Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Понятие и сущность сетевой формы организации бизнеса).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса
1.1. Понятие и сущность сетевой формы организации бизнеса
1.2. Розничная торговая сеть, ее виды и классификация
2. Анализ и оценка конкурентоспособности розничной торговой сети «Ретро»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ретро»
2.2 Стратегическая позиция предприятия: анализ внешней и внутренней среды
2.3 Комплексная оценка конкурентоспособности
3. Предложения по совершенствованию деятельности сети магазинов ООО «Ретро»
Введение
Основными функциями сетевых структур становятся создание нового продукта, системная интеграция и логистика, маркетинг, сбыт и обслуживание. Сетевые организации приобретают форму интеллектуального холдинга, занятого не столько непосредственным производством, сколько обслуживанием. Они широко используют аутсорсинг - передачу вспомогательных функций сторонним организациям. Современные субконтракторы обеспечивают необходимую гибкость и повышают эффективность и инновационность. При этом взаимоотношения между клиентом и поставщиком трансформируются от преимущественно двусторонних к сетевым взаимодействиям множества поставщиков и множества клиентов.
Сетевые формы организации хозяйственных систем функционируют в различных своих проявлениях - в информационных, логистических, торговых, интеллектуальных, банковских, муниципальных и прочих сетях. Для современной экономической системы характерен опережающий рост объемов логистических услуг, который обусловлен глобализацией экономики, увеличением количества перемещаемых товаров, ужесточением требований безопасности в цепях поставок, ростом квалификации и технологического оснащения персонала.
Феномен сетизации в розничной торговле представляет собой многоаспектный феномен, который определяется связями между определенным набором независимых хозяйствующих субъектов (структура сети) и их взаимодействий внутри сети (сетевые процессы). Межфирменная торговая сеть имеет гибкую границу с внешней средой хозяйствования, отражающей совокупность взаимосвязанных между собой хозяйствующих субъектов, структурирующих рынки сбыта на основе оптимизации производственно-сбытовых цепочек движения товаров к конечному потребителю. Торговая сеть преследует общую стратегическую цель, которая так или иначе сводится к комбинированию ресурсов и получению коллективных ключевых компетенций сети. При этом каждый участник может иметь другие, локальные цели и конкурентные преимущества, не совпадающие с реализуемой генеральной целью сети, что порождает динамичность и постоянный поиск новых участников сетевых взаимодействий.
Предметом исследования – организация деятельности розничной торговой сети «Ретро».
Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности деятельности розничной торговой сети на примере магазинов «Ретро».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие сетевой организации бизнеса;
- исследовать виды розничных торговых сетей и их классификацию;
- провести анализ и оценку конкурентоспособности розничной торговой сети «Ретро»;
- сформулировать предложения по повышению эффективности деятельности розничной торговой сети «Ретро».
Теоретической основой исследования явились научные труды следующих отечественных и зарубежных авторов в области стратегического управления, общего менеджмента, экономики предприятия: И. Ансофф, М. Армстронг, Т.Н. Бабич, И.А. Козьевой, Ю.В. Вертаковой, А.В. Гуковой, И.Д. Аникиной, Р.С. Бекова, Н.Л. Зайцева, М.И. Шичкина, В.И. Коробко, В.С. Чекалина, А.И. Авраамова, Н.В. Постовой, А.С. Кузнецовой, М.С. Леонтьевой, О.М. Калиевой, Д.Д. Мищенко, Н.Ф. Кротовой, Е. А. Плачева, М.О. Нарижняк, Т.С. Хомяковой, В. Г. Гурлева, А.П. Агаркова, Р.С. Голова, В.Ю. Теплышева, Р. Каплан, Д. Нортон, Т.В. Клейнер, Г. Минцберга, М. Портера, А. Томпсон.
В работе применены апробированные методы исследования, анализа и обработки материала, в том числе анализ, синтез, моделирование, дедукция, экономико-статистическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности деятельности розничной торговой сети.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса
1.1. Понятие и сущность сетевой формы организации бизнеса
Сетевая форма организации бизнеса предполагает полную самостоятельность и юридическую независимость фирм, включенных в сеть. Они работают в сети на основании договоров, а единая информационная сеть и ресурсная база позволяют им обладать равными знаниями и использовать их для принятия как управленческих, так и превентивных решений, угадывающих тенденции в развитии спроса.
Сети – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общей ресурсной базы, в которой ключевым является информационный ресурс. Наиболее удачно сочетающие формальные и неформальные процедуры для координации и согласования деятельности фирм-участников сети.
Существует известный подход, учитывающий оба аспекта, - типология, различающая три типа сетей: внутренние, стабильные и динамичные [12].
Внутренние сети (Internal networks) указанные авторы понимают как свободное объединение активов и бизнес-единиц в рамках одной компании, подчиненное действию рыночных сил. Вертикально интегрированные нефтяные компании, которые осуществляют внутреннюю торговлю по рыночным трансфертным ценам или обеспечивают внешние спотовые контракты, поскольку считают слишком рискованными издержки ошибочной калькуляции цен по разведке, добыче, перегонке или дистрибуции, представляют собой пример такого типа сетей.
Стабильные сети (Stable networks) состоят из фирм, вовлеченных в долгосрочные взаимодействия с внешними поставщиками, привносящими опыт в центральную компанию. Участники, как правило, группируются вокруг одной крупной фирмы. Такие сети широко распространены в производстве автомобилей.
Динамичные сети (Dynamic networks) - это некие временные объединения фирм с ключевыми компетенциями, как правило, сгруппированные вокруг управляющей фирмы или фирмы-брокера. Каждая из единиц склонна быть независимой и сотрудничать по поводу специфического проекта или возникшей привлекательной возможности. Эта модель особенно характерна для индустрии моды, когда производители, дизайнеры и продавцы соединяются в динамичные сети [10].
Крупные предприятия расширяются посредством создания внешних филиалов и совместных предприятий, передавая им часть своих компетенций, но удерживая за собой ключевые. Стратегическим лидером остается одно предприятие, при этом возникает экономическая и правовая зависимость других партнеров.
Малые и средние фирмы, каждая из которых сконцентрирована на определенных компетенциях, могут предложить свои услуги крупным компаниям и стать элементом их сети. При этом они могут взаимодействовать с крупной корпорацией и как поставщики, и как партнеры иного рода.
Сеть формируют малые и средние фирмы, используя при этом в качестве интегратора либо внутреннего, либо внешнего сетевого координатора (брокера).
Конечной целью деятельности предприятия в рыночных условиях является получение прибыли. Поэтому очень важно при стратегическом планировании учесть все факторы и аспекты дальнейшего развития для полного и обоснованного определения величины прибыли и обеспечения определенного уровня доходности. Однако, при стратегическом планировании имеем ряд особенностей, специфических аспектов, которые необходимо учитывать для финансового обеспечения прежде устойчивого развития предприятия.
В научной литературе последних лет, стратегии экономического развития уделено значительное внимание. Формирование теории стратегии предприятий положили научные работы 60-х годов прошлого века, давали первые определения основных положений стратегического планирования, хотя они и привязывались к теории институционализма. Существовало несколько подходов к рассмотрению стратегии предприятий, однако все они трактовали понятие стратегии в основном учитывая экономический потенциал.
В зависимости от классификационного признака различают стратегии: по уровню управления, на котором разрабатывается стратегия, по стадии «жизненного цикла» предприятия (общие), по характеру поведения на рынке; по способу достижения конкурентных преимуществ.
В зависимости от уровня управления, на котором разрабатываются стратегии, различают: корпоративную, деловую, функциональную, ресурсную и операционную стратегию. Среди общих стратегий, которые имеют место в течение «жизненного цикла» предприятия выделяют: стратегию роста, стабилизации, сокращения и реструктуризации.
Для решения вопросов стратегического управления на предприятиях, создавались штабы стратегического развития как подсистема при руководстве. Целью стратегического планирования на каждом предприятии было превращение самого стратегического планирования в своеобразное конкурентное преимущество. Хорошо обоснованная, правильно сформулированная миссия имеет реальную ценность для деятельности предприятия, поскольку:
- формирует взгляды высшего руководства относительно долгосрочных планов предприятия;
- снижает риск недальновидного управления и принятия необоснованных решений;
- выражает цели организации и служит для работников стимулом к добросовестному выполнению работы;
- помогает менеджерам среднего звена сформулировать задачи, цели и стремления отдела, сочетать основную политику отделов с политикой и направлением развития всей компании;
- облегчает подготовку предприятия к будущей деятельности.
При формировании целей следует помнить, что на практике используется достаточно широкий их диапазон: от простого их перечня, к построению дерева целей с характеристиками их приоритетов.
Цели должны иметь конкретные трактовки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения. Известные специалисты стратегического управления А.А., Томпсон и А.Дж. Стрикленд считают, что определение целей необходимо для установления определенного результата, для менеджеров важный в достижении успеха предприятия [5]. По их мнению, важными для достижения успеха являются стратегические и финансовые цели, стратегические цели надо фокусировать на конкуренции и создании сильных конкурентных позиций в любой сфере деятельности.
После сложившейся миссии и целей предприятия переходят к анализу внешней среды с целью выявления сильных и слабых сторон. При этом целесообразно рассматривать внешнюю среду с точки зрения его деления на микро - и макросреды с имеющимися, соответственно, внутренними и внешними факторами влияния на деятельность предприятия.
Важнейшим инструментом формирования стратегии является цепь ценностей, определяет деятельность, функции и процессы разработки, производства, маркетинга, доставки и поддержки продукта или услуги. Эта цепь, что создает стоимость деятельности, начинается с обеспечения сырьем и продолжается в процессе производства частей или компонентов выпуска продукции, оптовой и розничной продажи продукта конечным потребителям.
Цепь ценностей компании отражает набор связанных между собой направлений деятельности и функций, выполняемых внутри предприятия. В целом цепь ценностей состоит из различных элементов основных и вспомогательных процессов. Основные процессы включают ресурсо-техническое обеспечение, производство, товарораспределения, маркетинг и продажи, послепродажное обслуживание.
Предприятия могут одновременно осуществлять не одну, а несколько стратегий. Так, многоотраслевые компании для одного вида товара могут разработать стратегию глубокого проникновения на рынок (завоевание лучших позиций на данном рынке), для другого выбрать стратегию развития рынка (выход на освоенный рынок с новым продуктом) и т. д. Задача руководства заключается в том, чтобы при выборе стратегии всесторонне учесть конкретные условия и цели бизнеса.
Весьма значимой представляется особенность функционирования сетевых организаций, связанная с потреблением ресурсов компании, наличие которых рассматривается как гарант обретения конкурентных преимуществ, с одной стороны, а сама компания в системе сетевой организации бизнеса, в данном случае ассоциируемая с гибридной организацией, стремится к фирменному ресурсному взаимодействию и укреплению межорганизационных отношений с другой.
Помимо этого, компании в системе сетевой организации торгового бизнеса предпочитают направлять инвестиции в развитие партнерских взаимоотношений, позволяющих усилить собственные конкурентные преимущества и расширить сферу влияния на рынке, избежав при этом значительных капиталозатрат, необходимых в случае традиционного подхода: обновления технико-технологического потенциала, приобретения нового оборудования и т.п.