Файл: Управление разными типами сотрудников (Нюансы при взаимодействии руководителя с представленными типами сотрудников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что руководителям в своей управленческой деятельности необходимо ежедневно взаимодействовать с разными типами сотрудников.

Все люди в чем-то похожи друг на друга, имеют что-то общее. Однако каждый человек имеет черты, которые делают его уникальным, не похожим на других, то есть человеком, обладающим индивидуальностью. Такой человек с определенным набором индивидуальных черт и попадает в организацию. Он выполняет работу, исполняет поручения, а главное, он играет определенную роль в организации. Именно поэтому так важно понимать, как таким человеком нужно управлять, учитывая специфику его темперамента, характера, и других особенностей, влияющих на поведение и на его деятельность.

Исходя из индивидуальных качеств сотрудника, стоит строить модель управления, создавать необходимые условия для его успешной и эффективной работы на благо компании. На основе знаний об особенностях индивидуальных черт сотрудников нужно создавать комфортные условия и психологический климат для их работы, находить подходящие способы воздействия на персонал, выбирать формы общения, чтобы строить хорошие взаимоотношения и избегать конфликтов.

Курсовая работа состоит из двух глав: первая посвящена теоретическим аспектам темперамента, характера, направленности личности и стилей мышления, вторая решению кейс-задания.

Объектом данного исследования выступают особенности личности сотрудников.

Предметом исследования являются особенности управления разными типами сотрудников.

Целью данной курсовой работы является определение роли разных типов темперамента, характера, направленности личности, стилей мышления при работе с персоналом и их влияние на профессиональную деятельность сотрудников.

Цель конкретизирована в следующих задачах:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты управления разными типами сотрудников: дать характеристику индивидуальных особенностей человека и определить их роль в процессе управления;
    • Рассмотреть понятие темперамент и его свойства, дать характеристику типам темперамента и определить особенности его учета при работе с персоналом;
    • Рассмотреть основные акцентуации характера, дать им характеристику и определить особенности их учета при работе с персоналом;
      • Рассмотреть виды направленности личности в трудовой деятельности сотрудников;
      • Рассмотреть основные стили мышления и их влияние на трудовую деятельность сотрудников.
  2. Выполнить кейс–задание.

Теоретической основой и методологической базой исследования
послужили труды российских и зарубежных авторов.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты и психологические основы управления разными типами сотрудников

Социально–психологические особенности сотрудников и их учет в процессе управления персоналом

Сотрудники - самый важный ресурс любой организации в современном мире, ведь именно результатом их работы является успех компании. Руководители, в свою очередь заинтересованные в этом успехе, могут влиять на продуктивность персонала. При правильно подобранном подходе к управлению руководитель может обеспечить сотрудникам условия для наиболее эффективной и успешной работы, достигая высоких результатов для организации. Оптимальное использование трудовых ресурсов компании достигается за счет выявления особенностей сотрудников и построения модели управления с их учетом.

Психология управления персоналом обеспечивает знания, необходимые руководителю для рациональной организации трудовой деятельности сотрудников. Иными словами, учитывая личностные, социально-психологические, психофизиологические, а также мотивационные особенности работников, менеджер может повлиять на продуктивность своих сотрудников.

Руководителю необходимо обладать умением должным образом воздействовать на подчиненных, а также на других людей, от которых зависит успех организации. Влиять на поведение персонала в процессе разных рабочих ситуаций менеджеру позволяет знание индивидуальных особенностей работников, личностных, социально-психологических черт. Результатом грамотного применения этих знаний является отдача от сотрудников, проявляющаяся в их вовлеченности в работу и в продуктивности трудовой деятельности.

Уникальность людей и огромное количество их индивидуальных особенностей вызывают проблемы при общении и взаимодействии, в том числе и в процессе управления. Такие особенности могут быть индивидуально-личными для каждого человека, например: концентрация, внимательность, реакция; а также целостными личностными: стиль мышления, характер, интересы. Индивидуальные особенности людей могут быть различного уровня устойчивости, они могут зависеть от возрастных изменений, стать следствием воспитания, обучения и личностного становления или же являться фактором наследственности.


Психология управления изучает индивидуальные характеристики, которые позволяют предугадывать усилия, производительность и качество деятельности сотрудников, а также их отношение к работе и склонность к вредным привычкам. Многообразие человеческих особенностей, однако, не отрицает наличия типичных общих черт, которые наиболее интересны для психологии управления. Существует множество вариантов классификаций индивидуальных личностных характеристик, которые могут быть полезны для объяснения и даже прогнозирования поведения людей.[1]

Темперамент. Характеристика типов темперамента. Влияние темперамента на трудовую деятельность сотрудников

Темперамент – это одна из общих психологических характеристик индивидуальности человека, представляющая собой устойчивую совокупность динамических особенностей его психологических процессов и состояний, а также внешних форм поведения. К свойствам темперамента относятся скорость реакции, темп деятельности, уравновешенность нервной системы, эмоциональность. По индивидуальному сочетанию этих свойств определяют тип темперамента человека.[2]

Темперамент отражает преимущественно врожденные свойства нервной системы и их проявления в виде темпераментальных особенностей человека. В темпераменте выражается динамическая сторона поведения человека, то есть особенности темперамента проявляются в интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпе и энергичности действий, в работоспособности, адаптивности, стрессоустойчивости и других динамических показателях. Эти поведенческие признаки начинают проявляться уже с младенчества в форме уровня общей активности, беспокойства, диапазона реакции и т.д. В поведенческой картине младенца уже проступают контуры инструментальной стороны поведения будущей взрослой личности.[3]

Изучение темперамента берет свое начало более двух с половиной тысяч лет назад. Интерес к данной теме был вызван очевидным существованием индивидуальных различий между людьми, обусловленных особенностями биологического и физиологического строения человеческого организма, а также социально-психологическими различиями. Темперамент относится к биологически обусловленным свойствам личности.[4]

Гиппократ в VI веке до Нашей Эры составил самую первую классификацию типов темперамента. Он объяснял особенности поведения человека, то есть темперамент, преобладанием в организме одного из «жизненных соков»:


  • Холерик (от лат. chole - «желчь») - человек с преобладанием желтой желчи, которая делает его импульсивным;
  • Флегматик (от лат. phlegma - «слизь») – человек с преобладанием лимфы, которая делает его спокойным и медлительным;
  • Сангвиник (от лат. sanguis - «кровь») - человек с преобладанием крови, которая делает его подвижным и веселым;
  • Меланхолик (от лат. melaina chole – «черная желчь») – человек с преобладанием черной желчи, которая делает его грустным и боязливым.[5]

Людям необходимо постоянно учитывать особенности темперамента собеседников при общении для предотвращения возникновения или благоприятного решения конфликтов, а также во избежание возможного недопонимая при взаимодействии. Знание особенностей типов темперамента необходимо руководителю для того, чтобы понимать и развивать достоинства своих сотрудников, а также предвидеть возможные сложности. Темперамент рекомендуется учитывать при организации труда, так как он может по-разному сказываться на результатах трудовой деятельности сотрудников. Безусловно, темперамент не является главным фактором, который определяет успешность сотрудника, однако он оказывает существенное влияние на коммуникативные способности человека, на скорость его работы, а также на способность подстраиваться к изменяющимся условиям.

Темперамент не может быть хорошим или плохим, однако у каждого его типа есть свои особенности, сильные и слабые стороны, которые необходимо учитывать. Поэтому при взаимодействии с людьми следует обращать внимание на грамотное использование достоинств темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений.

Типы темперамента разделяются по двум критериям: степень эмоциональной устойчивости и экстраверсия-интроверсия.

Степень эмоциональной устойчивости показывает, насколько человек способен преодолевать состояния сильного эмоционального возбуждения и сохранять спокойный эмоциональный настрой. Наибольшая эмоциональная устойчивость у сангвиников и флегматиков, они довольно легко переносят эмоциональные ситуации, сохраняя эмоциональное равновесие. И наоборот, наименьшая эмоциональная устойчивость у меланхоликов и холериков, им трудно сохранять эмоциональное равновесие, они подвержены частым перепадам настроения, их работоспособность сильно зависит от внешних факторов.

Экстраверсия-интроверсия показывает общую направленность сотрудника. Если человек склонен к экстраверсии - он направлен на общение с окружающим миром. Или наоборот, он может быть в большей степени сосредоточен на своем внутреннем мире - это говорит о склонности к интроверсии. Этот критерий необходимо учитывать при приеме сотрудников на работу. Экстраверты в наибольшей степени подходят для работы с людьми, интровертам же подойдет работа с документами.[6]


Как правило, у человека преобладают какие-либо черты темперамента, что позволяет отнести его к тому или иному типу. Однако характеристики исключительно одного типа темперамента не встречаются, или встречаются крайне редко. Обычно темперамент человека - это смесь характеристик разных типов с преобладанием черт одного из них. Слово темперамент так и переводится с латинского - «соотношение частей», «смесь», «соразмерность».

Для понимания основных характерных черт разных типов темперамента и наглядного сравнения представим их особенности в виде таблицы.

Характеристика типов темперамента.[7]

Таблица 1

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Неуравновешенное поведение

Хорошо уравновешенное поведение

Отлично уравновешенное поведение

Очень неуравновешенное поведение

Сильные, кратковременные эмоциональные переживания

Поверхностные, кратковременные эмоциональные переживания

Слабые эмоциональные переживания

Глубокие и длительные эмоциональные переживания

Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого

Настроение устойчивое, жизнерадостное

Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей

Настроение неустойчивое с обладанием пессимизма

Речь громкая, резкая неравномерная

Речь громкая, живая, плавная

Речь монотонная, медленная

Речь тихая с задыханием

Терпение слабое

Терпение умеренное

Терпение очень большое

Терпение очень слабое

Адаптация хорошая

Адаптация отличная

Адаптация медленная

Адаптация трудная

Общительность высокая

Общительность равномерная

Общительность невысокая

Общительность низкая (замкнутость)

Агрессивность в поведении

Миролюбивое поведение

Сдержанность в поведении

Истеричность поведения (возмущение и уход от любых сложностей)

Отношение к критике возбужденное

Отношение к критике спокойное

Отношение к критике безразличное

Отношение к критике обидчивое

Страстное, увлекающееся поведение и деятельность

Энергичное (деловое) или болтливое поведение и деятельность

Поведение неутомимого труженика

Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других)

Отношение к новому положительное

Отношение к новому безразличное

Отношение к новому отрицательное

Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим в наоборот

Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета

Отношение к опасности расчетливое, без особого риска

Отношение к опасности хладнокровное, невозмутимое

Отношение к опасности тревожное, растерянное, подавленное

Стремление к цели сильное, с полной отдачей

Стремление быстрого достижения цели с избеганием препятствий

Достижение цели медленное, упорное

Стремление к цели то сильное, то слабое с избеганием препятствий

Значительная переоценка своих способностей

Некоторая переоценка своих способностей

Более реальная оценке своих способностей

Чаще недооценка своих способностей

Умеренная внушаемость и мнительность

Небольшая внушаемость и мнительность

Слабая внушаемость, мнительность

Большая внушаемость и мнительность