Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Факторы, влияющие на выбор профессии молодых людей и девушек).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя результаты таблицы 5, делаем вывод, что у обучающихся 11 класса доминирующим типом личности является – «социальный»- 19, 7 % испытуемых. Люди, данного типа, обладают такими качествами как: умение общаться, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать. Социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического. «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек – человек».

«Предприимчивый»- 18. 6 % испытуемых, данный тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесно связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Люди данного типа обладают такими качествами как: импульсивность, энергичностью, предприимчивостью. Избегают занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и требующих внимания. Также большой % у: «артистического» - 16, 9 испытуемых, «конвенциального» типа – 17, 2 испытуемых.

Для таких подростков характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Они независимы в решениях, имеют сложный взгляд на жизнь, оригинальны. Также им свойственно опираться на эмоции, воображения и интуицию. У них высоко развиты моторные и вербальные способности. Предпочитают творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п. Развиты коммуникативные способности.

При «конвенциальном» типе личности люди обладают хорошей энергией. Ориентированы на социальные нормы. В основном выбирают профессии типа человек – знаковая система.

Сопоставляя результаты таблиц 4 и 5, можно сделать вывод о том, что профессиональные типы личности и тип профессии совпадают.

Менее выражены:

- «интеллектуальный» – 11% испытуемых, люди этого типа предпочитают профессии научно – исследовательского направления: ботаник, философ и т. д.

- «реалистический» - 16, 6 % испытуемых, тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек – природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности.

Анализируя результаты таблиц, делаем вывод о том, что желаемый социальный статус и профессиональные типы личности совпадают.

По результатам исследования обучающихся 11 класса по всем методикам и анкетированию сформирована сводная таблица 6.


Таблица 6

Сводная таблица результатов

1

Типологические особенности личности

Экстраверт

Интроверт

88%

12%

2

Типы профессий

Ч-Ч

Ч-Т

Ч-П

Ч-З

Ч-Х

27,3%

16, 1%

10, 8%

19,3%

26,3%

3

Профессиональные типы личности

Реалистич.

Интеллектуальн.

Артист-кий

Соц-ный

Конвенц-ный

Предпр-вый

16, 6%

11%

16,9%

19, 7%

17,2%

18,6%

Четвертый этап работы включал проведение профориентационной диагностики старшеклассников. Методика Е.А. Климова «Дифференциально – диагностический опросник» выявила:

- тип профессиональной направленности «Человек-Природа» был выбран 10, 8% учащимися;

- тип «Человек-Техника» выбрали 16,1 % учащихся;

- к типу профессиональной направленности «Человек-Человек» склонны 27,3 % учащихся;

- «Человек-Знаковая система » - 19,3 % учащихся;

- «Человек-Художественный образ» - 26,5 % учащихся.

Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда показал такие результаты:

- 16.6 % испытуемых склонны к предпринимательскому типу личностной направленности;

- 19,7 % - к социальному типу;

- 16,9 % - к артистическому типу;

- 17,2 % - к конвенциональному типу;

- 11 % испытуемых к интеллектуальному;

- 16,6 % - к реалистическому.

Таким образом, исходя из всех полученных данных, можно сказать, что гипотеза исследования о том, что выбор профессии связан с темпераментными особенностями личности старшеклассника подтвердилась частично.

Глава 3. Рекомендации по профессиональному самоопределению личности

Резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы. Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.


Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

-        во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

-        во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны; -        в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям. Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда. Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию. Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана. В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства. Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]: «Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники. «Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.


«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем. «Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4, с.67].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

Заключение

Итак, для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие. Достаточно сложной задачей является выбор профессии.

Можно сказать, что любая профессия — является сложным миром, в котором нужно адаптация, годы обучения, приспособление к различным факторам и условиям. Если посмотреть с другой стороны, то прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать.

Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.

Психологи и педагоги, работающие со старшеклассниками, отмечают большую зависимость от родителей и инфантилизм молодежи при выборе профессии. Важнейшим фактором развития личности в период обучения в 9–11-х классах является стремление старшеклассника строить жизненные планы, обдумывать построение жизненной перспективы. При этом жизненные планы нередко аморфны и включают в себя только цели, без четкого осознания способов достижения, без стремления оценить собственные ресурсы — субъективные и объективные.

Естественно, что на данной ступени возрастного развития еще не происходит самоопределения как такового, ведь имеются только намерения, планы на будущее, не реализованные в деятельности. Поэтому важно помочь молодым людям не растеряться, не занять агрессивную позицию, а суметь самоопределиться в жизни и профессии, которая удовлетворяла бы их духовные и материальные потребности, позволяла максимально использовать и развивать природные способности и личностные качества.


Профориентация в современной школе пока не достигает своих главных целей — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Поэтому весьма актуальным остается изучение условий и факторов, способствующих повышению психологической готовности школьников к самоопределению, то есть обеспечивающих самопознание учащихся, их профессиональное мотивирование и развитие отношений личности, расширение кругозора в мире труда и профессий.

Список использованных источников

  1. Бендюков М. А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е. И. Горбатого. И. Л. Соломин. — СПб.: Изд-во «Речь», 2014. — 203с.
  2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании /А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». — 2014. — 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–12.htm. (дата обращения: 12.08.2016).
  3. Бондарева Л. Ю. Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1066-1067.
  4. Бондарей В. П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10–11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер, П. С. Лернер и др. — М.: Просвещение, 2011. — 506с.
  5. Букреева, И. А., Евченко И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева, И. А. Евченко // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 309–312.
  6. Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.,2009. — 320с.
  7. Володина К. А. Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 244-247.
  8. Дячкин, О. Д. Образ профессии в системе целей профессионального образования / О. Д. Дячкин // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 7. — С.20–22.
  9. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. — 38 с.
  10. Зритнева, Е. И. К вопросу о формировании образа профессии у студентов / Е. И. Зритнева, Е. Ф. Платаш // Материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2014 год. Том 2. Общественные науки. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2015. — 208 с.
  11. Исаева Д. А. К вопросу о соотношении личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Казанская наука. 2012. № 9. - С. 312–318.               
  12. Карушева А. В., Урутина Т. М., Агеева Л. Г. Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1077-1081.
  13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2014. - 305 с.
  14. Ковалева Н. И., Массарыгина И. Н. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1756-1758.
  15. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
  16. Королькова, С. А. Компетентностный подход в профессиональном обучении / С. А. Королькова // Вестник ВолГУ, 2008–2012. — Серия 6. — Вып. 11. — С. 29–33.
  17. Костюнина Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 530-533.
  18. Криволапова Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование. — № 5. — 2015. 
  19. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. — М.: МЭИ, 2009. — 143 с.
  20. Курбет, Н. Н. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. Н. Курбет. — М., 2014.
  21. Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.
  22. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. — М.: Академия, 2016. — 320 с.     
  23. Рыбникова, М. Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Н. Рыбникова. — М., 2015.
  24. Собкин B. C. Старшеклассник в современном мире: эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 2013. - 178 с.
  25. Тимченко, И. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебн. пособие для ст-тов пед. учеб. завед. / И. Н. Тимченко. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 2011. — 144 с.
  26. Урутина Т. М., Агеева Л. Г. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 555-558.
  27. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2013. — № 2. — С. 58–64.
  28. Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.