Файл: Формирование финансовой политики организации, проблемы и условия ее реализации.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 1095
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
рассмотреть теоретические основы формирования финансовой политики предприятия;
провести анализ финансовой политики ПАО «АВТОВАЗ»;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование финансовой политики ПАО «АВТОВАЗ».
Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой политики предприятия
1.1. Сущность и направления финансовой политики предприятия
1.2. Цели и задачи финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики ПАО «АВТОВАЗ» и пути ее развития
2.1. Характеристика ПАО «АВТОВАЗ»
2.2. Анализ финансовых аспектов управления расходами
2.3. Анализ кредитной политики предприятия
Цель: производство автомобилей, осуществляемое на высоком техническом и организационном уровне, который обеспечивает удовлетворение запросов потребителей.
ПАО «АВТОВАЗ» осуществляет следующие виды деятельности:
- производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, товаров народного потребления и оказание услуг населению. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 800 тысяч автомобилей в год;
- проектную, научно-исследовательскую, проведение технико-экономических, технических и иных экспертиз и консультаций;
- строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы; производство продукции производственно-технического назначения;
- защиту сведений, составляющих коммерческую тайну, и иную конфиденциальную информацию;
- торговую, торгово-посредническую, закупочную, сбытовую;
- защиту сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации.
Завод построен как предприятие полного цикла, объединяющего комплекс заготовительных, прессового, кузовного, механосборочного и вспомогательных производств, с центром запчастей, экспедицией готовых автомобилей, развитыми службами и цехами подготовки производства и конструкторско-исследовательскими службами.
На ПАО «АВТОВАЗ» сосредоточена половина всех основных фондов автомобильной промышленности страны.
Большое внимание ПАО «АВТОВАЗ» уделяет вопросам совершенствования технологий маркетинга и продаж, развитию сервисно-сбытовой сети.
Ввиду ограниченных возможностей производства на основной площадке, ПАО «АВТОВАЗ» наращивает производственные мощности за счет создания автосборочных заводов в других регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, куда ПАО «АВТОВАЗ» передает технологии и отгружает сборочные автокомплекты.
Для ПАО «АВТОВАЗ» характерно исключительное внимание к вопросам организации – организации производства, труда, управления. Так, в целом по предприятию применена более рациональная структура управления, означающая собой создание ряда крупных производств с развитыми функциональными службами с широкими правами по планированию и использованию всех основных материально-технических ресурсов.
Изъятие функциональных служб из структуры цеха и возведение их на уровень производств, создало более благоприятные условия для линейного персонала по руководству производственными коллективами, их мобилизации на успешное выполнение заданий. В целом построение такой структуры управления заводом обусловлено следующими принципами:
- спецификой массового производства, выраженной в жестком ритме и синхронности работы различных подразделений;
- территориальным группированием подразделений;
- четким определением задач и полномочий на каждой ступени управления и установлением прямой ответственности за производственную и хозяйственную деятельность служб, централизованных по функциям в производствах.
Особенностью завода является высокая степень автоматизации. Осуществление сборки на подвесных толкающих конвейерах обеспечивает наиболее удобное расположение автомобиля и его узлов на высоте на различных операциях и возможность доступа в любую точку автомобиля или узла.
Производственная структура ПАО «АВТОВАЗ» представлена тремя главными частями:
- центры исследования, проектирования и испытания новых конструкций и технологических процессов;
- основное производство, осуществляющее изготовление, консервацию и экспедирование серийной продукции;
- вспомогательное производство и обслуживающие хозяйства.
В состав производственных единиц ПАО «АВТОВАЗ» входят: металлургическое производство; прессовое производство; механосборочное производство; сборочно-кузовное производство; производство пластмассовых изделий; энергетическое производство; опытно-промышленное производство; дирекция по логистике.
ПАО «АВТОВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России, серийно выпускающий автомобили семейства LADA Priora; семейства LADA Kalina; семейства LADA Samara; семейства LADA GRANTA; семейства LADA Largus. Продолжая дальнейшее развитие модельного ряда, ПАО «АВТОВАЗ» готовит к выпуску ряд перспективных моделей. LADA Vesta — первое серийное воплощение нового фирменного стиля ПАО «АВТОВАЗ». Производство автомобиля начнется в сентябре 2015 г. в Ижевске. Автомобиль создан на абсолютно новой платформе LADA В, разработанной инженерами ПАО «АВТОВАЗ» в сотрудничестве со специалистами Альянса Renault-Nissan. LADA XRAY — компактный высокий хэтчбек в стиле SUV с оригинальным дизайном, разработанным стилистами ПАО «АВТОВАЗ». Автомобиль создан в рамках сотрудничества Renault и АВТОВАЗ на платформе ВО. Производство начнется в 2015 г. в Тольятти.
Финансовые показатели деятельности предприятия представлены в таблице 3.
Таблица 3
Финансовые показатели деятельности ПАО «АВТОВАЗ» в 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
Темп роста, 2014/ 2013, % |
Темп роста, 2015/ 2014, % |
Выручка, млн. руб. |
175 152 |
189 370 |
168 674 |
108,12 |
89,07 |
Валовая прибыль, млн. руб. |
10 092 |
9 406 |
-5 308 |
93,20 |
- |
Рентабельность по валовой прибыли, % |
5,76 |
4,97 |
-3,15 |
- |
- |
Прибыль от продаж, млн. руб. |
-6 640 |
-5 604 |
- 19 848 |
84,40 |
354,18 |
Рентабельность по прибыли от продаж, % |
-3,79 |
-2,96 |
-11,77 |
- |
- |
Чистая прибыль, млн. руб. |
-6 899 |
-25 357 |
- 43 233 |
367,55 |
180,50 |
Рентабельность по чистой прибыли, % |
-3,94 |
-13,39 |
-25,63 |
- |
- |
По данным таблицы 3 видно, что выручка предприятия по итогам 2014 г. составила 189 370 млн. руб., что на 8,12 % выше показателя 2013 г. Однако, темпы роста себестоимости производства и продажи автомобилей были выше, что повлекло снижение валовой прибыли на 6,80 %. Рентабельность продаж по валовой прибыли сократилась в 2014 г. на 0,79 п.п. Величина коммерческих и управленческих расходов в 2014 г., также, как и в 2013 г. превысила валовую прибыль, что повлекло убыточность основной деятельности. В 2014 г. убыток от продаж составил 5 604 млн. руб. Однако, отметим, что это на 15,60 % меньше, чем в 2013 г. Большая величина отрицательного финансового результатам от прочих операций привела к тому, что общий убыток предприятия по итогам 2014 г. составил 25 357 млн. руб., что в 3,72 раза превышает показатель 2013 г.
В 2015 г. негативные тенденции развития предприятия усилились. Выручка от продаж сократилась на 10,93 % по сравнению с предыдущим годом. Если в 2013-2014 гг. выручка превышала себестоимость продаж, то в 2015 г. получен валовый убыток в размере 5 308 млн. руб. А с учетом управленческих и коммерческих расходов убыток от основной деятельности составил 19 848 млн. руб. В результате отрицательного финансового результата по прочим операциям, чистый убыток по итогам 2015 г. составил 43 233 млн. руб.
Таким образом, на протяжении трех анализируемых лет деятельность предприятия – убыточная. Причем убыток 2015 г. в 6,27 раза выше, чем в 2013 г. и в 1,70 раза превышает показатель предыдущего года.
Для определения как внутренних, так и внешних факторов, влияющих на финансовые результаты и финансовую устойчивость ПАО «АВТОВАЗ», воспользуемся методом SWOТ-анализа, позволяющим провести оценку среды, в которой функционирует исследуемая корпорация (таблица 4).
Сильной позицией ПАО «АВТОВАЗ» является лидирование на российском рынке продаж легковых автомобилей среди российских производителей аналогичной продукции. Удельный вес продаж автомобилей LADA в 2014-2015 гг. составил 17,4 и 16,4%, соответственно, в то время как доля реализованной продукции всех российских брендов была равна 20,8 и 18,5%, соответственно.
Дилерская сеть ПАО «АВТОВАЗ» - это достаточно развитая структура на внутреннем рынке, состоящая из 379 предприятий, включающих в себя 417 дилерских точек, что позволяет реализовывать больший объем легковых автомобилей на всей территории Российской Федерации. Безусловно, данный аспект является сильной стороной в деятельности исследуемой корпорации.
Государство заинтересовано в развитии отечественного автомобильного рынка и оказывает государственную поддержку ПАО «АВТОВАЗ» Одной из самых эффективных мер государственной поддержки автомобильного рынка в 2010-2011 гг. стала программа утилизации автомобилей старше 10 лет, которая послужила толчком роста авторынка после затянувшегося кризиса. В результате реализации данной программы ПАО «АВТОВАЗ» смогло нарастить объемы производства и обеспечило поставщикам гарантированный заказ на 2010-2011 гг. В 2014 г. программа утилизации автомобилей была возобновлена.
Таблица 4
Результаты SWOT-анализа деятельности ПАО «АВТОВАЗ»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
ПАО «АВТОВАЗ» является лидером российского рынка легковых автомобилей. Государственная поддержка автомобильного рынка. Осуществление поставок автомобилей и сборочных комплектов на внешний рынок. |
Зависимость от заемных источников. Недостаточная ликвидность баланса. |
Поставки некачественных комплектующих изделий. Повреждения экспортируемой товарной продукции. Приостановка деятельности при выходе из строя оборудования. Повышения цен на сырье, материалы, комплектующие изделия. Увеличение предложения новых моделей автомобилей иностранных марок бюджетного ценового сегмента. Создание на территории РФ заводов- конкурентов. Рост курсов иностранных валют по отношению к российскому рублю. |
Лидерство на рынке производства автомобилей. Улучшение модельного ряда. Увеличение объемов продаж автомобилей и сборочных комплектов на внешний рынок. Производство автомобилей нижнего ценового сегмента на основе разработки и внедрении новых технологий. |
Другой сильной позицией ПАО «АВТОВАЗ» на рынке является осуществление поставок автомобилей и комплектующих в страны СНГ, Европу, Африку, Ближний Восток и Латинскую Америку, при этом объемы экспортируемой продукции с каждым годом увеличиваются. Благодаря поставке машинокомплектов сохраняется объем выпуска автомобилей LADA, востребованных рынком, при этом освобождаются мощности для производства новых семейств автомобилей данной марки. Организация сборки на территориально удаленных площадках способствует расширению рынка сбыта и укреплению на нем позиций данной корпорации.
Однако, непостоянство денежного потока из-за большой дебиторской задолженности оказывает влияние на уровень финансовой устойчивости корпорации, а показатели платежеспособности и ликвидности не соответствуют нормативным значениям. Рост дебиторской задолженности, низкая ликвидность баланса, недостаток финансовых средств, ограниченная платежеспособность и неустойчивое финансовое положение представляют большую угрозу для деятельности ПАО «АВТОВАЗ».
Одной из главных возможностей ПАО «АВТОВАЗ» является сохранение лидирующих позиций на российском рынке легковых автомобилей за счет полного обновления модельного ряда. Другую возможность улучшения финансовой деятельности корпорации, а также повышения ее финансовой устойчивости предоставляют техническое развитие производства продукции и выполнение НИОКР. У ПАО «АВТОВАЗ» имеется возможность развития системы продаж через сеть совместно с альянсом Renault-Nissan, что приведет к использованию единых методик планирования спроса, управления дилерами, единой системы гарантийного обслуживания единой сети продажи запасных частей. Обновление моделей автомобилей позволит увеличить объемы продаж автомобилей и сборочных комплектов на внешний рынок, а разработка и внедрение новых технологий проектирования и производства автомобилей нижнего ценового сегмента обеспечат устойчивые конкурентные преимущества автомобилей LADA как на рынке РФ, так и в странах экспорта.
Помимо возможностей развития деятельности, существует ряд угроз, которые могут негативно повлиять на деятельность корпорации. Данные угрозы наблюдаются со стороны поставщиков некачественных комплектующих изделий. В связи с имеющейся вероятностью реализации угроз ПАО «АВТОВАЗ» необходимо проводить постоянную работу по совершенствованию собственной системы менеджмента качества. Также возможно повреждение экспортируемой товарной продукции во время транспортировки, и для снижения негативных последствий и убытков. ПАО «АВТОВАЗ» проводит комплекс мероприятий, включающих в себя страхование экспортной товарной продукции до момента перехода права собственности на товар.
Рост цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, составляющие около 70% себестоимости продукции, оказывает значительное воздействие на деятельность ПАО «АВТОВАЗ». Для ограничения вероятности неблагоприятного изменения цен на сырье и услуги исследуемая корпорация заключает долгосрочные договоры с поставщиками сырья и комплектующих изделий, осуществляет поиск альтернативных поставщиков, применяет энергосберегающие технологии, проводит мероприятия по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
Рост предложения новых моделей автомобилей иностранных марок бюджетного ценового сегмента, создание на территории РФ новых и развитие существующих мощностей автосборочных заводов-конкурентов негативно скажутся на объемах реализации продукции ПАО «АВТОВАЗ». Для предотвращения возможных негативных последствий ПАО «АВТОВАЗ» осуществляет комплекс мер, в том числе разработку новых конкурентоспособных продуктов, расширение влияния бренда LADA на новых рынках, улучшение качества обслуживания, оптимизацию условий и сроков гарантийных обязательств в соответствии с требованиями рынка, развитие собственной сбытовой сети, совершенствование потребительских качеств продукции, повышение осведомленности потребителей о продукте, рекламно-коммуникационную поддержку предприятий сервисно-сбытовой сети.