведущий предмет труда – условные знаки, коды. Для данной категории работы необходимы следующие качества: способность логически мыслить, сосредоточенность, умение анализировать.
Меньшее количество баллов набрали типы профессий: человек – техника- 16, 1 % и человек – природа – 10, 8 % испытуемых.
Далее испытуемым была предложена диагностическая методика профессионального самоопределения Голланда (таблица 5).
Таблица 5
Результаты по методике профессионального самоопределения Голланда
№ |
Профессиональные типы личности |
|||||
Реалистич. |
Интел-ный |
Артист-кий |
Социальный |
Конвенц-ный |
Предпр-чивый |
|
1 |
4 |
4 |
8 |
10 |
7 |
8 |
2 |
5 |
6 |
4 |
9 |
10 |
8 |
3 |
8 |
2 |
7 |
8 |
9 |
8 |
4 |
7 |
4 |
7 |
9 |
5 |
10 |
5 |
6 |
3 |
7 |
6 |
12 |
9 |
6 |
4 |
7 |
5 |
9 |
6 |
11 |
7 |
6 |
3 |
6 |
9 |
8 |
10 |
8 |
6 |
4 |
8 |
8 |
6 |
9 |
9 |
12 |
2 |
10 |
8 |
3 |
5 |
10 |
6 |
2 |
8 |
8 |
10 |
8 |
11 |
10 |
5 |
4 |
8 |
9 |
6 |
12 |
7 |
2 |
12 |
8 |
7 |
6 |
13 |
6 |
5 |
6 |
11 |
7 |
7 |
14 |
8 |
5 |
7 |
8 |
4 |
9 |
15 |
7 |
3 |
6 |
10 |
5 |
10 |
16 |
8 |
4 |
4 |
10 |
6 |
9 |
17 |
8 |
3 |
3 |
7 |
7 |
9 |
18 |
5 |
5 |
8 |
7 |
9 |
8 |
19 |
9 |
6 |
6 |
7 |
5 |
9 |
20 |
1 |
5 |
9 |
8 |
10 |
8 |
21 |
7 |
10 |
5 |
5 |
8 |
5 |
22 |
6 |
5 |
9 |
6 |
7 |
|
23 |
6 |
11 |
13 |
4 |
2 |
6 |
24 |
8 |
2 |
7 |
10 |
7 |
6 |
25 |
10 |
5 |
4 |
9 |
7 |
7 |
170 |
113 |
173 |
202 |
176 |
191 |
|
% |
16,6 |
11,0 |
16,9 |
19,7 |
17,2 |
18,6 |