Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Факторы, влияющие на выбор профессии молодых людей и девушек).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.Влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных [7, с.361].

5.Несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

6.Оотождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми [8, с.109].

7.Неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности [6, с.90].

8.Выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

9.Недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с.57].

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоит жить [12, с.111].


В связи с этим при профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределённое время или перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых [15, с.114].

Психологи Ф. Седлак, Х. Бройер, Б. Зовинец выделили 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию [22, с.117]:

1 тип - безразличный, меркантильный;

2 тип - нерешительный, фантазирующий;

3 тип - послушный, безответственный;

4 тип - целеустремлённый, уверенный.

Как показывают результаты нашего опроса девятиклассников, к 4 типу относится лишь незначительная их часть.

Ошибки при выборе профессии [18, с.451]:

1. Ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банка и т. д.).

2. Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.

3. Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.

4. Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.

5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.

6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.

7. Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.

8. Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;

9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребёнка.

10. Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии [1, с.87].

Таким образом, существует достаточно много ошибок и моделей этих ошибок при выборе профессии.

1.3. Основные принципы профконсультирования в школе

Профконсультант может помочь прежде всего в решении выбора профессии и в определении профиля профессионального . Немало важное для профконсультанта имеет психологического климата и социальной адаптации клиента. Профконсультант должен учитывать, что общение с консультируемым имеет большую личностную значимость для клиента.


1. Первое, что необходимо знать о профконсультировании это то, что её целью формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая должна быть в учебно-воспитательный процесс [8, с.713].

На мой взгляд, развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный момент в ней заключается в том, что консультант может помочь в формировании необходимых качеств, свойств, которые необходимы клиенту в выборе будущий профессии.

2. Правильность выбора психодиагностических методик.

3. Также консультант может при профконсультировании школьников использовать гуманистический подход – от него зависит налаживание отношений и успех консультации [17, с.279].

Наконец, профконсультант обязан помнить о неприемлемости на консультируемого, вербальных принципах – невозможен директивный тон, а главное навязывание собственного мнения. Профконсультант должен делать акцент на объяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда, когда он осознан, самостоятелен.

4. Консультант должен разбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий.

Из выше упомянутого можно сформировать и попытаться профконсультацию по следующей схеме [25, с.65]:

    1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.
    2. Формирование образа «идеальной» профессии.
    3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.
    4. Анализ психологических портретов профессий.
    5. индивидуально-психологических особенностей клиента.
    6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.
    7. Уточнение профессии, разработка программы и овладения профессией.
    8. У старших классов есть выраженная потребность посоветоваться с психологом о своём профессиональном выборе [14, с.189].

Здесь нужно знать, что для одних достаточно две-три беседы и краткое диагностическое обследование, чтобы принять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для других требуется углубленное обследование и многократные консультации, чтобы подойти к этому решению.

Поэтому необходимо проводить групповые профконсультации уже с 7-го класса; а начиная с 8-гокласса - индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-го класса продолжить в техникуме или институте. В этом случае, психологу необходимо проводить консультирование по профессиональным намерениям, а главное способностям школьников [14, с.190].


9. консультация учащихся, имеющих выраженные профессиональные и достаточно устойчивый профессиональный план, которые в свою очередь, могут обращения к психологу за получением подтверждения правильности уже совершённого выбора. Профконсультант должен распознать эту устойчивою позицию и не навредить.

10. Работа с менее успешными в этом плане учащимися не ограничивается несколькими консультациями. Прежде всего психологу следует: выявить их и склонности, круг интересующих их профессий, сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними [21, с.66].

В данном случае, профконсультант может посоветовать, в школе предметов, непосредственно, необходимых в дальнейшем, а также для устойчивого самоопределения в профпригодности; ознакомление с профессиографической литературой. В результате этой работы, профконсультант может обнаружить - у одних произойдёт укрепление профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений. Произойдет переосмысление и правильное профессиональное самоопределение.

11. Диагностическая и коррекционная работа. При подборе методов диагностики профконсультант должен опираться на адекватное понимание профессиональной деятельности: понимание содержания профессии как совокупности требуемых знаний, умений и навыков, целей деятельности и т.д., плюс определённых требований к психике (т.е. темпу и интенсивности протекания психофизиологических процессов) [19, с.155].

Если консультант в ходе общения с не обнаружил серьёзных проблем в важных качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемых способностей, предлагается система психотренировок ( нужного вида , памяти, пространственного и т.п.), а затем производятся обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностей и путей их преодоления [16, с.111].

12. Консультант должен стремиться к тому, чтобы его диагностическое консультирование превратилось в диагностико-коррекционную работу. Главное помнить, что на последнем этапе работы консультации это – активизация учащегося, сформирование у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их .

13. Завершать профконсультацию может беседа с обсуждением проведённой работы, формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжении выполнения намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранных сфер деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д. Конечно, при разных профконсультация может быть проведена либо целиком и полностью, либо без некоторых этапов, , коррекционной части [8, с.62].


Таким образом, каким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности: ответственность, компетентность, добровольность, конфиденциальность, активность.

В настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Глава 2. Практическое изучение влияния личностных особенностей на выбор профессиональной деятельности

2.1. Организация и процедура исследования

Эмпирическое исследование направлено на изучение профессионального самоопределения старшеклассников и выявление связи между типом темперамента и выбираемой профессией.

Цель экспериментальной работы: исследование связи профессионального самоопределения и типа темперамента у старшеклассников.

Объект исследования: юноши и девушки 11 класса.

Предмет исследования: профессиональное самоопределение учащихся выпускного класса.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что выбор профессии связан с темпераментными свойствами личности.

Описание выборки: в данном исследовании приняли участие ученики 11 «А» класса в возрасте 16 – 17 лет, в количестве - 25 человек, в состав которой вошли 13 мальчиков и 12 девочек, посещающих МОУ «Средняя школа № 32».

Исследование велось в несколько этапов:

1. Подготовительный шаг - определение подборки участников исследования, способов, длительности исследования.

2. Основной шаг – проведение исследования на выявление взаимосвязи избираемой профессии с типом темперамента:

а) наблюдение. Сбор материала, его обработка.