Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений (Сущность основополагающих понятий - «управление», «оценка», «экспертная оценка»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты экспертной оценки управления
1.1 Сущность основополагающих понятий - «управление», «оценка», «экспертная оценка»
1.2 Экспертная оценка как метод: эффективности управления
2 Исследование экспертных оценок управления на примере ООО «Арт-икс»
2.1 Организационно - управленческая характеристика предприятия
Рисунок 4 - Образование: «Директор по персоналу»
Система оценки результативности труда в ООО «Арт-икс» должна обеспечивать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты ООО «Арт-икс» рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов [17]:
- Установить стандарты результативности труда по каждому рабочему месту и критерии ее оценки.
- Выработать политику проведения оценок результативности труда, то есть решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку.
- Обязать определенных лиц производить оценку результативности труда.
- Вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по результативности труда работников ООО «Арт-икс».
- Обсудить оценку с работником ООО «Арт-икс».
- Принять решение и задокументировать оценку.
Одна из важнейших методических проблем - ктодолжен оценивать работника. В практике ООО «Арт-икс» этим занимается менеджер - управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются [18]:
- Комитет из нескольких контролеров. Такой подход имеет то преимущество, что он исключает предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником.
- Коллеги оцениваемого. Чтобы эта система приносила плоды, необходимо, чтобы они знали уровень результативности его труда, верили друг другу и не стремились выиграть один у другого возможность повышения зарплаты и повышения по службе.
- Подчиненные оцениваемого.
- Кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации. Этот вариант требует больших затрат, чем другие, и в основном используется для оценки работника на каком-либо очень важном посту. Возможно использование подобного варианта также в случаях, если необходимо бороться с обвинениями в предвзятости и предрассудках. Следует принять во внимание, что при использовании данного подхода лицо, производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как при предшествующих четырех вариантах.
- Самооценка. В данном случае - работник ООО «Арт-икс» оценивает себя при помощи методов, используемых другими оценщиками. Этот подход используется скорее для развития навыков самоанализа у работников, нежели для оценки результативности труда.
- Использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником могут сравниваться с оценкой подчиненных или коллег. Двухстороннее (оценщик - оцениваемый) обсуждение результатов оценки дает хорошие предложения для высшего руководства.
Основным из всех рассмотренных подходов является оценка подчиненных ООО «Арт-икс» их руководителем, но важнейшей целью оценки является выявление возможностей личного развития работника и тогда лучше использовать оценку начальником своих подчиненных в сочетании с другими методами.
Кроме установления качественных критериев, позволяющих дать объективную и достаточно полную характеристику деятельности управленческих работников, чрезвычайно важно оценить их количественно. К наиболее эффективным, достаточно распространенным и перспективным можно отнести метод коллективного обсуждения кандидата на должность. Этот экспертный метод полностью отвечает современным рекомендациям, хотя практически широко используется еще с начала XX в. [7].
Достаточно распространены сегодня в кадровой работе ООО «Арт-икс» метод коэффициентов, балльный метод и другие. Для текущих (оперативных) оценок управленческого работника и руководителя применяют метод образца, когда кандидат на должность сравнивается с реальным работником, взятым в качестве своеобразного эталона.
В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в текущих (оперативных) оценках в отечественной и зарубежной практике управления условно различают три группы методов: качественные, количественные и комбинированные [10].
К группе качественных методов обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств.
Замечено, что методы биографического описания, устного отзыва и характеристик в хозяйственной практике чаще всего применяются при найме и перемещении работников, а методы эталона (оценка фактических качеств работника в сравнении с моделью) и дискуссий - преимущественно при назначении руководителей. К количественным методам относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный. К группе комбинированных методов относят широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинаций качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.
В экономическом отделе предприятия ООО «Арт-икс» работает пять человек. С целью повышения эффективности их труда, осуществления целенаправленной кадровой политики в области материального и морального стимулирования сотрудников, проведения аттестации, организации служебного продвижения и повышения квалификации предпринята оценка результатов труда и деловых качеств работников. Для этого использовался интегральный коэффициент, комплексно учитывающий такие показатели, как профессиональные и личные качества, уровень квалификации, сложность работ и результаты труда.
Исходные данные для расчета комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников экономического отдела ООО «Арт-икс» приведены в табл. 1, 2.
Таблица 1
Степень достижения (проявления) признаков
Сотрудник |
Степень достижения признаков, определяющих профессиональные и личные качества |
Степень проявления признаков, определяющих результаты труда |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
|
1Горелова |
1,25 |
1,0 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
- |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
2 Лоева |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
3 Зубина |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
4 Лапина |
1,25 |
1,0 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
5 Баева |
1,0 |
1,0 |
0,75 |
1,0 |
0,75 |
1,0 |
1,25 |
0,75 |
1,0 |
Таблица 2
Исходные данные по экономическому отделу ООО «Арт-икс»
Должность, Ф.И.О. |
Степень достижения признаков, определяющих профессиональные и личные качества |
Уровень образования |
Стаж работы по специальности (лет) |
Степень проявления признаков, определяющих результаты труда |
|||||||
признаки |
признаки |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1.Начальник отдела Горелова |
1,25 |
1,0 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
- |
высшее |
12 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
2. Главный специалист Лоева |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
высшее |
18 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
3. Специалист I категории Зубина |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
высшее |
7 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
4. Специалист II категории Лапина |
1,25 |
1,0 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
незаконченное высшее |
3 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
5. Специалист II категории Баева |
1,0 |
1,0 |
0,75 |
1,0 |
0,75 |
1,0 |
среднее специальное |
2 |
1,25 |
0,75 |
1,0 |
Комплексная оценка (Д) определяется по формуле:
Д = П*К + Р*С, (1)
где П – показатель степени развития профессиональных и личных качеств работника, К – показатель уровня его квалификации, Р – показатель результатов труда работника, С – уровень сложности выполняемых ими функций.Для определения величины показателя П производится оценка степени проявления каждого из признаков (таблица 3, 4) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.
Таблица 3
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества руководителей ООО «Арт-икс»
Признаки профессиональных и личных качеств |
Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств |
Оценка признаков с учетом удельной значимости |
||
0,75 |
1,0 |
1,25 |
||
1 |
2 |
гр.3 = гр.2*0,75 |
гр.4 = гр.2*1,0 |
гр.5 = гр.2*1,25 |
1. Профессиональная компетентность – знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора |
0,27 |
0,2 |
0,27 |
0,34 |
2. Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации |
0,23 |
0,17 |
0,23 |
0,29 |
3. Способность практически организовывать работу коллектива |
0,13 |
0,1 |
0,13 |
0,16 |
4. Способность стимулировать у работников творческую инициативу, направленную на повышение эффективности труда; умение создать в коллективе благоприятный морально-психологический климат |
0,12 |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
5. Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе выработки и принятия нестандартных решений |
0,25 |
0,19 |
0,25 |
0,31 |
Таблица 4
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества специалистов ООО «Арт-икс»
Признаки профессиональных и личных качеств |
Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств |
Оценка признаков с учетом удельной значимости |
||
0,75 |
1,0 |
1,25 |
||
1 |
2 |
гр.3 = гр.2*0,75 |
гр.4 = гр.2*1,0 |
гр.5 = гр.2*1,25 |
1. Профессиональная компетентность знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, умение работать с документами |
0,34 |
0,25 |
0,34 |
0,42 |
2. Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений |
0,17 |
0,13 |
0,17 |
0,21 |
3. Способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время |
0,12 |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
4. Способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности |
0,10 |
0,07 |
0,10 |
0,12 |
5. Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых информационных технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям |
0,10 |
0,07 |
0,10 |
0,12 |
6. Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях |
0,17 |
0,13 |
0,17 |
0,21 |
Оценка по всей совокупности признаков, определяющих профессиональные и личные качества работников ООО «Арт-икс» (П), производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и рассчитывается по формуле:
, (2)
где I - порядковый номер признака (i=1,2, .. n) (для руководителей n=5, для специалистов n=6);
j - уровень (степень) проявления признака (j=1,2,3);
aij - количественная мера признака у работника;
xi - удельная значимость признака в общей оценке (в долях единицы).
Определим показатель степени развития профессиональных и личных качеств (П) каждого работника:
П1 = 0,34 + 0,23 + 0,13 + 0,15 + 0,31 = 1,16;
П2 = 0,42 + 0,21 + 0,12 + 0,12 + 0,10 + 0,21= 1,18;
П3 = 0,42 + 0,17 + 0,15 + 0,12 + 0,10 + 0,21= 1,17;
П4 = 0,42 + 0,21 + 0,12 + 0,12 + 0,12 + 0,17= 1,16;
П5 = 0,34 + 0,17 + 0,09 + 0,10 + 0,07 + 0,17= 0,94.
Оценка уровня квалификации определяется по формуле:
К = (ОБ+СТ) / З, (3)
где ОБ - оценка образования (ОБ=1,2);
СТ - оценка стажа работы по специальности (СТ=0,25; 0,50; 0,75; 1,00);
З - постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок по образованию и стажу работы.
В соответствии с тем, в какую группу по уровню образования попадает работник (I гр. - среднее специальное, II гр.- высшее или незаконченное высшее), ему присваивается количественная оценка по этому признаку, величина которой составляет 1 или 2.
В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на четыре группы по каждому уровню образования (таблица 5).
Таблица 5
Оценка уровня квалификации
Номер группы по стажу |
Оценка стажа |
Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы |
|
1 гр. Среднее специальное образование |
2 гр. Высшее и незаконченное высшее образование |
||
1 |
0,25 |
0-9 |
0-9 |
2 |
0,50 |
9-13, свыше 29 |
9-17, свыше 29 |
3 |
0,75 |
13-17, 21-29 |
17-25 |
4 |
1,00 |
17-21 |
26-29 |
Определим оценку уровня квалификации каждого работника:
К1 = (2 + 0,50) / 3 = 0,833;
К2 = (2 + 0,75) / 3 = 0,917;
К3 = (2 + 0,25) / 3 = 0,75;
К4 = (2 + 0,25) / 3 = 0,75;
К5 = (1 + 0,25) / 3 = 0,417.
В соответствии с установленными значениями, обусловленными постепенным усложнением работ, работники имеют следующие оценки сложности выполняемых работ (С):С1 = 1,00; С2 = 0,89; С3 = 0,68; С4 = 0,57; С5 = 0,57.
Оценка результатов труда (Р) определяется суммированием оценок признаков результатов труда с учетом удельной значимости признаков (таблица 6).