Файл: Процессы принятия решений в организации (Методы принятия управленческих решений в туризме).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В итоге каждый регион характеризуется двумя показателями: величиной потенциала и величиной риска. Однако для данной методики характерны некий схематизм и формальный характер. Отличительной особенностью методики комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов А. Шахназарова, И. Ройзмана, И. Гришиной к количественным оценкам степени благоприятствования инвестиционного климата является учет взаимосвязи инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Это существенно отличает этот метод от других методов. К преимуществам данной методики относятся: структуризация элементов инвестиционного климата, выделение частных факторов инвестиционного риска и инвестиционного потенциала, применение конкретных статистических данных и минимальное использование балльных оценок, что приводит к объективному результату, учет связей между инвестиционной активностью и инвестиционной привлекательностью. К недостаткам данного метода можно отнести отсутствие качественного анализа и законодательно-правовой базы в области инвестирования, налогообложения. Рассмотренные выше методы оценки условий ведения предпринимательской деятельности подходят лишь для определения инвестиционной привлекательности туристского региона, применимы для использования стратегическими инвесторами, подходят преимущественно для регионального уровня и не описывают ситуацию, происходящую внутри муниципальных образований. В современной практике управления в сфере туризма в качестве инструментов стратегического анализа внешней и внутренней среды туристских предприятий, туристских регионов и центров, предполагающего комплексную оценку всех взаимосвязей и имеющихся туристских ресурсов, применяются некоторые методы, относящиеся к первой группе (методы экспертных оценок). Это позволяет выявить проблему, на основе определенных методов разработать решение и принять его к исполнению с последующей корректировкой. Основная цель стратегического анализа - определить конкурентную позицию туристского предприятия, туристского центра или туристского региона на туристском рынке, с тем чтобы в дальнейшем ставить цели и задачи, укреплять существующие конкурентные преимущества и развивать новые [4, с.101].

Наибольшее распространение в практике управления туристскими объектами получил SWOT-анализ, предполагающий анализ сильных и слабых сторон, обусловленных внутренними факторами, а также угроз и возможностей, обусловленных факторами внешнего характера. SWOT-анализ может быть использован как для определения перспективных направлений развития и возможных ограничений отдельно взятого туристского предприятия, так и для туристского комплекса в целом. Но для туристского комплекса, как и для туристского предприятия, важно не только выделить конкурентные преимущества, угрозы и возможности, но и рассчитать уровень конкурентоспособности, выразив его количественно.


SWOT-анализ в какой-то мере предусматривает такой расчет на основе балльной экспертной оценки. Однако недостаток метода заключается в отсутствии научно обоснованного подхода, в сложности поиска информации о конкурентах и произвольности весовых значений множества различных признаков. Для анализа факторов внешней среды также используется PEST-анализ, включающий анализ четырех узловых направлений - групп факторов [2, с.99]: политико-правовых; экономических; социально-культурных; технологических. Недостаток данного метода заключается в том, что анализ, проведенный с помощью данного метода, совсем не является комплексным. Таким образом, для количественной оценки конкурентной позиции туристского комплекса целесообразно построение экономико-математических моделей, методы построения которых относятся к следующей группе. Ко второй группе относятся методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления.

Метод математического программирования, являясь одним из методов классической математики, позволяет рассчитать лучший вариант решения по критериям оптимальности (например, минимум времени, максимум качества, максимум прибыли и т. д.) и используется в сфере туризма на отдельно взятых предприятиях (в ресторанах, на гостиничных и транспортных предприятиях и т. д.). Однако методы классической математики практически не применяются при разработке управленческих решений как на региональном, так и на муниципальном уровне.

В настоящее время наибольшее распространение при исследовании тенденций развития сферы туризма получили статистические методы, реализуемые путем сбора, обработки и анализа статистических материалов, как полученных в результате реальных действий, так и выработанных искусственно, путем статистического моделирования на ЭВМ. К таковым относят методы статистического наблюдения, динамических рядов, статистическое имитационное моделирование экономических процессов и ситуаций принятия решений. Данные методы апробированы как на микро-, так и на макроуровне (федеральном и региональном) в области менеджмента туризма. Если речь идет об исследованиях и принятии управленческих решений на муниципальном уровне, то применение данных методов также целесообразно, однако оно сдерживается отсутствием системного подхода к рассмотрению сферы туризма, а также рядом проблем в области муниципальной статистики: отсутствие достаточной информационной базы, для дальнейшей ее обработки и анализа - статистического наблюдения, в области туризма; отсутствие практики внедрения международных статистических стандартов (стандарты ООН и ВТО в области туризма), например построения вспомогательного счета в туризме, в том числе и методологии оценки воздействия туризма на экономику территории [6, с. 164]. Здесь существует также большая проблема в достоверности получаемых данных. Кроме того, все показатели рассматриваются отдельно, поэтому трудно предсказать, как будет вести себя система в целом. Поэтому одной из сложнейших методологических проблем в области муниципальной статистики стало проведение сравнительного комплексного статистического анализа для выявления социально-экономических проблем в развитии муниципальных образований и благоприятных факторов их развития в сфере туризма [9, с.43].


Достаточно известным примером применения методов экономико-математического моделирования для структурирования и анализа рыночной информации в области туризма является портфельный анализ, позволяющий руководству туристского предприятия оценить свою деятельность для вложения средств в прибыльные ее направления и сокращения инвестиций в неэффективные проекты. Портфельный анализ может также использоваться туристскими предприятиями для выяснения положения их самих в сфере туризма относительно конкурентов. Основной прием портфельного анализа - построение двухмерных матриц, с помощью которых стратегические единицы турбизнеса, виды продукции или услуг, предоставляемые туристскими предприятиями, сами туристские предприятия могут сравниваться друг с другом по темпам роста продаж, относительной конкурентной позиции, стадии жизненного цикла, доли рынка и др. В основе портфельного анализа лежат модели жизненного цикла товара или услуги (предприятия), модели маркетингового комплекса 4р (7р), матрица Бостонской консультационной группы (БКГ), модель пяти сил конкуренции М. Портера, матрица МакКинси, или матрица "экран бизнеса", и др. Рассмотрим кратко некоторые из перечисленных моделей. В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, которая включает четыре стадии: выход на рынок; рост; зрелость; спад. При построении матрицы БКГ по одной оси откладываются значения относительной доли рынка, а по другой - темпы роста отраслевого рынка (туристского рынка). В основе матрицы БКГ лежит две гипотезы. Первая гипотеза основана на эффекте опытной кривой, т. е. существующая доля рынка означает наличие конкурентного преимущества. Вторая гипотеза основана на модели жизненного цикла продукции. Если темп роста рынка невелик (зрелый или стагнирующий рынок), то товар не нуждается в значительном финансировании. Таким образом, анализ на основе матрицы БКГ позволяет: определить возможную стратегию стратегической единицы турбизнеса; оценить потребности в финансировании и потенциал рентабельности; определить равновесие корпоративного портфеля. Матрица МакКинси состоит из девяти частей и основана на оценке долгосрочной привлекательности отрасли (сферы туризма) и силе (конкурентной позиции) стратегической единицы турбизнеса. Структура данной матрицы включает в рассмотрение больше данных, чем матрица БКГ. Фактор роста в данной модели трансформируется в понятие "привлекательность рынка", а фактор доли рынка - в стратегическое положение (конкурентные позиции) стратегической единицы турбизнеса. К преимуществам данной матрицы можно отнести следующие: она более совершенна, так как рассматривает большее количество факторов; это более гибкая матрица: ее показатели отражают конкурентную ситуацию; область применения метода существенно шире, так как метод не основывается на какой-либо частной гипотезе. Данные модели портфельного анализа являются простейшими инструментами управления маркетингом в сфере туризма и позволяют достаточно оперативно оценивать место и конкурентные преимущества туристских организаций. Однако существует и ряд недостатков у методов портфельного анализа.


Например, к недостаткам матрицы БКГ относят следующие: она предусматривает только два измерения; не всегда ясно, как рост рынка или доли рынка влияет на прибыльность бизнеса; не учитывается взаимозависимость хозяйственных единиц; не учитывается цикличность развития товарных рынков. К недостаткам матрицы МакКинси относят следующие: отсутствует логическая связь между показателями конкурентоспособности и денежными потоками; субъективность оценок позиций стратегических единиц турбизнеса; общий характер рекомендаций и трудность выбора стратегий из множества вариантов. Таким образом, главным недостатком портфельного анализа является использование данных о текущем состоянии турбизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущем. Вместе с тем возможности экономико-математического моделирования позволяют руководителям туристского предприятия самостоятельно структурировать собственную ситуацию и создавать собственные инновационные модели (или варианты типовых моделей с собственными значениями параметров) оптимального поведения на рынке в условиях неопределенности и риска. Но перечисленные методы носят узконаправленный характер и не дают возможности проанализировать всю систему взаимодействия туристского комплекса с внешней средой в целом и определить пути повышения его эффективности. К третьей группе относятся методы, обобщенно называемые специальными методами, которые базируются на сочетании МАИС и МФПС. К таковым относятся такие средства, как комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика, имитационное динамическое программирование, структурно-лингвистическое моделирование, программно-целевые методы, когнитивный подход, базирующийся на идее постепенной формализации задач в динамическом взаимодействии (проблемных ситуаций) с неопределенностью (т. е. слабоструктурированных) путем поочередного применения средств МАИС и МФПС. В условиях возрастания роли принятия управленческих решений в области развития такого перспективного сектора экономики, как туризм, особое значение приобретают вопросы комплексного стратегического планирования и прогнозирования развития туристской сферы на макроуровне, формирования бюджета туристского развития, а также вопросы разработки концепций и целевых программ развития данной сферы, которые не должны противоречить комплексным программам социально-экономического развития соответствующих территориальных образований, действующему законодательству в области туризма, федеральным концепциям, программным и методическим материалам в данной области. Вопросы, связанные с формированием концепции и целевых программ развития туризма, лежат в основе программно-целевого метода управления, основанного на сочетании МАИС и МФПС. Следует отметить, что под концепцией развития туризма будем понимать, с одной стороны, систему взглядов на то, как должен развиваться туризм на соответствующей территории и как нужно воздействовать на этот процесс, а с другой - документ, в котором представлены материалы и результаты перспективного (стратегического) планирования в области туризма [20]. Концепция развития туризма как на региональном, так и на муниципальном уровне основывается на уже известных положениях-подходах: рекреационном, экономическом, маркетинговом, межотраслевом, структурно-инвестиционном [7].


Рекреационный подход включает ряд основополагающих моментов: определение туристской территории, оценку совокупного туристского потенциала данной территории, определение состояния экологии местности и др. Данный подход имеет существенный недостаток - отсутствие экономической интерпретации. Например, исследуя туристско-рекреационный потенциал приморского туристского центра, невозможно не остановиться на экономическом обосновании местных условий. Целесообразно органически увязать оценку туристских ресурсов с проектом создания на туристской территории города пляжного комплекса. Разработка проекта, в свою очередь, связана с расчетом годового эффекта использования местных туристских ресурсов, включая определение коэффициентов сезонности турбизнеса и напряженности туристского потока. Экономический подход при разработке программ развития туризма предусматривает экономическое обоснование туристского продукта (туристского маршрута) исходя из этапов его продвижения, а также расчет различных экономических показателей, обосновывающих целесообразность проведения тех или иных программных мероприятий. Маркетинговый подход тесно связан с расчетом стоимости турпродукта и заключается прежде всего в анализе сегментов туристского рынка. Данный подход направлен на формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках. С позиций перспективного развития туризма целесообразно проводить зонирование туристских территорий муниципального образования. Межотраслевой подход структурно можно разделить на два этапа: а) оценка современного состояния туристского объекта и б) перспективы его развития. Структурно-инвестиционный подход органически вытекает из межотраслевого подхода. Сущность его заключается в определении экономической эффективности туристских объектов. Подход базируется на двух основных принципах: 1) определение туризма как ключевого элемента экономики города; 2) инвестирование объектов или отраслей с учетом максимизации потребительной стоимости и минимизации капитальных вложений. Из сказанного выше можно сделать вывод, что наиболее фундаментальным является межотраслевой подход. Однако в нем должны учитываться элементы каждого из подходов. Таким образом, комплексный подход к разработке концепции и программ развития туризма позволит повысить их потребительную ценность и тем самым будет способствовать успешной реализации их на туристском рынке соответствующего уровня. Под целевой программой развития туризма будем рассматривать систему мероприятий, направленных на достижение системного эффекта, обеспеченных необходимым для выполнения туристским потенциалом, который обязателен для совместного и согласованного выполнения. Этот системный эффект - достижение генеральной цели, раскрываемой в виде системы, взаимосвязанных, т. е. взаимообусловливающих свое достижение, целей. Это так называемое дерево целей. При этом все мероприятия целевой программы должны быть согласованы друг с другом по очередности выполнения, поскольку предшествующие создают необходимые предпосылки для последующих. Основное в программно-целевом подходе - это органическое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации. Следует отметить, что применение такого сложного инструмента, как целевая программа, оправданно для решения далеко не всех проблем, возникающих при функционировании экономических систем.