Файл: Условия выбора метода адекватного управленческой проблеме (на примере «Медицинская служба»)).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и функции бюджетирования
1.2 Основные виды классификации бюджетов
1.3 Роль бюджета в управлении организацией
Глава 2 Построение системы бюджетирования на примере «Медицинская служба»
2.1 Общая характеристика организации и центра ответственности «Медицинская служба»
2.2 Анализ структуры затрат центра ответственности 1 уровня «Медицинская служба»
Финансовые бюджеты включают бюджеты, характеризующие либо финансовое положение предприятия, либо финансовые результаты его деятельности. Они составляются на основе информации операционных бюджетов, обобщая или представляя ее в требуемом разрезе. В частности, к ним относятся бюджеты (проекты) форм публикуемой бухгалтерской отчетности. Первый финансовый бюджет, который составляется после получения всей совокупности операционных бюджетов и представляет следующий логический этап обработки информации, - это аналог отчета о прибылях и убытках, в котором определяется планируемая прибыль от продажи продукции.
Далее составляются бюджет денежных средств и проект баланса, которые также являются финансовыми бюджетами.
Часто к этой группе бюджетов добавляются бюджеты капитальных затрат (инвестиций) предприятия, формируя объединенную группу финансовых и инвестиционных бюджетов. Однако логичнее их выделить в отдельную группу. Инвестиционные бюджеты можно вписать в представленную схему основного бюджета на любом этапе в зависимости от вида инвестиций, главное - до составления бюджета денежных средств, так как инвестиционные решения обуславливают отток денежных средств, показываемый в соответствующем разделе бюджета денежных средств. При долгосрочных инвестициях, которые не будут завершены в данном бюджетном периоде, это не имеет принципиального значения, однако, если они повлияют на производственные мощности (и производственную программу) в данном периоде, то указанный бюджет важно составить до определения производственной программы в натуральных единицах.
1.3 Роль бюджета в управлении организацией
Основополагающей базой управленческого учета являются инструменты и технологии измерения и управления эффективностью и результативностью показателей деятельности компании.
Бюджет - это один из инструментов управленческого учета, который должен отражать реальную ситуацию финансово-хозяйственной деятельности компании, а значит, содержать оперативную, достоверную и полную информацию о бизнес-процессах, материальных и финансовых потоках, а также о финансовых результатах деятельности компании.
Функции бюджета как средства контроля, оценки и анализа деятельности организации раскрываются тогда, когда плановые (нормативные) показатели сравниваются с фактическими. Для определения предстоящих расходов на основе норм и нормативов используется система нормативного учета (система "стандарт-костинг"). [14, с. 38]
Система нормативного учета затрат (СНУЗ) может использоваться как при позаказном, так и при попроцессном методе калькулирования себестоимости продукта. При применении этой системы все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованного продукта, выступают как нормативные (стандартные), а не фактические. Система нормативного учета затрат (СНУЗ) применяется для:
- управления затратами;
- установления цен и ведения ценовой политики;
- разработки бюджетов;
- оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности компании.
Для организации учета, систематизации всех данных и сбалансированности показателей финансово-хозяйственной деятельности, принципы и правила процесса бюджетирования регламентируются в едином документе - Положении о бюджетировании.
Положение о бюджетировании содержит формализованную информацию о цели, задачах, структуре, основных принципах и процессах системы бюджетирования, участниках процессов бюджетного управления и их функциях, содержании бюджетных форм и принципах отражения и структуры аналитической информации, бюджетном контроле и бюджетном регулировании.
Бюджетирование - это процесс принятия управленческих решений о распределении ресурсов по направлениям их использования для достижения целевых показателей деятельности компании на плановый период.
Основная цель системы бюджетирования заключается в том, чтобы должным образом скоординировать процессы, связанные с организацией и обеспечением функции планирования показателей деятельности организации на определенный период.
Система бюджетирования направлена на решение следующих задач:
-стабильность процессов бюджетного управления во всех структурных подразделениях (центрах ответственности) компании;
-контроль обоснованности планируемых к реализации мероприятий, оптимизацию затрат на их реализацию;
-планирование бюджетных показателей структурных подразделений (центров ответственности) и компании в целом;
-связь между основными бюджетными показателями: затратами, расходами, доходами и платежами;
-контроль и анализ исполнения утвержденных бюджетов;
-бюджетное регулирование - процесс принятия обоснованных решений при изменении ключевых параметров бюджета, решений о необходимости оперативных корректировок плановых работ и мероприятий.
Система бюджетирования в качестве входящей информации использует исторические данные, целевые показатели, сценарные условия, лимиты и прочие параметры, сформированные системой текущего планирования.
По срокам виды планирования классифицируются на текущее, среднесрочное и перспективное планирование:
- текущее (оперативное, краткосрочное) планирование рассчитано на срок не более года, такое планирование называют бюджетированием или сметным планированием;
- среднесрочное (тактическое, административное) планирование формируется от одного года до трех лет;
- перспективное (стратегическое, долгосрочное) планирование рассчитано на сроки три, пять и более лет.
Текущее, или оперативное, планирование характеризует основную деятельность и прямо связано с достижением цели организации.
Среднесрочное (тактическое) планирование представляет собой тактические планы развития бизнеса (производство, маркетинг, исследовательская деятельность, проектирование) и поддержания организационной структуры. Их целью является создание организации, в которой могут быть достигнуты наилучшие результаты деятельности [16, с. 34].
Перспективное (стратегическое) планирование - это планы генерального развития бизнеса на длительный период. Стратегические цели долгосрочны; они формируются с учетом лимитирующих факторов - ключевых факторов, или ограничений, определяющих границы бизнеса. Для определения лимитирующих факторов используется анализ сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз - SWOT-анализ: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). Стратегии организации пересматриваются только при необходимости (при внедрении новых технологий, появлении новых конкурентов, изменении уровня потребительского спроса и т.д.).
Качество системы бюджетного управления достигается за счет соблюдения следующих принципов:
- децентрализации управления для принятия решений по достижению плановых показателей и заданий в отдельных структурных подразделениях (центрах ответственности) компании. Децентрализация управления - это делегирование определенных полномочий директора линейным руководителям, которые несут ответственность за деятельность вверенного ему подразделения;
- централизации управления при планировании доходов и притока денежных средств от реализации продукта, затрат и оттока денежных средств, связанных с достижением цели компании, инвестиционных и финансовых проектов;
- организации системы контроля выполнения заданных показателей. При этом контроль является внешним по отношению к лицу, принимающему решение. Система контроля включает блоки предварительного (в процессе принятия решений и утверждения планов), текущего (в оперативном режиме) и последующего (по итогам исполнения) контроля;
- обеспечения связи показателей, отражающих производственный, инвестиционный и финансовый циклы деятельности, а также взаимосвязи производственных, инвестиционных и финансовых проектов в системе бюджетирования;
- применения единой методологии формирования показателей, процессов планирования, учетных документов, порядок их подготовки и оборота.
Очевидно, что обязательным условием выполнения бюджетной системой полного перечня управленческих функций служит использование в основе бюджетирования плановых значений затрат на единицу объема, которые называются нормативными затратами, на основе которых осуществляется калькулирование нормативной себестоимости единицы продукции. При этом в системе обязательно присутствуют плановые значения затрат, относящиеся ко всему объему. Последние, часто называемые сметными или бюджетными, рассчитываются на базе нормативных затрат на единицу и планируемого объема производства (продаж).
Глава 2 Построение системы бюджетирования на примере «Медицинская служба»
2.1 Общая характеристика организации и центра ответственности «Медицинская служба»
Сегодня ООО «Газпром трансгаз Томск» — это одно из самых быстро развивающихся дочерних обществ «Газпрома». Оно было создано в 1977 году, приступив к эксплуатации первого в Западной Сибири магистрального газопровода «Нижневартовск – Парабель – Кузбасс».
К 1996 году было завершено строительство второго магистрального газопровода, получившего название «СРТО – Омск – Новосибирск – Кузбасс». Эти два газопровода стали основой газоснабжения западно-сибирского региона, обеспечив природным газом более 400 крупных потребителей в Томской, Новосибирской, Кемеровской, Омской областях и Алтайском крае.
На сегодняшний день ООО «Газпром трансгаз Томск» (далее - Общество) эксплуатируется 9236 км трубопроводов, 9 компрессорных станций и 133 газораспределительные станции. Численность работников составляет более 7000 человек. 22 Филиала Общества представлены в 13 областях Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока. В связи с принятием Правительством РФ решения о начале строительства газопровода по проекту «Сила Сибири» зона присутствия организации расширена в сторону территорий с условиями Крайнего Севера и вечной мерзлоты. Распоряжениями ПАО «Газпром» Общество назначено Заказчиком по строительству данного инвестиционного объекта и последующей эксплуатирующей организацией. Магистральный газопровод «Сила Сибири» берет свое начало с Чаяндинского НГКМ и доходит до границы с КНДР, проходя через такие города как Ленск, Олекминск, Алдан, Нерюнгри, Сковородино, Свободный и Благовещенск. Основным видом деятельности Общества является оказание услуг по транспортировке газа по магистральным газопроводам.
Кроме того, к наиболее важным прочим видам деятельности Общества относятся:
1. Техническое обслуживание системы наземных трубопроводов проекта «Сахалин-2» и магистрального газопровода ОАО «Дальтрансгаз»;
2. Оказание услуг заказчика-застройщика и услуг по техническому контролю за ходом строительства инвестиционных объектов ПАО «Газпром»;
3. Производство и реализация компримированного природного газа на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях. Наряду с основной (уставной деятельностью) Общество занимается медицинской деятельностью в соответствии с приказом Минздрава.
Учитывая сложные климатические условия территорий, особая роль отводится подбору персонала, которому предстоит реализовывать поставленные задачи. Поэтому подбор персонала - одна из самых важных функций. Здесь решающую роль играет не только образовательный уровень и квалификация персонала, но и общие показатели здоровья работников. На сегодняшний день производственная медицина Общества представлена здравпунктами, расположенными в Администрации и филиалах Общества. Число медицинских объектов составляет 36 здравпунктов. Создание здравпунктов продиктовано трудовым законодательством: лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями ТК РФ возлагается на работодателя. Основной задачей ведомственных здравпунктов является оказание первой медицинской помощи пострадавшим и заболевшим работникам, а также проведение предрейсовых, послерейсовых и иных предсменных медицинских осмотров. Для достижения максимальной эффективности и полного комплекса медицинских мероприятий, помимо гарантий, предусмотренных территориальными программами обязательного медицинского страхования, Коллективным договором предусмотрено получение всеми работниками Общества дополнительного медицинского обслуживания в рамках договора добровольного медицинского страхования.
Здравоохранение в системе ООО «Газпром трансгаз Томск» необходимо рассматривать как часть технологического процесса и важную составляющую жизнедеятельности и устойчивой работы отрасли в целом, как инструмент повышения производительности труда. Деятельность здравпунктов координирует медицинская служба при Администрации. Одной из основных функций которой является планирование, учет и контроль использования средств, выделяемых ПАО «Газпром» и Обществом на цели здравоохранения. Особенности формирования центра ответственности. Медицинская инфраструктура в ООО «Газпром трансгаз Томск» представлена производственными здравпунктами в количестве 35 объектов и здравпунктом «Кедровый», который осуществляет амбулаторно-поликлиническую помощь работникам, пенсионерам Общества и членам их семей по договору добровольного медицинского страхования.