Файл: Формирование финансовой политики организации, проблемы и условия ее реализации.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 1086
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
рассмотреть теоретические основы формирования финансовой политики предприятия;
провести анализ финансовой политики ПАО «АВТОВАЗ»;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование финансовой политики ПАО «АВТОВАЗ».
Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой политики предприятия
1.1. Сущность и направления финансовой политики предприятия
1.2. Цели и задачи финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики ПАО «АВТОВАЗ» и пути ее развития
2.1. Характеристика ПАО «АВТОВАЗ»
2.2. Анализ финансовых аспектов управления расходами
2.3. Анализ кредитной политики предприятия
По состоянию на 31.12.2015 большая часть кредиторской задолженности – это задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками. В целом кредиторская задолженность на конец 2015 г. на 40,68 % выше, чем в 2014 г. При этом наиболее значительный рост кредиторской задолженности за 2014 г. наблюдается по задолженности поставщикам и подрядчикам, которая за год возросла на 20 514 млн. руб., или на 116,19 %.
Анализ достаточности источников финансирования предприятия представлен в таблице 14. Анализируя данные таблицы, отметим, что в 2013-2015 гг. динамика изменения собственного капитала предприятия была негативной. В 2014 г. собственный капитал значительно сократился и его величина имела на конец 2014 г. отрицательное значение. В 2015 г. ситуация еще более ухудшилась, на 31.12.2015 г. предприятие не имеет собственного капитала.
Стоимость внеоборотных активов возрастала на протяжении всего исследуемого периода: за 2014 г. она увеличилась на 13,79 %, а за 2015 г. еще на 3,34 %. Сокращение собственного капитала при росте внеоборотных активов повлекло рост недостатка собственных источников средств для финансирования запасов и затрат.
Таблица 14
Анализ достаточности источников финансирования деятельности ПАО «АВТОВАЗ», млн. руб.
Наименование |
31.12.2013 |
31.12.2014 |
31.12.2015 |
Темп роста 2014/ 2013, % |
Темп роста 2015/ 2014, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Собственный капитал |
25 281 |
- 76 |
- 43 309 |
- |
56985,53 |
Внеоборотные активы |
104 578 |
118 998 |
121 060 |
113,79 |
101,73 |
Источники собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат |
-79 297 |
- 119 074 |
- 164 369 |
150,16 |
138,04 |
Долгосрочные обязательства |
78 342 |
81 969 |
91 755 |
104,63 |
111,94 |
Собственный капитал и долгосрочные обязательства |
- 955 |
-37 105 |
-72641 |
3885,34 |
195,77 |
Краткосрочные кредиты |
19 537 |
35 320 |
85 140 |
180,79 |
241,11 |
Общая величина источников средств |
18 582 |
- 1785 |
12 499 |
- |
- |
Запасы |
24 319 |
14 644 |
16 833 |
60,22 |
114,95 |
Недостаток собственных оборотных средств |
- 103 616 |
- 133 718 |
- 181 202 |
129,05 |
135,51 |
Недостаток собственных средств и долгосрочных заемных источников |
- 25 274 |
- 51 749 |
- 89 474 |
204,75 |
172,90 |
Продолжение таблицы 14
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Недостаток общей величины источников для формирования запасов и затрат |
- 5 737 |
- 16 429 |
- 4 334 |
286,37 |
26,39 |
Комплексный показатель финансовой ситуации |
0, 0, 0 |
0, 0, 0 |
0, 0, 0 |
||
Финансовая устойчивость предприятия |
Кризисно неустойчивое состояние предприятия |
Наиболее значительно этот недостаток вырос в 2014 г. – на 50,16 %, прирост за 2015 г. составил 38,04 %. Недостаток собственных средств для ведения деятельности повлек увеличение объема привлекаемых кредитов: их сумма за 2014 г. возросла на 4,63 %, а за 2015 г. еще на 11,94 %. Однако, и с учетом долгосрочного кредитования, значение показателей источников финансирования запасов и затрат отрицательные. Причем, за 2014 г. этот показатель увеличился в почти в 39 раз. В результате роста объема долгосрочных кредитов за 2015 г. величина собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов и затрат – величина положительная и составляет 12 499 млн. руб. Однако, по всем трем показателям формирования запасов и затрат на протяжении всего исследуемого периода значения отрицательные. Причем, имеет место негативная динамика роста недостатка финансирования. Общий недостаток финансовых источников для финансирования запасов и затрат на конец 2015 г. составил 4 334 млн. руб.
Общий вывод: финансовое состояние предприятия кризисное на все три рассматриваемые отчетные даты.
Анализ ликвидности баланса представлен в таблице 15. Анализируя данные, представленные в таблице 15, отметим, что все показатели платежеспособности ниже нормативных. Коэффициент абсолютной ликвидности на конец 2015 г. составил лишь 0,036 при нормативе 0,20. Показатель ниже значения на конец 2013 г. на 0,031 п., а по сравнению с показателем на конец 2014 г. – на 0,075 п. За счет абсолютно ликвидных активов – денежных средств и краткосрочных финансовых вложений предприятие на конец 2015 г. может погасить лишь 3,6 % краткосрочных обязательств.
Таблица 15
Анализ показателей ликвидности ПАО «АВТОВАЗ»
Наименование |
31.12. 2013 |
31.12. 2014 |
31.12. 2015 |
Отклонение 30.06.2015/ 31.12.2013 |
Отклонение 31.12.2015/ 31.12.2014 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,067 |
0,111 |
0,036 |
-0,031 |
-0,075 |
Коэффициент промежуточной ликвидности |
0,414 |
0,387 |
0,299 |
-0,115 |
-0,088 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,979 |
0,573 |
0,644 |
-0,335 |
-0,309 |
Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности |
- |
0,123 |
0,101 |
-0,022 |
-0,022 |
Таким образом, риск кредиторов велик, гарантии своевременного погашения долгов низкие. Коэффициент промежуточной ликвидности сокращается на протяжении всех трех анализируемых лет. В 2014 г. он снизился на 0,027 пункта, а за 2015 г. еще на 0,088 пункта. При привлечении дебиторской задолженности на конец 2015 г. предприятие может погасить лишь треть своих краткосрочных обязательств (при нормативе 0,8). Таким образом, перспективная платежеспособность предприятия также крайне низкая. Коэффициент текущей ликвидности на конец 2013 г. был близок к минимальной границе норматива (1). Однако, на протяжении последующих полутора лет он снижался и на конец 2015 г. достиг значения 0,644. Рассчитанные коэффициенты восстановления платежеспособности свидетельствуют, что предприятие не сможет восстановить свою платежеспособность в течение ближайших 6 месяцев.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о недостаточности у предприятия финансовых ресурсов для осуществления деятельности, а также о необходимости привлечения дополнительных источников финансирования.
В ПАО «АВТОВАЗ» в 2002 г. выпущен первый рублевый облигационный займ на сумму 1 млрд. руб. Всего с 2002 по 2005 г. предприятие выпустило три займа на общую сумму 8 млрд. руб. и дважды размещало евробонды, на 150 млн и 250 млн долл.
ПАО «АВТОВАЗ» стал первой компанией в России, которая в качестве финансового инструмента для привлечения средств использовала биржевые облигации. Биржевые облигации — это долговая бумага с упрощенным порядком выпуска, не подлежащая регистрации. Для начала обращения достаточно получить допуск к торгам от фондовой биржи. Биржевые облигации обеспечивают быстрое привлечения денежных средств на срок не более года. Выпуск биржевых облигаций могут осуществлять крупные компании, существующие не менее трех лет, акции которых входят в котировальные листы. В 2008 г. ПАО «АВТОВАЗ» был выпущены биржевые облигации на сумму 1 млрд. руб. Всего таких займов в течение 2008 г. было выпущено четыре. Средства от выпуска облигаций ПАО «АВТОВАЗ» направляло на пополнение оборотных средств, финансирование текущей и инвестиционной деятельности, в том числе рефинансирование долговой нагрузки. Предприятие рассматривает данный инструмент как альтернативу краткосрочным банковским кредитам.
В таблице 16 представлен сводный перечень финансовых проблем ПАО «АВТОВАЗ». ПАО «АВТОВАЗ» не является в полной мере конкурентоспособным предприятием. Причем, качество производимых автомобилей, в целом, отвечает требованиям покупателей. В то же время показатели затратности, уровня сервиса, сбытового процесса ниже оптимальных, что снижает общий уровень конкурентоспособности.
Таблица 16
Сводный перечень проблемных областей финансового состояния
ПАО «АВТОВАЗ»
Проблемы |
Причины возникновения проблемы |
Возможные последствия проблемы |
Снижение выручки |
Несоответствие цены и качества автомобилей |
Убыточность деятельности. Отсутствие финансовых возможностей для развития |
Высокая себестоимость продаж |
Неэффективная организация производства. Рост цен на комплектующие |
Убыточность. Риск банкротства |
Финансовое состояние предприятия кризисное |
Низкий уровень прибыли |
Риск банкротства |
Предприятие испытывает дефицит ликвидности и платежеспособности |
Несбалансированность финансовых потоков |
Отсутствие средств для погашения задолженности |
Однако, автомобиль автомобили ПАО «АВТОВАЗ» уже много лет занимают две стабильные ниши самых недорогих (до 5 тыс.долл. и до 10 тыс. долл.) и практичных автомобилей. Информация о распределении экспорта автомобилей ПАО «АВТОВАЗ» также является доказательством достаточно высокой конкурентоспособности российских моделей. Кроме того, по стоимости технического обслуживания – это самые недорогие автомобили в России. Таким образом, текущее соотношение цена – качество, а также запуск двух новых моделей автомобилей (LADA Vesta и LADA XRAY) позволяют сделать вывод о наличии объективных условий роста доли рынка ПАО «АВТОВАЗ» и усиления его рыночных позиций.
ПАО «АВТОВАЗ» является градообразующими предприятием, предприятие не только пополняет местный бюджет за счет налогов, но также строит социальную инфраструктуру региона, финансирует социальные программы. Так, доля «АВТОВАЗ» в бюджете Самарской области оставляет около 40%, а в ВВП страны - 3%. В этой связи ПАО «АВТОВАЗ» в существующих условиях снижения доли рынка и потери конкурентоспособности, необходимо разрабатывать приоритетные направления, направленные на опережение существующих тенденций.
Таким образом, для ПАО «АВТОВАЗ» актуальна проблема развития и совершенствования финансовой политики.
2.3. Пути развития финансовой политики ПАО «АВТОВАЗ»
Проведенный анализ выявил две основные проблемы в области реализации финансовой политики:
- неэффективное управление затратами, что приводит к росту себестоимости продаж;
- неэффективная кредитная политика, выражающаяся в недостатке финансовых средств для развития.
В таблице 17 представим приоритетные направления финансовой работы на предприятии, направленные на решение выявленных проблем.
Таблица 17
Приоритетные направления, направленные на совершенствование политики управления затратами и управления заемным капиталом в ПАО «АВТОВАЗ»
Группа |
Направления |
Цель |
Совершенствование политики управления затратами |
||
1 |
Снижение себестоимости, в том числе по унификации деталей кузова, интерьера, электронных систем автомобилей. |
Снижение затрат |
2 |
Проведение политики импортозамещения - использование отечественных комплектующих в производстве |
|
3 |
Оптимизация организационной структуры – снижение затрат на управление |
|
Совершенствование политики управления заемным капиталом |
||
1 |
Привлечение государственных кредитов и субсидий |
Увеличение источников финансирования производства |
2 |
Выпуск облигационного займа |
Рассмотрим пути снижения затрат предприятия.
Один из главных резервов снижения себестоимости продукции ПАО «АВТОВАЗ» - это импортозамещение. В настоящее время на импортные материалы и комплектующие приходится 74% себестоимости новых автомобилей «АВТОВАЗ» (LADA Vesta и LADA XRAY). Валютные расходы завода достаточно высокие. Каждый 1% роста стоимости комплектующих — это примерно 1,6 млрд руб. расходов.
Поэтому перед заводом стоит задача повышения уровня локализации, но для этого должен быть организован выпуск автокомпонентов в России, в том числе в Самарской области и Тольятти».
Важнейшим источником экономии затрат является оптимизация численности персонала. Расходы ПАО «АВТОВАЗ» на выплату зарплат, которые, несмотря на сокращения персонала, в 2014 г. росли. В 2015 г. они сократились по сравнению с 2014 г. на 1,58 %. Отметим, что за 2014 г. ПАО «АВТОВАЗ» снизил среднюю численность сотрудников на 18% до 52 546 человек. Но положительный эффект от сокращения штата завод в полной мере сразу не ощутил, поскольку с большинством сотрудников компания расставалась в рамках компенсационных программ. При увольнении по соглашению сторон сотрудники могли получить 3-5 средних зарплат. Выплаты компенсаций в основном пришлись на вторую половину 2014 г., всего на них ушло 4,1 млрд руб. В 2015 г. ПАО «АВТОВАЗ» продолжил сокращения, в частности, уменьшено число менеджеров на 1 100 человек.