Файл: Формирование финансовой политики организации, проблемы и условия ее реализации.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 1094
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
рассмотреть теоретические основы формирования финансовой политики предприятия;
провести анализ финансовой политики ПАО «АВТОВАЗ»;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование финансовой политики ПАО «АВТОВАЗ».
Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой политики предприятия
1.1. Сущность и направления финансовой политики предприятия
1.2. Цели и задачи финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики ПАО «АВТОВАЗ» и пути ее развития
2.1. Характеристика ПАО «АВТОВАЗ»
2.2. Анализ финансовых аспектов управления расходами
2.3. Анализ кредитной политики предприятия
Однако, и на конец года численность работников завода – избыточная. По расчетам специалистов завода для ее оптимизации необходимо сокращение 15 000 работников. Такое масштабное сокращение проблематично и не получит одобрения от Министерства труда. Резкое увольнение такого количества сотрудников вызвало бы сильнейший общественный резонанс. Одним из вариантов сокращения затрат на персонал является введение 4-дневной рабочей недели. Эту меру целесообразно использовать для сохранения за работниками рабочих мест вплоть до улучшения финансовой ситуации на заводе.
Очевидно, что для развития проектов необходим достаточный объем финансовых ресурсов. На наш взгляд таким источником может быть выпуск облигаций.
Исходя из объема привлекаемых ПАО «АВТОВАЗ» финансовых ресурсов, можно предположить, что предприятию необходимо разместить дополнительный облигационный заем на сумму 10 млрд. руб.
В результате сконструированный облигационный заем должен представлять собой компромисс между потребностями ПАО «АВТОВАЗ» и инвесторами. Одним из существенных преимуществ данного облигационного займа выступает возможность конвертации облигации в базовый актив (обыкновенные акции), а также возможность выбора инвестором источника доходности (облигации или акции). Процентный доход по конвертируемым облигациям устанавливается в твердой или плавающей ставке. Твердая ставка зависит, главным образом, от изменения цены на основное сырье для производства легковых автомобилей - листовой и сортовой прокат, различные марки чугунных полуфабрикатов, а в случае с плавающей ставкой выбирается определенная базисная ставка процента и фиксированная надбавка, которая изменяется со временем. Следовательно, колебания процентной ставки будут отражать изменение общей конъюнктуры на финансовом рынке.
Купонная доходность по облигациям эмитентов машиностроительного сектора Самарской области составляет в среднем 8,25% годовых. Предлагается осуществить выпуск облигационного займа с усредненными параметрами. Отсюда следует, что для эмиссии конвертируемых облигаций ПАО «АВТОВАЗ» рекомендуется установить ставку доходности не ниже среднерыночной. Учитывая данные факторы, ставка купона для облигационного займа будет состоять из постоянной части - 8,25% годовых и переменной составляющей, которая будет зависеть от изменения цены на основной компонент для производства легковых автомобилей - металл на российском рынке по данным таких крупных поставщиков металла на ПАО «АВТОВАЗ», как ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «Металлургический завод им. А.К. Серова», ПАО «Северсталь», ПАО «Мечел».
Большая часть облигационных займов имеет полугодовую периодичность в выплате купонных доходов. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность предлагаемого облигационного займа, предлагается установить ежеквартальные выплаты процентов по облигациям. В результате инвесторы получат дополнительную возможность реинвестировать финансовые ресурсы и получать большую доходность по сравнению с полугодовыми выплатами купонного дохода. Значит, при ежеквартальной выплате купонного дохода по конвертируемым облигациям и фиксированной процентной ставке доходность купона будет составлять 2,06% годовых. Погашение облигаций и выплаты процентов могут производиться за счет доходов, полученных в результате инвестирования в вышеназванные проекты или из прибыли ПАО «АВТОВАЗ».
Еще одним важным параметром конструирования облигационного займа является срок привлечения финансовых ресурсов. Средний срок, на который ПАО «АВТОВАЗ» получало кредиты, составлял 1-2 года. Для снижения долговой нагрузки и оптимизации финансовых потоков при выпуске облигационного займа определим период траншей в 4 года. Обеспечением для планируемой эмиссии может стать банковская гарантия Сбербанка РФ, поскольку существует договоренность между ПАО «АВТОВАЗ» и Сбербанком РФ о финансово-экономической поддержке.
Размещение займа облигаций (КО-01) проводится путем открытой подписки и предварительной договоренности с потенциальными инвесторами (инвестиционными банками) до момента начала эмиссии, кроме того, возможна и процедура андеррайтинга. Сведем вышесказанное в табл. 18.
Таблица 18
Основные параметры облигационного займа КО-01 ПАО «АВТОВАЗ»
Параметр |
Единица измерения |
Количественная характеристика |
Объем эмиссии займа |
млрд.руб. |
10 |
Номинальная стоимость одной облигации |
руб. |
100 000 |
Количество бумаг в эмиссии |
шт. |
100 000 |
Срок обращения займа |
месяц |
36 |
Процентная ставка купонного дохода |
% |
8,25 |
Регулярность выплаты купонного дохода |
раз в год |
4 |
Коэффициент конверсии |
числ. |
10 |
Сумма выплат купонного дохода |
в год в квартал |
82 250 000 20 562 500 |
В табл. 19 представлена смета финансовых затрат на выпуск облигационного займа.
Таблица 19
Смета затрат на выпуск облигационного займа КО-01 ПАО «АВТОВАЗ», тыс.руб.
Статья затрат |
Форма |
Сумма за 1 месяц |
Итого за 1 год |
Итого за 2 года |
За весь период |
Оформление проспекта эмиссии |
Разовая |
500000 |
500000 |
- |
500000 |
Печать СМИ уведомление о выпуске |
Разовая Разовая Разовая |
10000 60000 15000 |
10000 60000 15000 |
- - - |
10000 60000 15000 |
Налог на эмиссию ценных бумаг |
0,8 % с выпуска |
80 000 000 |
80 000 000 |
- |
80 000 000 |
Оплата печати бланка |
Разовая |
50 000 |
50 000 |
- |
50 000 |
Оплата услуг агента по реализации |
2 % с выпуска |
200 000 000 |
200 000 000 |
- |
200 000 000 |
Оплата услуг биржи листинг торговля |
Разовая Квартал |
30 000 |
30 000 15 000 |
- 15 000 |
30 000 45 000 |
Оплата услуг двух майкетмейкеров |
Ежегодно |
240 000 |
240 000 |
720 000 |
|
Затраты на выплату процентов |
82 250 000 |
82 250 000 |
246 750 000 |
||
Рекламная кампания |
200 000 |
75 000 |
350 000 |
||
Итого без затрат на проценты |
280 665 000 |
281 120 000 |
330 000 |
281 780 000 |
|
Всего затрат |
362 915 000 |
363 370 000 |
82 580 000 |
528 530 000 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для ПАО «АВТОВАЗ» эмиссия облигаций - позволяет назвать ряд преимуществ:
- ПАО «АВТОВАЗ» получит возможность доступа к значительному объему финансовых ресурсов на более длительный период (по сравнению с кредитным рынком);
- облигационный заем сконструирован таким образом, чтобы инвестор мог при определенных обстоятельствах совершить конвертацию имеющихся у него облигаций в базовый актив (обыкновенные акции);
- в процессе обслуживания облигационного займа создается кредитная история компании, которая обеспечит последующее привлечение финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг по более низкой процентной ставке.
Размещение облигационного займа будет способствовать активной инновационной финансовой деятельности по привлечению финансовых ресурсов ПАО «АВТОВАЗ». Кроме того, использование инструментов рынка ценных бумаг как источника финансирования позволит ПАО «АВТОВАЗ» повысить эффективность управления финансовыми ресурсами за счет средств, полученных на рынке ценных бумаг.
Вывод.
Проведенный анализ деятельности ПАО «АВТОВАЗ» показал, что в 2015 г. выручка от продаж сократилась на 10,93 % по сравнению с предыдущим годом. Если в 2013-2014 гг. выручка превышала себестоимость продаж, то в 2015 г. получен валовый убыток в размере 5 308 млн. руб. А с учетом управленческих и коммерческих расходов убыток от основной деятельности составил 19 848 млн. руб. В результате отрицательного финансового результата по прочим операциям, чистый убыток по итогам 2015 г. составил 43 233 млн. руб. На протяжении трех анализируемых лет деятельность предприятия – убыточная. Причем убыток 2015 г. в 6,27 раза выше, чем в 2013 г. и в 1,70 раза превышает показатель предыдущего года.
Финансовое состояние предприятия кризисное; предприятие испытывает дефицит ликвидности и платежеспособности; собственные средства для ведения текущей деятельности отсутствуют; степень финансовой зависимости – очень высокая.
ПАО «АВТОВАЗ» не является в полной мере конкурентоспособным предприятием. Причем, качество производимых автомобилей, в целом, отвечает требованиям покупателей. В то же время показатели затратности, уровня сервиса, сбытового процесса ниже оптимальных, что снижает общий уровень конкурентоспособности.
Однако, автомобиль автомобили ПАО «АВТОВАЗ» уже много лет занимают две стабильные ниши самых недорогих (до 5 тыс.долл. и до 10 тыс. долл.) и практичных автомобилей. Информация о распределении экспорта автомобилей ПАО «АВТОВАЗ» также является доказательством достаточно высокой конкурентоспособности российских моделей. Кроме того, по стоимости технического обслуживания – это самые недорогие автомобили в России.
Таким образом, текущее соотношение цена – качество, а также запуск двух новых моделей автомобилей (LADA Vesta и LADA XRAY) позволяют сделать вывод о наличии объективных условий роста доли рынка ПАО «АВТОВАЗ» и усиления его рыночных позиций.
ПАО «АВТОВАЗ» является градообразующим предприятием, предприятие не только пополняет местный бюджет за счет налогов, но также строит социальную инфраструктуру региона, финансирует социальные программы. Так, доля «АВТОВАЗ» в бюджете Самарской области оставляет около 40%, а в ВВП страны - 3%. В этой связи ПАО «АВТОВАЗ» в существующих условиях снижения доли рынка и потери конкурентоспособности, необходимо разрабатывать приоритетные направления, направленные на опережение существующих тенденций.
Для развития проектов предприятия необходим достаточный объем финансовых ресурсов. На наш взгляд таким источником может быть выпуск облигаций.
Исходя из объема привлекаемых ПАО «АВТОВАЗ» финансовых ресурсов, можно предположить, что предприятию необходимо разместить дополнительный облигационный заем на сумму 10 млрд. руб. Для ПАО «АВТОВАЗ» эмиссия облигаций - позволяет назвать ряд преимуществ:
- ПАО «АВТОВАЗ» получит возможность доступа к значительному объему финансовых ресурсов на более длительный период (по сравнению с кредитным рынком);
- облигационный заем сконструирован таким образом, чтобы инвестор мог при определенных обстоятельствах совершить конвертацию имеющихся у него облигаций в базовый актив (обыкновенные акции);
- в процессе обслуживания облигационного займа создается кредитная история компании, которая обеспечит последующее привлечение финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг по более низкой процентной ставке.
Размещение облигационного займа будет способствовать активной инновационной финансовой деятельности по привлечению финансовых ресурсов ПАО «АВТОВАЗ». Кроме того, использование инструментов рынка ценных бумаг как источника финансирования позволит ПАО «АВТОВАЗ» повысить эффективность управления финансовыми ресурсами за счет средств, полученных на рынке ценных бумаг.
Заключение
Финансовую политику предприятия можно определить как систему идей и взглядов, целевых установок и способов развития финансов для достижения ее целей.
Финансовая политика реализуется в двух периодах. В краткосрочном периоде, времени неизменных производственных мощностей, не требующем введения новых ресурсов, реализуется краткосрочная финансовая политика. В долгосрочном периоде, который характеризуется использованием дополнительных экономических ресурсов и привлечением добавочных финансовых источников, осуществляется долгосрочная корпоративная финансовая политика. Целью краткосрочной финансовой политики является достижение тактических целей; целью долгосрочной – достижение стратегической цели: максимизации стоимости бизнеса. К ключевым финансовым решениям краткосрочной корпоративной финансовой политики относятся решения в областях: финансовых аспектов маркетингового комплекса, включающего продуктовую и ценовую политику, политику распределения продукции и стимулирования сбыта; управления доходами, расходами и прибылью, относительно налоговой нагрузки, финансовых аспектов управления персоналом; управления оборотными активами, относительно кредиторской задолженности, источников формирования оборотного капитала. К ключевым финансовым решениям долгосрочной корпоративной политики относятся решения в областях: структуры инвестированного капитала, в частности объема и стоимости собственного и заемного капиталов; распределения прибыли и дивидендной политики; объема и структуры инвестиций в разрезе реальных и финансовых инвестиций.