Файл: Процессы принятия решений в организации (Методы принятия управленческих решений в туризме).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, влияние исполнителя на качество решения проявляется в том, что в зависимости от имеющихся знаний, умений и личностных качеств у человека формируется отношение к предстоящей работе и мотивы поведения. Он может либо активно профессионально участвовать в исполнении решения, либо уклоняться от работы, либо работать, допуская нарушения и ошибки.

Исполнение каждой из перечисленных ролей требует от человека определенных качеств, представляющих его знания, поведенческие навыки и мотивацию. Уровень развития этих качеств может либо способствовать снижению неопределенности в принятии решения, либо увеличивать ее и тем самым либо увеличивать, либо снижать сопутствующие риски. Изучение хозяйственных рисков показало, что практически все внутренние риски в организации вызваны недостаточным уровнем знаний, навыков, мотивации и, как следствие, недостаточно компетентным поведением руководства предприятий и персонала.

Проведенное исследование показало, насколько существенно зависит качество управленческих решений от качеств руководителей и персонала организации. В терминологии менеджмента для характеристики качеств персонала используется понятие «компетенции персонала». В работах современных исследователей в области управления персоналом представлены различные определения этого понятия. В частности, А.Я.Кибанов под компетенциями понимает «характеристики, необходимые для успешной деятельности, другими словами, совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения»[4, с.74]. С.В.Шекшня считает, что компетенции - это способности работника воспроизводить определенный тип поведения для достижения целей организации. В Стандартах менеджмента Великобритании компетенции рассматриваются как «основные способности, определяющие поведение». «Компетенция - это система поведенческих моделей, необходимых для эффективного выполнения функций и задач, четко увязанная с компетентностью»[11, с.89]. «Под компетенциями понимается совокупность следующих факторов: 1) знаний, как результатов образования личности; 2) навыков, как результатов опыта работы и обучения; 3) способности к общению, как способности взаимодействовать с людьми и работать в группе» [13, с.55]. «Компетенции - это условная совокупность способностей и личностных характеристик, определяющих поведение человека при фиксированных внешних условиях, способствующих выполнению организационных функций и задач» [10, с.47].


Суть представленных определений практически одинакова и заключается в том, что компетенции - это не просто качества работника, это демонстрируемая способность выполнять определенные производственные функции. Компетенции объединяют способности и мотивацию сотрудника и описывают его деловое поведение. Это не просто знания, а знания, применяемые на практике.

Обладание компетенциями предполагает наличие трех составляющих: знаний, поведенческих навыков и мотивации.

Ввиду решающего влияние компетенций персонала на качество принимаемых решений, целесообразно выделение и детальное рассмотрение соответствующего фактора.

Понятие «человеческий фактор производства», введенное в терминологию управления советским ученым Н.А.Витке, на наш взгляд отражает технократическую ориентацию управления, формирующую отношение к работнику только как к носителю и исполнителю рабочей функции. Поскольку современная концепция управления базируется на поведенческом подходе, на теории человеческого капитала, при выделении соответствующего фактора целесообразно сделать акцент на качествах, делающих человека полезным для организации, а именно на его компетенциях. То есть влияние профессиональных, деловых и личностных качеств персонала организации на качество управленческих решений предлагается представить как фактор компетенций персонала.

Фактор компетенций персонала следует рассматривать как существенное обстоятельство в процессе принятия решения, которое связано со знаниями, навыками и мотивацией персонала, и которое необходимо учитывать при выборе оптимального варианта решения.

Глава 2 Методы принятия управленческих решений в туризме

 В отечественной литературе проблемы выбора и принятия управленческих решений по развитию сферы туризма с целью повышения эффективности его функционирования в современных условиях в территориальном аспекте стали объектом исследования сравнительно недавно и относятся к числу мало разработанных.

Рассматривая современные подходы, методы исследования состояния, развития туристской сферы и принятия управленческих решений в данной сфере, следует подчеркнуть, что на сегодняшний день не существует единой методики в рамках системного подхода, зарекомендовавшей себя так, чтобы претендовать на статус наиболее эффективной. Как известно, процесс управления реализуется через управленческие решения, подготовка которых - это технология разработки (принятия) решений. В свою очередь, технология разработки решений - это совокупность последовательных действий, которые складываются из отдельных этапов, процедур, операций. С целью последующей разработки технологии поддержки принятия управленческих решений в сфере туризма необходимо предварительно провести анализ используемых подходов и методов исследования проблем развития туризма и управления им. Для этого видится целесообразным для начала рассмотреть классификации подходов и методов, существующих в научной практике. Существует множество способов классификации подходов.


Рассмотрим основные из них, представленные ниже.

Основные подходы к исследованию и совершенствованию управления:

1-я классификация (по глубине 2-я классификация (по фактору и способу исследования объема) < > научности);

- Аспектный подход; - Эмпирический подход; > - системный подход; - научный подход; < - концептуальный подход - прагматический подход;

3-я классификация (по учету 4-я классификация (по учету человеческого фактора) < > фактора динамики)

- Организационно - - Функционально - > административный подход; структурный подход; < - социально-экономический; - процессуальный подход; - технократический - информационный подход;

5-я классификация (по учету 6-я классификация (по целевого фактора) < > критериям взаимосвязи между сущностями явлений);

- Функционально - - Механический подход; > стоимостной подход; - метафизический подход; < - программно-целевой - организмический подход; (стратегический) подход; - диалектический подход - проблемно - ориентированный подход.

Выбирая подход, согласно первому способу классификации наиболее значимым и применимым для системного исследования сферы туризма выступает системный подход, который представляет собой методологическое направление современной науки, связанное с моделированием, анализом и конструированием объектов как систем. Системой называется совокупность взаимодействующих элементов, объединенных общей целью, составляющих единое целое, обладающих положительной синергией, что явно подтверждает возможность рассмотрения туризма как системы. Системный подход включает анализ и синтез объекта управления, в том числе и управленческого решения.

По фактору научности наиболее эффективным считается научный подход, опирающийся на научные методы постановки целей и использования научного аппарата для их достижения. Среди всей совокупности представленных подходов сейчас наиболее значимыми являются учитывающие человеческий фактор в управлении, а именно социально-экономический подход, исходной позицией которого выступает человек и его деятельность, а в деятельности решающую роль играют экономия, интерес. Выбирая подход относительно цели исследования, в последнее время наиболее распространенным видится программно-целевой подход, метод которого представляет собой один из важнейших инструментов осуществления социально-экономической политики, в том числе управления туристским комплексом - туристской политики, как для всей страны, так и для ее отдельных регионов, муниципальных образований. Программно-целевой метод позволяет реализовать потребность в осуществлении интеграционных процессов в экономике, обусловленную, с одной стороны, возрастанием сложности, комплексности проблем экономического развития, требующих для своего решения эффективных межотраслевых, межведомственных, межрегиональных взаимодействий, и с другой - высокой степенью отраслевой и территориальной дифференциации развития производственных сил, дополняемой в условиях рыночной экономики.


Методы, встречающиеся в научной практике, подразделяются: - на формально-логические (методы интеллектуальной деятельности человека, отражающие основу системы управления); - построенные на неформальной логике; - общенаучные (научный аппарат, применяемый одинаково эффективно при исследовании как неживой, так и живой природы); - специфические (методы, возникающие вследствие особенностей управляемой деятельности). Для принятия управленческих решений в сфере туризма целесообразно применение общенаучных методов, которые заключаются в построении экономико-математической модели управляемой системы (туристский комплекс) и последующем ее анализе. Сегодня системный подход является наиболее приемлемым и продуктивным для анализа социально-экономических проблем, в том числе проблем туристской сферы, однако не в полной мере использован. Вопросы системного исследования проблем сферы туризма рассмотрены в работах авторов В. И. Азара, А. Ю. Александровой, М. Б. Биржакова, Е. И. Богданова, М. А. Жуковой, Н. И. Кабушкина, В. А. Квартальнова, В. Е. Рохчина, М. А. Морозова, Е. А. Соболевой, А. Д. Чудновского и др. Таким образом, в данном контексте определяющее значение имеет системный комплексный подход к исследованию проблем в туристской сфере и управлению данным сектором экономики. Следует заметить, что комплексный подход, предполагающий учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду системы, обеспечивает рассмотрение сферы туризма в комплексе с развитием всех отраслей экономики (особенно сопряженных) в целях рационального использования туристских ресурсов на региональном или муниципальном уровне. Также данный подход предполагает увязку развития сферы туризма с развитием региона и города с учетом их роли и значения в общей социально-экономической системе во всей совокупности прогнозно-экономических характеристик и факторов развития [10, с.55]. Системный подход является теоретической и методологической основой системного анализа.

В процессе реализации системного анализа переплетаются методы анализа и синтеза. Системный анализ представляет собой совокупность методов и средств, используемых при исследовании и моделировании сложных объектов, прежде всего методов выработки и обоснования решений при моделировании и управлении сложными социальными и экономическими системами. Он позволяет один и тот же объект или проблемную ситуацию (в зависимости от степени неопределенности и по мере познания) отображать разными классами моделей, организуя, таким образом, постепенный процесс познания и постепенный процесс формализации задачи. Процесс постановки задачи - это постепенный перевод ее вербального (словесного) описания в формальное, в модель в виде математической формулы (теоретико-множественной, аналитической), уравнения, системы уравнений. Такой перевод является важной составляющей процесса принятия решений. Если модель опирается на фундаментальный закон или подтверждается экспериментом, то этим доказывается ее адекватность отображаемой системе или процессам (ситуациям) в системе. Так как нас интересуют методы, приемлемые для исследования сферы туризма, являющейся сложной системой, принятия управленческих решений по развитию туризма, оценки его вклада в экономику территориального образования, то рассмотрим классификацию методов исследования сложных систем, а именно методов системного анализа. Данная классификация включает три группы методов.


К первой группе относятся методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта в анализе, которые включают: методы типа мозговой атаки, методы типа "сценариев", методы экспертных оценок (включая SWOT-анализ), методы типа Дельфи, методы типа дерева целей, решений прогнозного графа, методы решающих матриц и ряд других методов. Экспертные методы, под которыми понимают комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и выбора рациональных решений, применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации возникают при разработке современных проблем управления туристским комплексом и особенно при прогнозировании и долгосрочном планировании, разработке комплексных программ развития туризма. В настоящее время также широко применяются экспертные методы при исследовании инвестиционной привлекательности туристских территорий (туристских регионов, туристских центров), туристских объектов, инвестиционных проектов в области туризма. Так, для оценки и анализа инвестиционной привлекательности туристских регионов в настоящее время используются методика рейтингового агентства "Эксперт", методика МГУ, методика банка Австрии, методика комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов А. Шахназарова, И. Ройзмана, И. Гришиной. Методика рейтингового агентства "Эксперт" является одной из самых популярных и широко используемых. В отличие от методик МГУ и банка Австрии, где оценка внешних условий ведения бизнеса осуществляется без выделения категорий инвестиционного потенциала, инвестиционного риска, в данном подходе они выделяются в качестве составляющих инвестиционного климата. При этом показатели инвестиционного потенциала и инвестиционного риска являются характеристикой предпосылок и возможностей. В соответствии с методикой интегральный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых характеризуется целой группой показателей): производственного, трудового, потребительского, инфраструктурного, ресурсно-сырьевого, институционального, инновационного, финансового. Оценка инвестиционного риска для вложений в конкретный регион осуществляется на основе следующих показателей: экономического риска, социального риска, политического риска, финансового риска, законодательного риска, экологического риска, криминального риска. На основе опроса экспертов определяется оценка веса вклада каждой из составляющих в интегральный потенциал или интегральный риск. Интегральный показатель потенциала или риска рассчитывается как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Интегральные показатели интерпретируются следующим образом: потенциал региона в общем потенциале России, уровень риска сравнивается с усредненным российским риском, который согласно методике равен 1.