Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
То есть, при грамотном сочетании слов, фраз, предложений в общем контексте, автор текста формирует свою мысль таким образом, что может побуждать к определенному действию, говоря глобально - манипулировать читателем. Значит — подобный анализ текста просто необходим специалистам создающим рекламные идеи продвигающего характера. Вполне логично предположить появление соответствующих компаний,
занимающихся подобным сервисом.
Для начинающих даже существуют общедоступные рекомендации, такие как:
- Меньше воды
- Минимум стоп-слов (избыток связующих частиц ухудшает восприятие)
- Пишите проще (даже специфический текст можно написать проще).
По данным сайта http://mastersloga.ru/ - есть возможность в онлайн режиме провести бесплатный структурно-семантический анализ текста на сайтах: Адвего, Stxt, Istio.com, Seozor.ru и других. И, даже если итоговые результаты анализа на разных сайтах несколько отличаются, алгоритм вычислений остается стандартный.[13]
1.3. Психосемантика
В пунктах 1.1 и 1.2. данной курсовой работы поэтапно раскрывались отдельные понятия и сущность терминов «психология» и «семантика», после получения соответствующей информации, необходимо рассмотреть словообразование «психосемантика».
Психосеманика - происходит от греч. psyche - душа + semantikos — обозначающий. Является одним из разделов психологии. Исследует развитие и функционирование системы значений индивида методом построения субъективных семантических пространств. [14]
В «Словаре практического психолога» С.Ю. Головина, толкование термина «психосемантика» расшифровывается как область психологии, которая изучает генезис (от греч. Γένεσις, Γένεση - происхождение, возникновение, зарождение),[15] строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений. [16]
Доктор психологических наук Петренко В.Ф. исследовал различные формы существования значений, которые существуют в индивидуальном сознании каждого. К ним можно отнести:
- образы
- символы
- знаковые формы
- вербальные формы
- символические действия и т.д.[17]
Психосемантика занимается исследованием этих форм и анализом влияния мотивационных (мотивация - совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к действию)[18] факторов и эмоциональных состояний (эмоции - вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций. Душевное переживание, чувство)[19] человека на формирующуюся у него индивидуальную систему значений. Основной метод психосемантики это экспериментальное изучение субъективных пространств в каждом сознании.
Как отдельный термин «психосемантика» был введен двумя психологами почти одновременно - В.Ф.Петренко и А.Г.Шмелевым в монографиях с очень похожими названиями, опубликованными в один год.
( к сведению - В.Ф. Петренко - «Введение в экспериментальную психологию: исследование форм репрезентации в обыденном сознании”. М.МГУ, 1983. А.Г. Шмелев - «Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности”. М., 1983г.)
Если говорить простыми словами - психосемантика сосредоточена на
вопросах, связанных с пониманием человеком смысла предлагаемой ему информации, а также того, каким образом происходит разделение на категории своих знаний о мире и отношении к нему. А.Р. Лурия называл семантическое строение слова его психологической структурой. В следующей главе мы рассмотрим и дадим описание психосемантическим методам исследований, рассматривая на примере некоторые из них. И, возможно, итоги типичных примеров этих экспериментальных исследований можно будет использовать при планировании собственных изысканй.
Глава 2. Реклама – сущность, виды, цели, задачи
2.1. История возникновения и развития рекламы в мире
Этимология — берет происхождение от франц. réclame, первоначально— «подзывание сокола на охоте», под семантическим влиянием англ. rесlаim «привлекать к себе внимание»; ср.: др.-англ. reclamen; восходит к лат. reclamāre «выкрикивать», от re- + clamāre.[20]
История возникновения рекламы уходит корнями в далекое прошлое.
Возникновение рекламы относится еще к первому тысячелетию до н. э. Первая наружная реклама была обнаружена в Мемфисе (древнеегипетский город) и представляла собой камень, на котором была высечена надпись: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».[21]
Впервые рекламное слово в массы стали нести глашатаи (вестники). Упоминания о работе глашатаев были обнаружены еще в период крито-мекенской культуры примерно ХIV век до н. э. Глашатаи — часто становятся героями многих литературных произведений своего времени. Еще в легенде о любви Амура и Психеи, от гнева Афродиты героиня прячется в неизвестное место, а Афродита предлагает Гермесу «через глашатайство объявить всенародно, что за указание, где находится Психея, будет выдана награда». Скорее всего, глашатаи и являлись первыми авторами рекламных слоганов (текстов). Выкрикивая различные шутками они завлекали народ, привлекая к определенным действиям. Как уговоры выкрикивались даже клятвы богами , «Клянусь Зевсом! Пусть он покарает меня, если я вру!» и так далее.
Во время извержения вулкана Везувий в 79 году н.э погиб город Помпеи. Пеплом полностью засыпало дома, и при начале раскопок в XVIII веке, археологи смогли воотчию увидеть Помпеи в первозданном виде, каким он был до своей гибели. При раскопках в Помпеях было найдено приблизительно полторы тысячи настенных рекламных надписей (вывесок).
Среди находок учеными были обнаружены — комическая вывеска на стене одной из таверн, в картинках рассказывающая об услугах, которые получит постоялец при посещении этого заведения. На ней изображено сначала омовение ног посетителя, после стол с яствами, а после еды, путника сопровождают женщины к месту отдыха. Следующая могла сообщать: "Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи".[22] В приложении №3 присутствует ксерокопия фотографии фрески, рекламирующей работы, проводимые клиентам в валяльной мастерской. Также были и более оригинальные вывески, на лавке продавца птиц - были клетки с пернатыми, у доктора над дверью были банки для кровопускания, у хлебника - сноп пшеницы, а у торговца молочными продуктами — изображение козы.
Граффити (от ит. «graffito» - нацарапанный) — является первой
письменной рекламой. Различные призывные надписи, профессионально
ориентированные, можно найти на стенах древних Помпей: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сарикус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи».Также достаточно активно рекламировались термы (античные бани), которые были любимым местом отдыха и омовения римлян. Рекламные призывы выглядели так: «На доходы Фаустины баня моет городским обычаем и предлагает все услуги». Кстати, именно во время бурно развивающихся граффити, появился первый закон, ограничивающий рекламную деятельность. В связи с тем, что многие жители били недовольны тем, что граффити портили внешний вид домов, городским властям пришлось издать специальный указ, который гласил: «Запрещается писать здесь, горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет тому удачи».[23]
Помимо различных граффити на стенах, в античные времена объявления писали также и на папирусах. Первым дошедшим до нашего
времени рекламным обращением считается египетский папирус, хранящийся в Британском музее, с объявлением о продаже раба: «Он прекрасно слышит ушами, видит обоими глазами. Гарантирую вам его воздержанность в пище, честность и покорность». Вот еще одно объявление о рабыне, выставленной на продажу: «Какое упругое тело. Разве не эта девушка вам подходит? Я гарантирую ее невинность».
Наряду с граффити, более высокой степенью профессионализма в письменной рекламе отличается альбум. Термин «album» происходит от понятия «белый». В Древнем Риме это явление представляло собой отдельно выделенные участки на городских стенах, предварительно выбеленные белой краской или известкой, с тем чтобы на них писать текущие объявления (новые решения сената, а Сенека в письмах Луциллию сетует, что часто можно наткнуться на объявления о разводах римских матрон). [24]
Еще одним рекламным жанром, зародившимся в античные времена является афиша (объявление о зрелищном мероприятии). Первые афиши сообщали о собраниях, зрелищах (гладиаторских боях). На афишах обязательно писали, имена тех, кто устроил игры, когда состоится состязание, кто будет участвовать в сражениях, а также перечисляли в скольких поединках участники состязались ранее. Иногда на афишах делали зарисовки — отрывки из сражений или портреты участников. Афиши писались на стенах только в людных местах (у театра, у бань, у городских ворот) и продавались с рук на папирусах.
В средние века реклама тоже являлось отличным средством привлечения новых посетителей. На средневековых улицах городов чаще всего использовали как наружную рекламу вывески-значки. [25] Они представляли
собой изготовленные из металла, подвешенные на кронштейнах, указатели.
Как правило, на вывесках-значках не было текстовой информации, на них изображалась услуга или предмет, который ассоциируется с товаром/услугой
рекламируемой лавки. К примеру, у входа в пекарню могла находиться вывеска с изображением калача, а над мастерской кузнеца – железная кувалда и клещи. Это было удобно, ведь прохожим не нужно тратить время на чтение информации, достаточно было провести визуальную параллель, соединив изображенный предмет с видом деятельности. Создавать вывески доверяли только лучшим мастерам, занимающимся граверным делом, художникам или скульпторам, имеющим хорошую репутацию. И это было правильным решением, наглядная реклама приносила прибыль: чем лучше (красивее/ярче/приметней) будет вывеска, тем большее количество посетителей будет у лавочника, торговца или же ремесленника. Кроме того, вывески часто служили ориентиром жителей в городе.
В Средневековье в наружной (наглядной) рекламе текст заменился художественными изображениями (картинками), а ведущей формой рекламы становится устная реклама. Глашатаи и гонцы перешли из античности в средневековье. В 10-11 веках численность городов возрастала, и расширялся спрос на эти профессии.[26] В европейских странах в ХI-ХII веках наряду с городскими глашатаями, стали появляться «герольды» (от нем. «herold» – вестник, глашатай), они выполняли функции доведения указов феодалов до умов подданных, являлись распорядителями на рыцарских турнирах, и вели летописные записи, составляли родословные и прочее. Престижной рекламой являлось блазонирование (от глагола «blasen» - трубить в рог), которое проводили герольды перед рыцарскими турнирами - они, используя музыкальное сопровождение оповещали публику о степени знатности рыцарей и их родословной.
В средневековый период широко использовалась практика зазывал, так называемые «Крики улиц» – сообщения бродячих ремесленников, торговцев, о различных услугах или товарах. (К информации - первый подобный сборник «Криков Парижа», был составлен Гильомом де Вильнем, в 13 веке).
В «криках улиц» – расхваливание товара/услуги от харчевен, цирюлен, кабатчиков, лавочников, харчевен, винных погребов. [27]
Также в средние века начинает развиваться предметная реклама (говоря современным языком — нанесение логотипа на носителе). Это напрямую связано с распространением различных геральдических атрибутов, и эмблем. Реклама обрастала новыми формами выражения и воздействия. Оставался один шаг до глобального информационного переворота. Новая века в развитии рекламы начинается со знаменательного события - изобретением в 1445 году Иоганном Гуттенбергом типографского станка. [28]
Изготовление первой печатной рекламы датируется 1473 годом, когда в Лондоне Уильямом Кокстоном была отпечатана листовка о продаже книги религиозного содержания. Уже в конце ХV века по всей Европе работало почти 200 типографий. Изготовление печатного станка привело к новым видам рекламной продукции — листовка, проспект, каталог. [29]
А первым официально опубликованным рекламным объявлением считается сообщение о награде тому, кто укажет местонахождение 12 украденных лошадей.[30] К периоду позднего Средневековья происходит обогащение письменной рекламы и на свет появляются новые носители рекламной информации, такие как газеты и журналы. Первая периодическая газета - News выходит в свет в Лондоне в 1622 году. [31]
2.2. Виды, цели, задачи рекламы
В современном мире понятие рекламы воспринимается по-разному, вызывая отличные друг от друга эмоции и ассоциации. Кто-то считает ее ненужным, надоедливым продуктом и раздражается, видя обилие рекламного материала в повседневной жизни; для других реклама необходима для знакомства с новинками предлагаемых продуктов.
Автор книги «Огилви о рекламе» писал: «Я лично рассматриваю рекламный бизнес не как развлечение или род искусства, а как источник информации.»[32] По его словам, нет необходимости приводить потребителя в восторг соей необычайной креативностью, нужно действовать иначе, необходимо заинтересовать, но заинтересовать так, чтобы потребитель захотел пойти и купить рекламируемый продукт!