Файл: Управление разными типами сотрудников (Нюансы при взаимодействии руководителя с представленными типами сотрудников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стили мышления и типы сотрудников

Выделяют пять психологических стилей мышления: аналитики, прагматики, реалисты, идеалисты и критики.

В процессе управления руководитель может использовать сильные стороны сотрудников. Для этого необходимо знать, в каких ситуациях каждый психологический тип эффективен, а в каких его эффективность существенно снижается.

Аналитик. Такие сотрудники ответственно подходят к делу, продумывают детали, педантичны, тщательно изучают данные, склонны оперировать цифрами. В работе опираются на документы, инструкции и нормы, не терпят ошибок. Нацелены на успех и профессионализм в деле. Педантичны, любят системность, четкость, стабильность, расчетливость, проявляют перфекционизм. Работают продуктивно при стабильных условиях, когда есть достаточно времени. В обучении они серьезны, уважают авторитеты.

В общении сдержаны, лишних эмоций не проявляют. Они стремятся влиять на собеседника в основном с помощью логики и аргументов. Им не нравится вступать в конфликт, если все же вступают, то могут проявить настойчивость и отстоять свою позицию до конца. Психологически совместимы с аналитиками, реалистами и идеалистами.

Аналитики наиболее эффективны при работе с важными проектами, требующими высокой компетентности и профессионализма сотрудника; в процессе принятия стратегически важного решения; при сравнении различных подходов и выработке наиболее эффективного подхода к решению проблемы; при составлении справочников, таблиц и классификаций; при единоличном выполнении задания, не требующего организации команды и интенсивного общения с сотрудниками.

Эффективность аналитиков снижается при наличии жестких временных рамок и неопределенности; в условиях постоянных изменений; при наличии конфликта и напряжения.

Прагматик. Люди этого типа в первую очередь стремятся к конкретным результатам. Проявляют склонность к разнообразию, любят все новое. Энергичные, общительные и обаятельные, рядом с ними всегда есть люди, они заряжают всех энергией, вдохновляют на новые идеи. Способны совершать несколько дел одновременно. Они легко переживают ошибки, при неудачах могут быстро переключаются на другую деятельность.

Не в их правилах подчиняться установленным нормам и авторитетам. Прагматики склонны выбирать путь независимого предпринимателя. В конфликтных ситуациях ощущают себя свободно. В условиях конкуренции часто одерживают победу. Психологически совместимы с реалистами, прагматиками и критиками.


Прагматики наиболее эффективны в условиях развития, при начинании нового дела или нового направления в работе; в процессе принятия решения со многими неизвестными и с опорой на интуицию; при ограничениях во времени; при необходимости быстро организовать команду единомышленников.

Эффективность прагматиков снижается: в условиях однообразия; в условиях затягивания времени, когда возникает отсрочка в достижении цели; при общении с медлительными и нерешительными партнерами; при жестком, авторитарном управлении, давлении и излишне частом и детальном контроле.

Реалист. Представители этого типа схожи с прагматиками: такие же активные и общительные. Но, в отличие от прагматиков, сосредоточенных на достижении независимых результатов и полагающихся на свой личный опыт, реалисты стремятся создать команду, на которую они смогут положиться в решении проблемы. Они доверяют практике, ценят чужой опыт.

Зачастую, реалисты становятся эффективными руководителями. Они проявляют лидерские качества во всех сферах жизни. Отдают предпочтение работе и карьере.

Им свойственно общаться в простой, деловой манере. Психологически совместимы со всеми: реалистами, аналитиками, прагматиками, идеалистами и критиками.

Реалисты наиболее эффективны в управлении; при взаимодействии с внешними организациями, партнерами и клиентами; в переговорах.

Эффективность реалистов снижается в ситуациях деликатного и доверительного характера; в ситуации, в которой нужно переждать и сделать перерыв; в случае, если они имеют в своем распоряжении непроверенные или искаженные факты.

Идеалист. Такие люди любят рассуждать о нравственности и морали. Склонны к эмпатии. Заботятся о хороших отношениях в коллективе, миролюбивы, из-за чего их уважают и ценят. Идеалисты хорошие собеседники, умеют слушать. Влияют на других через похвалу, восхищение, поощрение, прощают недочеты и погрешности.

Внутреннее напряжение идеалистов часто связано с желанием всем помочь, чтобы «всем было хорошо», но они понимают нереальность достижения своего идеала. Психологически совместимы с идеалистами и реалистами.

Идеалисты наиболее эффективны с при улаживании конфликтов; в переговорах, когда необходимо вызвать доверие у партнеров; в роли неформальных лидеров в коллективе; при разработке системы мотивации и поощрений.

Эффективность идеалистов снижается в условиях борьбы и противостояния; в условиях необходимости критики коллеги; когда нужно выявить конфликт с целью его анализа и проработки.


Критик. Такие сотрудники способны вовремя выявить важные ошибки в процессе принятия решения. Критики зачастую язвительны и ироничны, из-за чего не очень удобны в общении.

Желательно, чтобы в коллективе каждой организации работал хотя бы один грамотный и профессиональный критик, который способен вовремя предсказать возможные риски. Психологически совместимы с реалистами и прагматиками.

Критики наиболее эффективны в ходе построения прогноза возможных ошибок и кризисов компании; при ограничении и корректировке руководителя–диктатора, не признающего инакомыслия в своем подразделении.

Эффективность критиков снижается при часто повторяющихся конфликтах; в условиях, когда необходимо стабилизировать разрушающуюся команду.[23]

Вывод к первой главе: Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты управления разными типами сотрудников. Перечислили различные особенности личности, которые, безусловно, влияют на профессиональную деятельность персонала.

Учитывая все вышеизложенное, делаем вывод, что в процессе взаимодействия людей, а также при организации процесса управления необходимо учитывать, что все люди обладают индивидуальным набором качеств и особенностей. Все люди уникальны, соответственно, у каждого сотрудника есть сильные и слабые стороны, которые нужно учитывать. К каждому нужно подбирать отдельный подход.

Искусство управления состоит в том, чтобы ставить правильные задачи, подходящие сотрудникам в соответствии с их типом темперамента, преобладающей акцентуацией характера, направленностью личности и стилем мышления. Руководителю необходимо грамотно строить модель мотивации персонала и эффективно использовать сильные качества работников на пользу организации, одновременно нейтрализуя негативные проявления их особенностей.

ГЛАВА 2. Решение кейс-задания

Проанализируем предложенные ситуации из кейс-задания, опираясь на теоретическую основу, представленную в первой главе данной курсовой работы.

      1. Личностные особенности героев из предложенного кейс-задания.


Ситуация 1.

В представленном тексте Льва Ивановича Гурова описывают так:

«Гуров самолюбив, порой самовлюблен, но совершенно лишен тщеславия. Дорожит мнением лишь очень ограниченного круга людей, которые ценят человека не за звание и должность, а за профессионализм»; «…такие, как Гуров, везде нужны, терпели бы грешника с его прямотой и другими прибабахами»; «Он не желает подниматься, так как потеряет свободу, перестанет быть незаменимым…»; «А старшего опера – «важняка» Гурова заменить нельзя, как невозможно заменить певца экстра - класса или первую скрипку в оркестре»; «Гуров не хочет идти на повышение не из-за боязни с работой не справиться и уж совсем не от скромности, которой не страдал совершенно, а потому что уникальный специалист, будь то водопроводчик или зубной врач, не подчиняется никому. Он свободен».

Иными словами, Лев Иванович Гуров является профессионалом своего дела, знает себе цену как опытному специалисту, ценит людей, признающих его профессионализм, предпочитает свободу в деятельности, не любит излишний контроль. Занимает должность старшего опера.

  1. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что тип темперамента Льва Ивановича Гурова – состоит из черт Флегматика и Сангвиника.

Как старший опер, то есть сотрудник правоохранительных органов, Гуров является представителем профессии «человек-человек». Для этого типа профессий подходит темперамент флегматика, которому присущи ответственность, серьезный подход к делу, стрессоустойчивость, самоконтроль, продуманность действий, эмоциональная стабильность, а также упорство в деятельности, что позволяет достичь высокого профессионализма.

От сангвинического темперамента присутствует уверенность в себе, умение сохранять самообладание и самоконтроль в трудных ситуациях, скорость реакции и мышления, эмоциональная стабильность, что очень важно для профессионального оперуполномоченного.

  1. Преобладающая акцентуация характера Л.И. Гурова – Педантичный тип. Такие люди серьезные и ответственные. К работе относятся очень добросовестно, основательно, строго следуют плану, доводят дела до конца, отличаются высокой дисциплиной. Такие люди отличаются надежностью, они ответственно и внимательно выполняют свою работу, что позволяет достичь высоких результатов в профессиональной деятельности. Люди с таким характером очень постоянны. Они редко меняют место работы, так как высоко ценят его, не слишком стремятся к карьерному росту.
  2. Направленность личности старшего оперуполномоченного Льва Ивановича Гурова - Направленность на дело. Этот тип направленности характеризуется тем, что для работа является смыслом жизни для человека, источником вдохновения и укрепления собственной значимости. Такие люди готовы брать на себя ответственность, добиваться высот в своей профессии. Такие сотрудники ставят интересы организации выше своих личных. Им важно реализоваться, проявить себя и достичь результата, стать профессионалом своего дела.
  3. По типу мышления Гуров - Аналитик. Такие сотрудники ответственно и серьезно подходят к делу, продумывают детали, тщательно изучают информацию. Они нацелены на успех и профессионализм в деле. Любят четкость, стабильность, системность, расчетливость. При стабильных условиях работают продуктивно. В обучении они серьезны, уважают авторитеты.

Ситуация 2.

Опишем представленного героя, Кирилла Владимировича Трунина.

«Но он родился лидером, очень быстро это осознал, легко подчинял сверстников, но уже в школе понял, что общество, в котором он живет, любит лишь серый цвет, средний рост, не умных, а хитрых, не способных, а приспосабливающихся»; «...запрятал свое лидерство глубоко внутрь, начал присматриваться к окружающим, в основном к людям, успешно продвигающимся вверх»; «Необходимо постоянно угождать вышестоящему, казаться не шибко умным, лишь сообразительным и очень расторопным, выжидать либо подловить, когда шеф сам оступится, либо в нужный момент подножку поставить, сбросить вниз, быстренько занять место и кричать, как умен и неповторим проходимец, карабкающийся на пролет выше».

Таким образом, Кирилл Владимирович Трунин – прирожденный лидер. Он хитер и коварен, сообразителен и расторопен. Способен быстро адаптироваться к условиям и приспосабливаться к людям. Умеет притворяться, демонстрирует поведение, нужное в данной ситуации с целью выгоды для себя. Стремится занять главенствующие позиции.

  1. Преобладающий тип темперамента Кирилла Владимировича Трунина - Сангвиник. Люди с таким типом темперамента быстро адаптируются к новым условиям. Эмоционально стабильны, в сложной ситуации, как правило, находчивы, не поддаются панике. Они энергичны, расторопны, словоохотливы. Быстро схватывают новую информацию. Обладают живым умом, быстро принимают решения. Коммуникабельны, легко вступают в контакт с новыми людьми, без труда располагают к себе.
  2. Акцентуация характера К.В. Трунина - Демонстративный тип. Люди этого типа характеризуются активностью и демонстративностью в поведении. Они легко налаживают контакты с новыми людьми, поскольку легко приспосабливаются к новым условиям и показывают себя такими, какими выгодно быть в данной ситуации. Обладают задатками лидера. Ими движет жажда власти, почитания и восхищения его персоной. Склонны к притворству и лжи для собственной выгоды.
  3. Тип направленности личности Трунина - Направленность на себя. Такой тип характеризует человека, сосредоточенного на себе и в своих интересах. Работа и люди выступают, как средства для самовыражения и самоутверждения. Такие люди много говорят, мало слушают, не любят критику, склонны к агрессивным проявлениям. Внимание сотрудника с такой направленностью сконцентрировано на собственных выгодах.
  4. Преобладающий тип мышления - реалист. Представители этого типа активные и общительные. Реалисты склонны полагаться на чужой опыт, доверяют практике. Они проявляют лидерские качества во всех сферах жизни. Отдают предпочтение работе и карьере. Им свойственно общаться в простой, деловой манере. Психологически совместимы со всеми: реалистами, аналитиками, прагматиками, идеалистами и критиками. Реалисты очень эффективны в переговорах.
      1. Особенности взаимодействия представленных типов сотрудников.
  5. Флегматик и сангвиник.