Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Правовое регулирование рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Направления совершенствования ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Необходимо отметить, что публичное опро­вержение недостоверной рекламы, контрреклама является достаточно распространенной формой гражданской ответственности. При обращении в суд с иском к рекламодателю о публичном опро­вержении недостоверной рекламы необходимо установление факта недостоверности рекламных сведений, а также вступившее в силу решение антимонопольного органа, по которому реклама признана ненадлежащей, нарушающей требова­ния Федерального закона «О рекламе». Для тре­бования в судебном порядке публичного опровер­жения недостоверной рекламы заявителю необхо­димо иметь доказательства недостоверности рас­пространенных сведений. Однако часто возника­ют трудности с документальным подтверждением наступления вредных последствий от распространения недостоверной ре­кламы.

В случае установления антимоно­польным органом факта распространения недостоверной рекламы и вы­дачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обра­титься в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекла­модателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Публичное опровержение произ­водится за счет рекламодателя, при этом суд или арбитражный суд опре­деляет форму, место и сроки разме­щения такого опровержения, а также порядок обжалования.

Из вышеуказанного следует, что антимонопольный орган опосредует свое право потребовать от рекламо­дателя опровержения недостоверной рекламы от лица государства при необ­ходимости защитить неопределенный круг потребителей от вредоносного воздействия недостоверной рекламы.

А лицо, права и интересы которого нарушены в результате распространения недостоверной рекламы, всег­да осуществляет защиту только своих прав.

Необходимо отметить, что законо­датель отождествляет опровержение недостоверной рекламы с контррекламой, однако не раскрывает по­нятие контррекламы как таковой. В своих трудах А.А. Гогин указывает, что «контрреклама - это специфическая санкция, направленная на опровержение ненадлежащей ре­кламы и не относящаяся к какому-либо традицион­ному виду юридической ответственности, поэтому ее следует считать особой формой юридической ответственности, хотя ни в одном нормативном правовом акте законодатель не говорит об этом конкретно»[17].


Выглядит убедительной позиция о том, что с точки зрения гражданско-правовой ответствен­ности здесь контрреклама выполняет компенса­ционную функцию, а с точки зрения администра­тивного воздействия выполняет защитную функ­цию. Из чего следует, что под контррекламой следует понимать опровержение недостоверной рекламы, направленное на ликвидацию вызван­ных ею последствий для частных и обществен­ных интересов.

Что же касается административной ответст­венности, то законодатель в части 4 статьи 38 Фе­дерального закона «О рекламе» указывает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизво­дителями, рекламораспространителями законо­дательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который опреде­ляет обязательства субъекта претерпевать ли­шения государственно-властного характера за совершение административного правонаруше­ния. В роли государственно-властного органа в сфере рекламы выступает Федеральная анти­монопольная служба и ее террито­риальные органы.

В Федеральном законе «О рекла­ме» законодатель предусмотрительно выделяет субъектный состав участни­ков по производству, размещению и распространению рекламы. Такое раз­личие в субъектном составе участни­ков этих правоотношений и различие в объекте рекламирования, к которому формируется и поддерживается инте­рес, позволяет отграничивать одну рекламу от другой и давать ей самосто­ятельную правовую оценку. Из этого следует, что за совершение несколь­ких административных правонаруше­ний виновное лицо привлекается к административной ответственности за каждый факт ненадлежащей рекламы конкретного товара отдельно.

Особый интерес вызывает часть 5 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», где законодатель указы­вает, что федеральными законами за умышленное нарушение законо­дательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности. В соот­ветствии с этим закономерно возни­кает вопрос: какие иные меры зако­нодатель имеет в виду, формулируя указанную правовую норму? На наш взгляд, здесь речь ведется об уголов­ной ответственности. Однако необхо­димо помнить, что ранее статьей 182 Уголовного кодекса Российской Фе­дерации была установлена уголов­ная ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации, но Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ указан­ная статья признана утратившей силу и уголовная ответственность за заведомо ложную рекламу ис­ключена[18].


Вероятно, следует понимать, что наличие ком­ментируемой нормы подразумевает под собой возможность введения уголовной ответственно­сти за умышленное нарушение законодательства о рекламе с целью получить прибыль, причинив­шее существенный ущерб государственным или общественным интересам. Возможно, тем самым законодатель подчеркивает значимость социаль­ной ответственности, которую должны нести субъ­екты рекламной деятельности за последствия своих противоправных действий. Представляется убедительной позиция о том, что законодателю необходимо изменить данную норму и возвратить уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу. В своих трудах М.В. Баранова указыва­ет, что «сохранение уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу выступит мощным профилактическим средством, действенным «сто­пором» совершения наиболее опасных посяга­тельств на потребительские права граждан»[19].

Из изложенного выше следует, что ч. 5 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» требует до­полнительной доработки законодателем. Кроме того, как нам представляется, можно предложить внесение такого дополнения в статью 3 Феде­рального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»: «Контрреклама - это официальное опровержение недостоверной рекламы, распро­страняемое в целях ликвидации вызванных ею последствий».

Заключение

Реклама - это самый действенный способ рассказать и при желании показать продукцию своей компании. Не одна современная фирма не сможет обойтись без хорошей рекламы. Ведь не зря сказано что реклама это двигатель торговли, она воздействует на сбыт товара его эффективность на рынке. Эффективность рекламы выражается в изучении знакомства целевой аудитории с информацией об исследуемой фирме и ее товарах, а также о том, что именно о них известно, какой образ фирмы и товаров сформировался и каково отношение к ним.

Рекламное законодательство - это различные нормативные акты, именуемые источниками права и содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы. К рекламному законодательству относятся не только законы, но и подзаконные нормативные акты. В соответствии с Конституцией РФ, со ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», с решением Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П законодательство о рекламе относится к федеральному ведению и не может включать нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Единственное исключение составляют нормативные акты, регулирующие региональные и местные вопросы рекламной деятельности.


В соответствии с действующими законами за нарушение законодатель­ства Российской Федерации о рекла­ме субъекты рекламной деятельности несут гражданскую и административ­ную ответственность.

Из изложенного выше следует, что ч. 5 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» требует до­полнительной доработки законодателем. Кроме того, как нам представляется, можно предложить внесение такого дополнения в статью 3 Феде­рального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»: «Контрреклама - это официальное опровержение недостоверной рекламы, распро­страняемое в целях ликвидации вызванных ею последствий».

Список литературных источников

Правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  2. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
  3. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» // «Российская газета», N 120, 07.06.2005.

Литература

  1. Губин Е.П., Лаутс Е.Б. Лекции по предпринимательскому праву. Новое в правовом регулировании бизнеса. - М.: Юнити, 2013. – 458 с.
  2. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. – М.: АСТ, 2013. – 445 с.
  3. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М.: Инфра-М, 2014. – 233с.
  4. Ромат Е.В. Реклама. – СПб: Питер, 2012. – 271 с.
  5. Баранова М.В. «Черные дыры» в российском законодательстве // Юридический журнал. - 2013. - № 2. - С. 35-43.
  6. Гогин А.А. Ответственность за нарушение Федерального закона «О рекламе» // Право и политика. - 2014. - № 5. – С. 15-19
  1. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. – М.: АСТ, 2013. – С. 214

  2. Ромат Е.В. Реклама. – СПб: Питер, 2012. – С. 128

  3. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М.: Инфра-М, 2014. – С. 142-148

  4. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

  5. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

  6. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

  7. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

  8. Губин Е.П., Лаутс Е.Б. Лекции по предпринимательскому праву. Новое в правовом регулировании бизнеса. - М.: Юнити, 2013. – С. 139

  9. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

  10. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

  11. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» // «Российская газета», N 120, 07.06.2005.

  12. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

  13. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

  14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301

  15. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М.: Инфра-М, 2010. – С. 128

  16. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

  17. Гогин А.А. Ответственность за нарушение Федерального закона «О рекламе» // Право и политика. - 2014. - № 5. – С. 15-19

  18. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

  19. Баранова М.В. «Черные дыры» в российском законодательстве // Юридический журнал. - 2013. - № 2. - С. 35-43.