Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Понятие и сущность сетевой формы организации бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из представленной таблицы 2, выручка предприятия за исследуемый период возросла на 1193 тыс. руб., тем роста выручки в 2016 году составил 118,53%.

Себестоимость продаж также возрастает за исследуемый период и в 2016 году составляет 6 395 тыс. руб., тем роста по отношению к 2014 году составил 131,29 тыс. руб. При этом возрастают также затраты на рубль выручки от продажи – темп роста в 2016 году по отношению к 2014 году составил 110,7%.

Валовая прибыль и прибыль от продаж имеют отрицательную динамику.

Так, за исследуемый период валовая прибыль понизилась на 331 тыс. руб., а прибыль от продаж на 226 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия также имеет негативные тенденции к снижению – в 2014 году она составляла 1 111 тыс. руб., а в 2016 году уже 904 тыс. руб., при этом абсолютные отклонения за исследуемый период – 207 тыс. руб., тем роста - 81,36 % (рис. 4).

Рисунок 4 - Основные экономические показатели магазина «Ретро» (г. Тольятти)

Снижается уровень рентабельности продаж, если в 2014 году данный показатель составлял 21,45%, то в 2015 году уже 15,13%, что также отрицательно характеризует предприятие. Снижение уровня рентабельности продаж, прежде всего, связано с понижением прибыли предприятия в 2016 году и повышением себестоимости продаж до 6 395 тыс. руб.

Цель горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности состоит в том, чтобы наглядно представить изменения, произошедшие в основных статьях баланса.

Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении финансовых данных предприятия за два прошедших периода (года) в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать лаконичные выводы.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом (таблица 3).

Таблица 3 – Горизонтальный анализ баланса (тыс. руб.)

Статья

Сумма

Абсолютное изменение

Относительное изменение

2014г.

2015г.

2016г

2014-2015гг

2015-2016гг

2014-2015гг

2015-2016гг

I.Внеоборотные активы

Основные средства

264

298

355

34

57

12,88

19,13

Итого по разделу I

264

298

355

34

57

12,88

19,13

II.Оборотные активы

Запасы

2654

3731

4981

1077

1250

40,58

33,50

сырье и материалы

2654

3731

4981

1077

1250

40,58

33,50

НДС по приобретенным ценностям

181

195

217

14

22

7,73

11,28

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 мес. после отчетной даты)

1453

1617

1744

164

127

11,29

7,85

в том числе покупатели и заказчики

1453

1617

1744

164

127

11,29

7,85

Денежные средства

532

729

1102

197

373

37,03

51,17

Итого по разделу II

4820

6272

8044

1452

1772

30,12

28,25

Баланс

5084

6570

8399

1486

1829

29,23

27,84

III. Капитал и резервы

Уставный капитал

10

10

10

0

0

0

0

Нераспределенная прибыль

2835

2934

3789

99

855

3,49

29,14

Итого по разделу III

2845

2944

3799

99

855

3,48

29,04

IV. Долгосрочные обязательства

Итого по разделу IV

1000

1000

1000

0

0

-

-

V. Краткосрочные обязательства

Кредиторская задолженность

1239

2626

3600

1387

974

111,95

37,09

Поставщики и подрядчики

1211

2561

3554

1350

993

111,48

38,77

Прочие кредиторы

28

65

46

37

-19

132,14

-29,23

Прочие краткосрочные пассивы

0

0

0

0

0

-

-

Итого по разделу V

1239

2626

3600

1387

974

111,95

37,09

Баланс

5084

6570

8399

1486

1829

29,23

27,84


По результатам горизонтального анализа баланса отмечается значительное ежегодное увеличение запасов за счет готовой продукции и товаров для перепродажи. Дебиторская задолженность предприятия увеличивается, что говорит о расширении сферы деятельности предприятия наряду с увеличением выручки. Денежные средства предприятия увеличиваются. Что положительно характеризует его состояние. Уставный капитал не изменялся за рассматриваемые периоды. Кредиторская задолженность увеличивается в динамике в основном за счет увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками и прочими кредиторами. Вертикальный анализ позволяет сделать вывод о структуре баланса и отчета о прибыли в текущем состоянии, а также проанализировать динамику этой структуры. Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Вертикальный анализ представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Вертикальный анализ баланса (%)

Статья

Удельный вес

Изменение доли

на конец 2014 г

на конец 2015г

на конец 2016г

2014-2015гг

2015-2016гг

I.Внеоборотные активы

Основные средства

5,19

4,54

4,23

-0,66

-0,31

Итого по разделу I

5,19

4,54

4,23

-0,66

-0,31

II.Оборотные активы

Запасы

52,20

56,79

59,30

4,59

2,52

НДС по приобретенным ценностям

3,56

2,97

2,58

-0,59

-0,38

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 мес. после отчетной даты)

28,58

24,61

20,76

-3,97

-3,85

в том числе покупатели и заказчики

28,58

24,61

20,76

-3,97

-3,85

Денежные средства

10,46

11,10

13,12

0,63

2,02

Итого по разделу II

94,81

95,46

95,77

0,66

0,31

Баланс

100

100

100

0

0

III. Капитал и резервы

Уставный капитал

0,20

0,15

0,12

-0,04

-0,03

Нераспределенная прибыль

55,76

44,76

45,11

-11,11

0,45

Итого по разделу III

55,96

44,81

45,23

-11,15

0,42

IV. Долгосрочные обязательства

Итого по разделу IV

19,67

15,22

11,91

-4,45

-3,31

V. Краткосрочные обязательства

Кредиторская задолженность

24,37

39,97

42,86

15,60

2,89

Поставщики и подрядчики

23,82

38,98

42,31

15,16

3,33

Прочие кредиторы

0,55

0,99

0,55

0,44

-0,44

Прочие краткосрочные пассивы

0

0

0

0

0

Итого по разделу V

24,37

39,97

42,86

15,60

2,89

Баланс

100

100

100

0

0


Вертикальный анализ баланса показал, что наибольшую долю в структуре активов занимают запасы и затраты, доля которых ежегодно увеличивается за счет роста доли готовой продукции и товаров для перепродажи. Возрастает доля денежных средств, что также положительно характеризует состояние предприятия. Доля собственного капитала в пассиве баланса несколько снижается на конец 2016 года, что отрицательно характеризует состояние предприятия. Доля кредиторской задолженности увеличивается, что также отрицательно для предприятия. Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие рекомендации:

  1. разработать специальные мероприятия по работе с поставщиками и потребителями с целью снижения дебиторской и кредиторской задолженности;
  2. найти выгодные источники краткосрочного финансирования.

С помощью методики А.Д. Шеремета можно определить тип финансовой устойчивости предприятия. Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат [13]. Трем показателям Н1, Н2, Н3 соответствуют показатели обеспеченности запасами и затратами этими источниками Е1, Е2, Е3. Расчет приведен в таблице 5.

Таблица 5 – Анализ финансовой устойчивости предприятия (тыс. руб.)

Показатели

2014г

2015г

2016г

1.Источники собственных средств

2845

2944

3799

2.Основные средства и иные внеоборотные активы

264

298

355

3.Наличие собственных оборотных средств

(п.1 – п.2)

2581

2646

3444

4.Долгосрочные кредиты и заемные средства

1000

1000

1000

5.Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (п.3 +п.4)

3581

3646

4444

6.Краткосрочные кредиты и заемные средства

0

0

0

7.Наличие собственных, долгосрочных и заемных источников формирования запасов и затрат (п.5 +п.6)

3581

3646

4444

8.Величина запасов и затрат

2654

3731

4981

9.Излишек (+)/ недостаток (-) собственных оборотных средств (п.3 – п.8)

- 73

- 1058

- 1537

10. Излишек (+)/ недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (п.5–п.8)

927

- 85

- 537

11.Излишек (+)/ недостаток (-)общей величины формирования запасов и затрат (п.7–п.8)

927

- 85

- 537

Тип финансовой ситуации

S(0;1;1) Нормальная финансовая устойчивость

S(0;0;0) Кризисное состояние

S(0;0;0)

Кризисное состояние


Принято выделять четыре типа состояния предприятия:

  1. Е1>0, Е2>0, Е3>0 – абсолютная финансовая устойчивость (трехкомпонентный показатель ситуации = 1.1.1);
  2. Е1<0, Е2>0, Е3>0 – нормальная финансовая устойчивость предприятия, гарантирующая платежеспособность (трехкомпонентный показатель ситуации = 0.1.1);
  3. Е1<0, Е2<0, Е3>0 – неустойчивое финансовое состояние предприятия, связанное с нарушением платежеспособности (трехкомпонентный показатель ситуации = 0.0.1);
  4. Е1<0, Е2<0, Е3<0 – кризисное финансовое состояние трехкомпонентный показатель ситуации = 0.0.0).

Финансовая устойчивость может зависеть от ряда внешних факторов:

  1. спрос и предложение на товары, работы, услуги;
  2. сложившиеся цены и система ценообразования;
  3. уровень финансовой состоятельности покупателя, его желания и возможности своевременно оплачивать обязательства;
  4. неразвитая система вексельного обращения, инфляция.

Анализ финансовой устойчивости показал, что предприятие в 2014 году имело нормальную финансовую устойчивость, а к 2015 и в 2016 году перешло в разряд кризисных, что негативно характеризует состояние предприятия.

Таким образом, технико-экономический анализ деятельности сети магазинов «Ретро» и отдельного магазина данной сети, расположенного в г. Тольятти позволил сформулировать следующие выводы:

- основной целью своей деятельности, являясь коммерческой организацией, сеть магазинов «Ретро» преследует извлечение прибыли. Торговая сеть осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Ассортимент магазинов «Ретро» состоит из ретро-товаров (предметов старины). В последнее время, благодаря своей оригинальности и экстравагантному внешнему виду, товары в стиле ретро получили большую популярность.

- в 2016 году в магазине «Ретро» (г. Тольятти) снижается уровень рентабельности продаж, если в 2014 году данный показатель составлял 21,45%, то в 2016 году уже 15,13%, что также отрицательно характеризует предприятие. Снижение уровня рентабельности продаж, прежде всего, связано с понижением прибыли предприятия в 2016 году и повышением себестоимости продаж до 6 395 тыс. руб.

- за исследуемый период валовая прибыль понизилась на 331 тыс. руб., а прибыль от продаж на 226 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия также имеет негативные тенденции к снижению – в 2014 году она составляла 1 111 тыс. руб., а в 2016 году уже 904 тыс. руб., при этом абсолютные отклонения за исследуемый период – 207 тыс. руб., тем роста - 81,36 %

- в 2014 году имело нормальную финансовую устойчивость, а к 2015 и в 2016 году перешло в разряд кризисных, что негативно характеризует состояние предприятия.


- с целью повышения финансовых результатов деятельности сети магазинов необходимо разработать специальные мероприятия по работе с поставщиками и потребителями с целью снижения дебиторской и кредиторской задолженности, а также найти выгодные источники краткосрочного финансирования.

2.2 Стратегическая позиция предприятия: анализ внешней и внутренней среды

Для анализа макросреды предприятия используется методика PEST – анализа. PEST – анализ – маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological), аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

В таблице 6 показаны PEST факторы, влияющие на деятельность торговой сети «Ретро».

Таблица 6 - PEST-анализ торговой сети «Ретро»

Политические факторы

Экономические факторы

Социальные факторы

Технологические факторы

Помощь государства малым предприятиям

Высокие процентные ставки по кредитам

Лёгкость получения кредитов

Появление современной техники и новых технологий

Большое налоговое бремя

Рост ставки ЦБ РФ

Высокий уровень жизни населения

Развитие интернет-технологий

-

Постоянный рост цен на бензин

Демографический подъём в стране

-

Определение существенности влияния PEST-факторов на деятельность предприятия проводилось на основе экспертных оценок по 5-балльной шкале (ожидаемый уровень влияния), определяя веса (значимость в суммарном влиянии внешней среды). В качестве экспертов выступали специалисты предприятия, а именно управляющий магазином, административный директор, директор по сбыту, менеджеры по сбыту.

Оценка воздействия возможностей и угроз макросреды отражена в таблице 7 и в таблице 8.Из данных таблиц 16 и 17 очевидно, что влияние на торговой сети «Ретро»возможностей достаточно велико (4,33 балла из 5 баллов). Влияние угроз чуть менее значительно по сравнению с влиянием возможностей, но также существенно превышает среднее значение (3,87 балла из 5 баллов).Непосредственно в SWOT-анализ будут включены факторы, взвешенная оценка которых в результате анализа макросреды выше 0,5 балла.