Файл: Управление разными типами сотрудников (Нюансы при взаимодействии руководителя с представленными типами сотрудников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ими движет жажда власти, почитания и восхищения его персоной. Они предрасположены к эгоцентризму, самоуверенны, любят пристальное внимание к себе. Артистичны, неординарно мыслят и поступают. Склонны к притворству, авантюризму и позерству. Часто характерна для данного типа эмоциональная лабильность (легкая смена настроения) при отсутствии действительно глубоких чувств. Перспектива быть незамеченным отягощает его. Похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, из-за чего часто возникают конфликты.

В трудовой деятельности им не хватает усердия, скрупулезности, концентрации. Они не осознают ошибок и ждут всегда завышенной оценки своих трудов. Трудностей стараются всячески избегать. Демонстративные личности часто меняют сферу и место деятельности. Увольнение с работы также часто сопровождается проявлением демонстративности.

Педантичный тип. Представителям данного типа свойственна повышенная аккуратность, тяга к порядку, перфекционизм. Это серьезные, ответственные люди. К работе относятся очень добросовестно, основательно, доводят дела до конца. Неспешно и внимательно они ответственно выполняют свою работу. Отличаются надежностью, всегда выполняют обещания.

Люди данного типа хорошо подходят для профессий бухгалтера, экономиста, финансиста, где требуется повышенная точность и внимательность.

В конфликтах проявляют себя скорее пассивно. Однако, нетерпимы к нарушению порядка, предъявляют к окружающим множество формальных требований. Бывают чересчур дотошными и занудными.

Решения даются им трудно, ввиду их осторожности. Прежде чем что–то делать, они тщательно все обдумывают и перепроверяют. Для них характерно нежелание кардинальных изменений и неспособность брать на себя ответственность.

Люди с таким характером очень постоянны. Они не любят менять место работы, ценят его, обычно, им не слишком нужен карьерный рост, и они могут не менять место работы всю свою жизнь.

«Застревающий» тип. Людей этого типа отличает высокая стабильность аффекта, то есть сохранение стойких сильных эмоциональных переживаний, даже при отсутствии раздражителя. Когда они вспоминают стрессовую ситуацию, они испытывают те же эмоции, что и в момент их переживания.

Это неутомимые и целеустремленные работники, принципиальные, требовательные, с чувством долга, настойчивые и последовательные, бесстрашные, способны к самопожертвованию. В любом деле стремятся достичь высот, проявляют сильное упорство к достижению цели.


В то же время представители этого типа очень чувствительны к обидам, подозрительны и недоверчивы. Они характеризуются умеренной общительностью, утомительностью. Несговорчивы, не терпят возражений, поэтому переговоры даются им с большим трудом. Поскольку переживание аффекта часто сочетается с фантазией, они злопамятны и мстительны.

«Застревание» аффекта может наблюдаться и в случае достижения успеха. Тогда характерным отличием выступает самоуверенность, заносчивость, высокомерие. Представители этого типа могут быть инициаторами конфликтов, где жестко и настойчиво отстаивают свои интересы.

Возбудимый тип. Отличительные черты этого типа - импульсивность и инстинктивность в поведении. Основное внимание они уделяют физиологическим нуждам, следуют за своим желаниями и стремлениями. Своему физическому состоянию они уделяют большее внимание, чем интеллектуальному развитию.

Люди возбудимого типа упрямы и напористы преимущественно в физической работе, ревнивы и задиристы. Их эмоции быстро сменяются, самооценка нестабильна. Они склонны к накоплению отрицательных эмоций с последующим их взрывом, отличаются высоким чувством конкуренции и амбициозностью. Проявляют импульсивность в реакциях, плохо продумывают действия и высказывания.

Представители этого типа достаточно раздражительны, конфликтны, не идут на примирение и компромиссы. В состоянии аффекта способны к физическим проявлениям агрессии. При отсутствии раздражителей могут быть добрыми и заботливыми.

В трудовой деятельности люди возбудимого типа часто ссорятся с коллегами и руководством, ввиду своей конфликтности, поэтому часто меняют место работы. Предпочитают быть сами себе начальниками.

Гипертимический тип. Представителей данного типа отличает общительность, подвижность, выразительность жестов, мимики. Они энергичны, бодры, жизнерадостны, преимущественно пребывают в хорошем настроении. Любят шумные большие компании, где находятся в центре внимания, потому что с ними весело и интересно. Все это сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности.

Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, вместе с тем, деловитые, изобретательные, инициативные работники и интересные собеседники. Такие люди часто бывают лидерами, пользуются авторитетом.

Свободный ум и легкий подход к проблемам способствуют разнообразию идей, поиску нестандартных креативных решений. Это уместно и подходят для деятельности, где уместна инициатива, риск, решительность, скорость, но в то же время, где нет необходимости решать проблемы, требующие осторожного и вдумчивого подхода, так как им не хватает серьезности, усердия, сосредоточенности. Представители данного типа всегда имеют много идей, за многое берутся, но мало дел доводят до конца.


Хорошо развитые волевые компоненты поведения делают их быстрыми во всем: они быстро действуют, думают, говорят, принимают решения. Чрезмерная самостоятельность может служить источником конфликтов. Им свойственны раздражительность и вспышки гнева, особенно когда они терпят неудачу. При этом они отходчивы и незлопамятны. Характерно несерьезное отношение к ситуации, к своим обязанностям. В деятельности предпочитают разнообразие, подвижность и низкий уровень контроля. Они трудно поддаются жесткой дисциплине, не любят монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Дистимический тип. Представители данного типа отличаются пессимизмом, склонностью к мрачным, печальным мыслям. В общении немногословны, с трудом идут на контакт. Они, как правило, нелюдимы, угрюмы и несговорчивы, характеризуются заниженной самооценкой, склонны винить себя. Им свойственно замедлено мышление, социальная пассивность и отсутствие целеустремленности, неуверенность в принятии решений.

Люди дистимического типа серьезны во всех сферах жизни, очень ответственны к обязанностям. Работу выполняют аккуратно и тщательно. Обладают высокоразвитым чувством справедливости. Для них подходит деятельность, не требующая быстроты реакции, активности, постоянного общения, принятия ответственных решений.

В общении они дипломатичны и справедливы, не эгоистичны. Эмоции скрывают, обиды носят в себе. При общении с начальством легко приспосабливаются, вырабатывая социально желательное поведение.

Циклотимический тип. Этот тип акцентуации отличается периодической смена гипертимических и дистимических состояний, сменой поведения от возбуждения до депрессии. Цикличная смена состояний отражается в непредсказуемости и противоречивости поведения, хорошее настроение сменяется раздражительностью.

Смена настроения часто зависит от обстоятельств и происходят без видимых причин. В позитивной обстановке такой человек может быть веселым и жизнерадостным, общительным, проявляется стремление к продуктивной деятельности, появляются новые идеи. В противоположных обстоятельствах проявляется замедленность реакций и мышления, подавленность.

Из-за частой смены настроения люди этого типа имеют низкую работоспособность, наблюдается быстрое утомление и снижение трудовой активности. Больше всего им подходит индивидуальная работа, желательно с гибким графиком.

Экзальтированный тип. Представителей данного типа отличает яркая, экзальтированная реакция. В позитивных обстоятельствах проявляют восторженную реакцию, от печальных событий приходят в отчаяние, при этом не подвержены депрессии. Внешне бурно проявляющиеся реакции сочетаются с внутренними переживаниями и впечатлительностью.


В отношениях такие люди склонны к привязанностям, они альтруистичны, проявляют сострадание и искренность чувств. В то же время они импульсивны, подвержены панике и сиюминутным настроениям. Даже при небольших неудачах могут испытывать глубокое разочарование и бросать начатые дела.

В общении для людей экзальтированного типа характерна высокая контактность, громкая речь, часто используемые красочные речевые обороты. Они часто спорят, но не склонны доводить ситуацию до конфликтов.

Склонны к творчеству, из них получаются хорошие художники, дизайнеры, оформители.

Тревожный тип. Люди такого типа акцентуации склонны к тревоге и из-за возможных неудач, без объективных причин беспокоятся за себя и своих близких. Они ответственны, обладают чувством долга, высокими моральными и этическими качествами. Представители этого типа дружелюбны, самокритичны и исполнительны, воздерживаются от поспешных решений и необдуманных поступков. Хорошо работают, если нет стрессовых ситуаций. Им хорошо подходит работа консультанта, аналитика или эксперта.

Такие люди характеризуются робостью, покорностью, неуверенностью в своих силах, неумением постоять за себя. Они боятся выступать перед аудиторией, редко вступают в конфликты, так как не могут отстаивать свои позиции в споре, легко поддаются влиянию и охотно подчиняются опеке.

Эмотивный тип. Характерная особенность этого типа - высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Представители этого типа добры, мягкосердечны, отзывчивы, кажутся нежными и наивными. Для них характерно сопереживание, сентиментальность. Это очень преданные и верные люди, которым присущ альтруизм, чувство долга.

Такие люди ответственны и исполнительны, хорошо работают там, где предполагается понимание человеческих эмоций.

Они крайне впечатлительны, чувствительны к мнению окружающих, критике в их сторону. Редко вступают в конфликты, так как не умеют отстаивать свои интересы, скрывают обиды.

Рассмотрев характеристики десяти основных типов акцентуаций личности, необходимо отметить, что у человека может преобладать одна или сразу несколько акцентуаций. Руководителю необходимо это учитывать при работе с персоналом.

Чтобы понять, какая акцентуация преобладает у сотрудника, можно провести психологический тест Леонгарда-Шмишека.[19]

Направленность личности в трудовой деятельности сотрудников


Личность – человек, обладающий устойчивой системой социально значимых черт, обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида.[20]

Личность имеет определенную структуру. С.Л. Рубинштейн выделяет следующие компоненты структуры личности:

  • Направленность личности. Она проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, мировоззрении, доминирующих мотивах деятельности и поведения;
  • Знания, умения и навыки. Они приобретаются в процессе жизни, в познавательной деятельности;

     Индивидуально – типологические особенности. Они проявляются в темпераменте, характере, способностях.[21]

В качестве ведущего компонента структуры личности психологи выделяют направленность. Она является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, ее отношение к себе и окружающим.

Направленность личности проявляется в особенностях интересов и целей, в потребностях, в установках личности, в разнообразии сложных мотивов, в степени их осознанности. Может быть стойким личностным образованием, а может иметь ситуативный, временный характер. Характеризуется уровнем зрелости человека, широтой его интересов.

Направленность как система отношений личности к действительности имеет свое выражение в отношении к себе, отношении к другим, отношении к труду и его результату. В соответствие с этим различают направленность:

    • Направленность на себя, характеризует человека, сосредоточенного только себе и в своих интересах. Работа и люди выступают, как средства для самовыражения и самоутверждения. Такие люди много говорят, мало слушают, не любят критику, склонны к агрессивным проявлениям. Внимание сотрудника с такой направленностью сконцентрировано на собственных выгодах.
    • Направленность на взаимодействие проявляется в открытости, общительности, ориентации на коллективную деятельность, умении сопереживать. Внимание такого человека обращено на других. Сотруднику важны взаимоотношения в коллективе. Для человека с такой направленностью большое значение имеет, как его оценят, как примут. Поэтому он будет стараться подстраиваться, «быть со всеми», «быть таким как все».
    • Направленность на дело характеризуется тем, что для человека деятельность является смыслом жизни, источником вдохновения и собственной значимости. Такие люди готовы брать на себя ответственность, руководить. Они увлечены работой, стремятся к профессиональному росту, готовы к нововведениям. Но ради успеха они могут предать моральные принципы. Такие сотрудники ставят интересы организации выше своих личных. Им важно реализоваться, проявить себя и достичь результата.[22]