Файл: Общие принципы осуществления аудиторского контроля (Роль аудита в современной экономике и его принципы).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Аудит в системе финансово-хозяйственного контроля
1.1. Понятие аудита как вида деятельности
1.2. Роль аудита в современной экономике и его принципы
Глава 2. Внутренний и внешний аудит на современных предприятиях
2.1. Организация внутреннего аудита
2.2. Внешний аудит, его место и значение в современных условиях
Глава 3. Аудит на предприятии ООО «МИБА Стройинвест» (на примере аудита производственных запасов)
3.1. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета
2.2. Внешний аудит, его место и значение в современных условиях
Внешний аудит – это аудит, проводимый аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами. Основная цель аудита – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам[62].
Основные задачи аудиторской проверки: подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности; контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала; подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период. Основные задачи аудита могут дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования средств, финансовых резервов и заемных средств, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов[63].
Аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг: проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций; помощь в организации бухгалтерского учета; помощь в восстановлении и ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской отчетности; помощь в налоговом планировании и расчете налогов; консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности; экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности; консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование; разработку учредительных документов; предоставление информации о будущих партнерах; информационное обслуживание клиентов и другие услуги.
Система аудита не может быть представлена как простая совокупность его элементов[64]. Она является дифференцированной системой, основанной на принципах и концепции аудита (рис. 3). Основное содержание в данной системе (структуре) характеристик заключается в следующем. Аудит как форма научного знания отражает систему идей, принципов, методов, объясняющих исследуемую область общественных отношений, а вместе с нормативно-законодательной базой и стандартами аудита формирует его теоретико-правовые основы[65].
Рисунок 3. Структура аудита[66]
Одним из элементов системы аудита, в том числе бухгалтерской экспертизы являются его принципы. Традиционный подход к характеристике принципов аудита предполагает выделение трех групп принципов: профессиональные базовые; принципы, разграничивающие собственно аудит и сопутствующие аудиту услуги; этические. В целом данные принципы по существу определялись как профессиональные аудиторские. Однако устоявшаяся классификация принципов аудита методологически некорректна по следующим причинам: во-первых, не определены критерии их классификации, во-вторых, вне поля зрения исследователей остались конституционно-правовые принципы, а также принципы, на которых базируются сопутствующие аудиту услуги. Вызывает сомнение включение в систему этических принципов таких принципов, как независимость, профессиональная компетенция, конфиденциальность[67]. Это, безусловно, правовые принципы, вытекающие из содержания норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации.
Для понимания и объяснения сущности аудита необходимо знание всех принципов. Аудит как культурно-исторический и экономический феномен определяется, прежде всего, конституционным порядком[68]. Широкий подход к осмыслению принципов аудита, в том числе бухгалтерской экспертизы позволяет разделить их на общеметодологические принципы (основ конституционного строя, конституционные), общеправовые и аудиторские, которые можно разделить на содержательные и процедурные[69].
Когда в применении к некой сфере общественных отношений говорится о «порядке», под этим обычно понимается набор правил, регулирующих структуру данной сферы и совокупность связанных с ней институтов. Под этим понимается экономический, а также общественный, государственный, правовой, культурный и иной порядок. К примеру, под экономическим порядком следует понимать совокупность всех правил организационного устройства народного хозяйства, и ответственных за это институтов, в том числе и института аудиторства. Это понятие определяет реальность экономического строя и целенаправленной деятельности в данной стране. Оно предполагает также наличие у отдельных людей и их социальных групп определенного идеального представления, некоего образца. Экономический порядок обычно находит отражение в конституции, законах и предписаниях, то есть в законодательных нормах и упорядочивающих принципах. Экономический порядок «строится» с учетом знаний об экономических законах. С другой стороны, и сам порядок влияет на их действие, а, следовательно, на хозяйственную деятельность[70].
Упорядочивающие принципы содержат конституции любых стран, в том числе и Конституция Российской Федерации. К таким принципам, составляющим основу конституционного строя, можно отнести принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч.2. ст.4) и принцип прямого действия Конституции Российской Федерации (ч.2. ст.15).
Необходимо отметить, что основы конституционного строя определяют такие конституционные принципы, как принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства всех форм собственности перед законом (ч.2. ст.8), принцип приоритета международных норм, договоров над внутринациональным законодательством (в том числе и в сфере аудита), принцип федерализма в сфере аудита. Эти принципы определены в основах конституционного строя России[71]. Законодатель, формулируя нормы конституционного строя, исходил из понимания их императивности, то есть непоколебимости и верховенства по отношению к другим нормам Конституции Российской Федерации[72].
Таким образом, принципы основ конституционного строя предопределили содержание всех конституционных принципов, регулирующих сферу аудита, таких, к примеру, как принцип нераспространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч.1, ст. 24); принцип доступности информации для лица, затрагивающего его права и свободы (ч.2 ст.24); принцип права частной собственности (ст. 35); принцип возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) [73].
Кроме того, следует заключить, что в настоящее время в Российской Федерации принципы аудиторской деятельности получили развитие не в законах, а в подзаконных нормативных актах, например, стандартах аудита, что позволяет неоднозначно толковать их правоприменителями.
Выводы.
Внутренний аудит — это способ независимой оценки эффективности деятельности организации и органов ее управления. Внешний аудит — это проверка финансово-хозяйственной документации и фактического содержания деятельности компании внештатными, юридически независимыми структурами. Как правило, это специализированные организации, которые входят в официальные объединения аудиторов. Главная задача внешнего
аудита — проведение объективной, независимой оценки деятельности фирмы, выявление недоработок в части ведения документации и организации бизнес-процессов.
Глава 3. Аудит на предприятии ООО «МИБА Стройинвест» (на примере аудита производственных запасов)
3.1. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета
и внутреннего контроля производственных запасов
Общество с ограниченной ответственностью «МИБА Стройинвест» образовано 3 сентября 2003 г. Основной вид деятельности предприятия: строительство производственных и гражданских объектов.
ООО «МИБА Стройинвест» не является объектом обязательного аудита.
Во время проведения аудиторской проверки очень важно изучить и оценить систему внутреннего контроля (далее - СВК) предприятия, так как полученные данные могут повлиять на подход к проведению аудиторской проверки. Аудитор должен руководствоваться федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности». Перечень исследуемых вопросов приведен в рабочем документе «Тест средств системы внутреннего контроля» (таблица 3).
По данным таблицы 3 можно сделать вывод о достаточно высоком уровне организации внутреннего контроля на предприятия, что снижает риск аудитора. Однако отметим, что на предприятии отсутствует отдел внутренних ревизий; план проведения специальных внутренних проверок не разработан, такие проверки не проводятся.
Для оценки организации учета материально-производственных запасов составлен вопросник (таблица 4).
Таблица 3
Тест системы внутреннего контроля[74]
Содержание вопроса |
Ответы |
||
Да |
Нет |
Примечания |
|
Существует ли организационный план и список сотрудников отделов? Имеется ли описание и четкое разделение функций каждого сотрудника в форме инструкций и указаний; знают ли сотрудники об их существовании? Написаны ли инструкции доступным, понятным языком? Существует ли на предприятии отдел внутренней ревизии? Разработан ли план проведения специальных внутренних проверок; если разработан, то выполняется ли он? Используются ли в бухгалтерском учете компьютерные программы? Сравниваются ли данные аналитического и синтетического учета? Организовано ли архивирование первичных документов? Связан ли поиск нужного документа с большими затратами времени? Информированы ли сотрудники о порядке передачи и приемки дел во время их замены (отпуск, болезнь)? |
* * * * * * * |
* * * |
«1С:Бухгалтерия» Ежеквартально, без документирования |
Таблица 4
Вопросник при проверке учета МПЗ[75]
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
На предприятии применяется номенклатура-ценник |
да |
|
2 |
На предприятии определены лица, отвечающие за приемку, сохранность и отпуск материалов |
да |
|
3 |
С материально-ответственными лицами заключены договоры о материальной ответственности |
да |
|
4 |
Для материально-ответственных лиц разработаны должностные инструкции |
да |
|
5 |
Соблюдается ли установленный порядок подбора кадров для работы в складском хозяйстве |
нет |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
На предприятии утвержден список должностных лиц, имеющих право подписи документов по движению материалов |
да |
|
7 |
Образцы подписей лиц, имеющих право подписи на документах по движению материалов имеется на складах |
да |
|
8 |
Склады оборудованы охранной и пожарной сигнализацией |
да |
|
9 |
Склады специализированы по видам материалов |
нет |
|
10 |
Своевременно и регулярно ли сдаются материальные отчеты материально ответственными лицами |
нет |
|
11 |
Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей: а) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности б) при смене материально ответственных лиц в) при стихийных бедствиях г) при выявлении расхождений между данными бухгалтерского и |
да |
|
12 |
Обеспечен ли каждый вид материалов на складе соответствую ярлыком |
да |
|
13 |
Выявлялись ли при проведении инвентаризаций: излишки, недостачи, пересортица, порча ценностей |
да |
|
14 |
Выявлялись ли лица, виновные в образовании этих отклонений |
да |
|
15 |
Принимались ли меры в отношении этих лиц |
да |
|
16 |
Правильно ли отражены результаты инвентаризации в бухгалтерском |
да |
|
17 |
Оприходование материальных запасов производится: а) своевременно б) полностью |
да |
|
18 |
На склад приходуются сэкономленные материалы, возвратные отходы, отходы от ликвидации основных средств |
да |
|
19 |
Своевременно ли производится оплата поставщикам |
да |
|
20 |
Правильно ли ведется учет расчетов по НДС |
да |
|
21 |
На складе установлены нормативы запасов материалов |
да |
|
21 |
Нормативы запаса материалов соблюдаются |
да |
|
23 |
Правильно ли ведется учет расчетов по налогу на сверхнормативные запасы |
да |
|
24 |
Правильно ли ведутся учет и списание транспортно-заготовительных расходов |
да |
|
25 |
Правильно ли оформляются документы по поступлению и расходу материалов, а также по их внутреннему перемещению |
да |
|
26 |
Соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета |
да |
|
27 |
Имеются ли на предприятии утвержденные нормы расхода материалов |
да |
|
28 |
Соблюдаются ли эти нормы |
нет |
|
29 |
Имеются ли объяснительные работников в случае перерасхода материалов |
да |