Файл: Исковая давность и ее гражданско-правовое значение (Понятие исковой давности и сроков исковой давности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как известно, срок исковой давности может быть как общим, так и специальным. Общий срок исковой давности остался прежним – три года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 196 ГК РФ[43]).

Новеллы законодательства связаны с ограничением срока исковой давности 10 годами со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен (п. 2 ст. 196 ГК РФ). То есть более 10 лет сроки исковой давности в отношении любых правоотношений превышать не могут. Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ установлено исключение из этого правила, то есть этот срок не распространяется на случаи, предусмотренные Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»[44].

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ статья 199 ГК РФ дополнена пунктом 3, в соответствии с которым односторонние действия, направленные на осуществление права, например, зачет, безакцептное списание денежных средств и другие, срок исковой давности для защиты которого истек, недопустимы[45]. Данная новелла связана с существовавшими ранее проблемами применения исковой давности, когда кредитор требовал взыскания во внесудебном порядке, например, путем безакцептного списания средств с банковского счета должника.

Нововведения коснулись и порядка определения начала течения сроков исковой давности. В настоящее время оно начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а также о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким образом, истцам не стоит опасаться опоздать с подачей искового заявления, если неизвестно, кто является надлежащим ответчиком.

Введено новое правило, связанное с определением начала течения срока исковой давности по тем обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования. В этих случаях срок исковой давности начинает исчисляться со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а в ситуациях, когда должнику определяется конкретный срок для исполнения требования, течение срока исковой давности начинается по окончании срока, который предоставлялся должнику (абз. 2 п. 2 ст. 200 ГК РФ[46]). Установлено, что срок исковой давности не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Аналогичные правила исчисления срока исковой давности существовали ранее в п. 2 ст. 200 ГК РФ. Однако в прежней редакции начало течения срока исковой давности определялось моментом возникновения у кредитора права предъявить требование об исполнении обязательства, а не днем предъявления соответствующего требования.


В целях стимулирования участников гражданских правоотношений к использованию альтернативных способов разрешения споров[47], предусмотренных законом, законодателем определена возможность приостановления течения срока исковой давности на период осуществления процедуры внесудебного разрешения спора. В соответствии с новой редакцией п. 3 ст. 202 ГК РФ[48] течение срока исковой давности приостанавливается на срок, который предусмотрен законом для соответствующей процедуры, например, медиации, посредничества. Если законом такой срок не установлен, то он равен шести месяцам со дня начала этой процедуры.

Следует отметить, что суды в своей правоприменительной практике конкретизируют порядок проведения досудебной процедуры урегулирования спора. Так, в одном из решений было сказано, что исходя из содержания п. 3 ст. 202 ГК РФ досудебная процедура урегулирования спора должна осуществляться при взаимном волеизъявлении сторон. Помимо этого процедура, которую избрали стороны, должна быть предусмотрена законом. Отсюда суд пришел к выводу, что несоблюдение сторонами названных требований лишает сторону возможности сделать заявление о приостановлении течения срока исковой давности. При этом суд отметил, что действия кредитора по направлению уведомления о начале судопроизводства, а также телефонные переговоры с должником не могут служить основанием для приостановления течения срока исковой давности[49].

Из ст. 203 ГК РФ исключено упоминание о предъявлении иска в установленном порядке как основании перерыва исковой давности.

Прежняя редакция ст. 207 ГК РФ устанавливала, что с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает соответствующий срок и по дополнительным требованиям, таким как неустойка, залог, поручительство. В новой редакции данной статьи к дополнительным требованиям также отнесены проценты. В частности, на практике требование о взыскании процентов за пользование кредитом является наиболее распространенным дополнительным требованием банков по делам о взыскании задолженности. Однако ранее оно не было прямо названо в ст. 207 ГК РФ[50]. В настоящее время статья 207 ГК РФ дополнена пунктом 2, в котором четко указано, что в случае пропуска срока предъявления к исполнению исполнительного документа по главному требованию соответственно считается истекшим и срок исковой давности по дополнительным требованиям.


Подверглись изменениям специальные сроки исковой давности для недействительных сделок. Уточнен срок исковой давности для признания сделки ничтожной. При установлении срока исковой давности по заявлению третьего лица отсчитывать этот срок необходимо с момента, с которого это лицо узнало или должно было узнать о начале исполнения такой сделки. А вот для лица, не являющегося стороной сделки, срок исковой давности в любом случае не может превышать 10 лет со дня начала исполнения сделки (п. 1 ст. 181 ГК РФ).

Новая норма введена в ст. 206 ГК РФ Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ, которая вступила в силу 1 июня 2015 г.: если по истечении срока исковой давности должник или иное обязанное лицо признает в письменной форме свой долг, течение исковой давности начинается заново. Ранее такой возможности не существовало, поскольку совершение обязанным лицом действий, которые свидетельствовали о признании долга, имело смысл только в течение срока исковой давности, и после такого признания срок следовало отсчитывать заново. Частичная уплата долга, как и в прежней редакции, считается действием по признанию долга, но прерывает течение срока исковой давности только в том случае, если произведена в его пределах. Если же обязательство исполнено частично после окончания срока исковой давности, должник не вправе требовать вернуть исполненное (п. 1 ст. 206 ГК РФ[51]), при этом по оставшейся части долга течение срока исковой давности не возобновляется.

2.2. Некоторые проблемы применения исковой давности и пути их решения

Правовая природа исковой давности носит комплексный характер, сочетающий в себе как материально-правовые, так и процессуальные элементы.
При этом, несмотря на то, что исковая давность является институтом частного права, не исключена возможность ее применения к публичным отношениям. Рекомендуется изменить подход к традиционному пониманию исковой давности, рассматривая ее не только как институт гражданского права, а как межотраслевой институт, содержащий нормы, регулирующие комплексные имущественные отношения[52].

Действующее законодательное регулирование материально-правовых
сроков, связанных с обращением в суд в рамках искового производства за защитой нарушенного права, не позволяет определить правовую природу многих из таких сроков. Рекомендуется объединить все сроки обращения в суд (вне зависимости от их отраслевой принадлежности) в рамках единого института исковой давности, создав при этом институт единой исковой давности в рамках всех сроков, соответствующих следующим критериям:


а) материально-правовой характер срока: срок должен быть предусмотрен нормами материального права и регулировать материально-правовые отношения;

б) особая предметная направленность срока: срок должен быть направлен на реализацию правомочия заинтересованного лица на защиту нарушенного права в судебном порядке;

в) процессуальный порядок рассмотрения спора, возникающего при обращении в суд: спор должен в соответствии с процессуальным законом подлежать рассмотрению в рамках искового производства.

В правоприменительной практике при определении момента начала течения срока исковой давности возникают ситуации, когда заинтересованное
лицо не может воспользоваться эффективным механизмом судебной защиты
своих прав по причине истечения исковой давности, не зная и не имея реальной возможности знать о факте нарушения права. Это обусловливается тем обстоятельством, что в отдельных законодательных нормах для подобных лиц установлен объективный критерий исчисления исковой давности, связанный не с осведомленностью заинтересованного лица о нарушении своего права, а с конкретным юридическим фактом[53].

Анализ законодательства и правоприменительной практики свидетельствует о необходимости расширения перечня оснований восстановления срока исковой давности, поскольку условия восстановления срока исковой давности, которые предусмотрены действующим законом, делают этот институт крайне неэффективным и нередко влекут объективную невозможность восстановить пропущенный срок даже при обстоятельствах, очевидно свидетельствующих о невозможности своевременного обращения в суд за защитой нарушенного права.

Предлагается предоставить юридическим лицам правовую возможность
восстанавливать пропущенный срок исковой давности при наличии определенных обстоятельств, уравняв их в этой части в правах с гражданами. Полное и безоговорочное лишение юридических лиц права восстанавливать исковую давность независимо от причин ее пропуска не является правильным и ограничивает их права на судебную защиту.

Кроме того, целесообразно конкретизировать перечень оснований для
восстановления исковой давности, исключив из редакции статьи 205 ГК РФ
формулировки «по обстоятельствам, связанным с личностью истца», а также
приблизительный перечень оснований для восстановления исковой давности.

Нормы действующего гражданского законодательства, регулирующие
применение исковой давности к требованиям, связанным с защитой вещных
прав, нуждаются в совершенствовании. Рекомендуется законодательно урегулировать вопрос применения исковой давности по требованиям, связанным с различными способами защиты права собственности и иных вещных прав.
Действующее правовое регулирование защиты вещных прав по требованиям о признании права, оспаривании зарегистрированного права, а также иным отдельным способам защиты вещных прав не позволяет в полной мере обеспечить реализацию прав заинтересованного лица, а также приводит к нарушению единообразия в толковании судами законодательных норм[54].


Кроме того, предлагается ввести в действующее гражданское законодательство изменения, определяющие порядок исчисления исковой давности по
требованиям о защите вещного права, сопряженного с лишением носителя
вещного права правомочия владения, исчисляя его со дня утраты владения, а в случаях, если вещь выбыла из владения в результате хищения, самоуправства или иным путем помимо воли владельца, - со дня совершения действий,
направленных на лишение владения или препятствующих владению.

Практика применения норм гражданского законодательства об определении начала течения срока исковой давности в отношении обязательств с неопределенным сроком исполнения свидетельствует о том, что правовое регулирование данного вопроса несовершенно, поскольку формулировка законодателя об исчислении давностного срока со дня, когда у кредитора возникает «право предъявить требование об исполнении обязательства», не позволяет однозначно истолковать закон, что приводит к возникновению противоречивой судебной практики. Это обусловливается тем, что суды по-разному подходят к решению вопроса, следует ли исчислять исковую давность по истечении разумного срока со дня возникновения обстоятельства, указанного в законе.

Представляется, что данный вопрос требует соответствующего правового регулирования в целях обеспечения единообразия в толковании судами
норм права[55].

Действующее законодательство, регулирующее применение исковой
давности к обязательствам, вытекающим из договора имущественного страхования, не позволяет однозначно определить момент начала течения исковой давности по данному виду обязательств, что приводит к противоречивой судебной практике, а также большому количеству точек зрения в цивилистической доктрине.

Для устранения существующей проблемы предлагается внести изменения в нормы действующего гражданского законодательства, регулирующие
отношения, вытекающие из договора имущественного страхования, исчисляя
срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, со дня получения страхователем (выгодоприобретателем) отказа от страховщика в выплате страхового возмещения либо его выплате не в полном объеме.

Выводы. Резюмируя сказанное, можно еще раз обратить внимание на позитивные явления в процессе изменения норм гражданского законодательства, регулирующего исковую давность: установлено общее правило о моменте начала течения срока исковой давности, о предельном 10-летнем сроке исковой давности, устранено упоминание о предъявлении иска в установленном порядке как основании перерыва исковой давности.