Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (на примере предприятия ООО «Колибри»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 502

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура специалистов аппарата управления организации ООО «Колибри» по специальностям представлена в таблице 5, приложение 3.

Весь состав высшего руководства организации ООО «Колибри» имеет высшее профильное образование (экономическое, техническое); значительный стаж работы на предприятии, сравнительно большой возраст, что говорит о сбалансированности и продуманности управленческих решений.

Работники аппарата управления имеют достаточную квалификацию, необходимую для занимаемых ими должнос­тей. И хотя количество лет на данных должностях не у всех большое, поскольку коллектив все-таки меняется, тем не менее работники по своим профессиональным навыкам и умениям удовлетворяют спрос предприятия. За годы работы в своих должностях они сумели ос­воить необходимую технологию работы, получили отсутствующие зна­ния, благодаря этому предприятие успешно функционирует в настоя­щее время.

Таким образом, состав управления количественно и качественно обеспечен кадрами, уровень образования, квалификация, стаж работы руководящих работников удовлетворяют требованиям работы пред­приятия.

Тенденции к замещению руководящих работников с более вы­соким уровнем образования и квалификацией пока не требуется.

Анализ трудовых ресурсов начинают с оценки обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Динамика состава и структуры трудовых ресурсов ООО «Колибри» за 2016-2018 г.г. представлена в таблице 1, приложение 4.

Среднесписочная численность на ООО «Колибри» в 2017 году увеличилась на 6 человек, а в 2018 году увеличилась на 4 человека до уровня 72 чел., это связано с тем, что предприятие расширяет свои производственные мощности и требуется дополнительная рабочая сила.

Численность работников ППП в 2017 году возросла на 6 чел. по сравнению с 2016 годом, рабочих – на 3 чел. Численность специалистов увеличилась на 2 человека и составляет 14 чел. по итогам 2017 года.

В 2018 году численность работников ППП возросла на 4 чел. по сравнению с 2017 годом, рабочих – на 2 чел. Численность специалистов увеличилась на 1 человека и составляет 15 чел. по итогам 2018 года.

В целом можно сказать, что производственный процесс в 2018 году обеспечен рабочими, служащими. Структура трудовых ресурсов организации ООО «Колибри» в 2018 году представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структура трудовых ресурсов организации ООО «Колибри»

в 2018 году

Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают следующие показатели (таблица 2, приложение 4).


В организации ООО «Колибри» значение коэффициента текучести кадров за рассматриваемый период снизилось на 0,01 пункта и по итогам 2018 года составило 0,01 пункта. Коэффициент оборота по приему характеризует отношение числа работников, принятых за данный период, к среднесписочной численности работников. Коэффициент оборота по приему за рассматриваемый период снизился на 0,03 пункта и составил 0,08 пункта по итогам 2018 года.

Иную динамику имел коэффициент оборота по выбытию. Данный показатель характеризует отношение числа рабочих, выбывших за данный период, к среднесписочной численности работников предприятия.

Коэффициент оборота по выбытию кадров увеличился за исследуемый период 2016-2018 гг. на 0,01 пункта до уровня 0,04 пункта по итогам 2017 года, а затем снизился до 0,03 пункта по итогам 2018 года.

Коэффициент постоянства кадров характеризует уровень работающих на данном предприятии постоянно в анализируемом периоде (году, квартале). Значение данного показателя имело динамику к увеличению с уровня 0,268 в 2016 году до 0,343 по итогам 2018 года.

Далее проведем анализ структуры кадрового состава по возрасту и полу (рис. 4, рис. 5).

Рис. 4. Возрастная структура персонала ООО «Колибри»

Рис. 5. Анализ структуры кадрового состава по полу ООО «Колибри»

Как следует из рисунка 4, работники предприятия ООО «Колибри» в основном находятся в возрасте 30-40 лет (35,8%); работников от 20 до 30 лет на предприятии 49,2%.

Из рисунка 5 можно отметить, что наибольший удельный вес в структуре кадрового состава занимают женщины (67,2%), мужчины – меньший удельный вес (32,8%).

Объем реализации продукции, услуг предприятия представлены в таблице 1, приложение 5.

Объем реализации продукции организации ООО «Колибри» увеличился за исследуемый период на 606 тыс.руб. (или на 12,19%) по сравнению с 2016 годом и по итогам 2018 года составил 5574 тыс.руб. Увеличение объемов производства и реализации продукции в 2018 году по сравнению с предыдущими годами связано с:

  1. привлечением рабочего персонала на предприятие,
  2. возрастанием спроса на производимую продукцию,
  3. приобретением организацией основных производственных фондов.

Для большинства покупателей продукция ООО «Колибри» стала эталоном качества и высокой ценности. Покупатели знают, что продукция этой компании высококачественная, и они готовы платить за нее более высокую цену. Менеджеры организации ревностно следят за его репутацией. Качество стало навязчивой идеей предприятия. Благодаря жесткой программе контроля качества выпускаемой продукции за стены ООО «Колибри» выходит только высококачественная продукция.


Рассматривая структуру реализованной продукции, стоит отметить, что наибольший удельный вес приходится на производство и реализацию тортов – 58,41% в общей структуре реализованной продукции по итогам 2018 года, что в стоимостном выражении составляет 3256 тыс.руб.

Объем производства реализации пирожных также увеличился за исследуемый период на 241 тыс.руб. (или на 21,49%) и по итогам 2018 года составил 1362 тыс.руб. Удельный вес реализации пирожных в общем объеме реализованной продукции составил 24,43% по итогам 2018 года.

Прочая продажа (печенье, пряники, индивидуальная заказная продукция) увеличилась с 865 тыс.руб. в 2016 году до 956 тыс.руб. по итогам 2017 года, что является положительным моментом. Удельный вес прочей реализации в общем объеме реализованной продукции составил 17,15% по итогам 2018 года. Основной причиной изменения структуры ассортимента являются результаты анализа потребительского спроса населения, на рынке тортов в городе Йошкар-Ола у организации ООО «Колибри» существует большое количество конкурентов (ООО «Махаон», Тортофф, Астор и др.), в связи с чем управление организации решило переориентировать производственную программу на увеличение производства пирожных.

Финансовая составляющая предприятия также является одним из факторов внутренней среды. Проведем анализ основных технико-экономических показателей ООО «Колибри» на основании данных табл. 2, приложения 5.

Объем реализации продукции организации ООО «Колибри» увеличился за исследуемый период на 606 тыс.руб. (или на 12,19%) по сравнению с 2016 годом и по итогам 2018 года составил 5574 тыс.руб.

Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции увеличилась за исследуемый период на 385 тыс.р. до уровня 4990 тыс.р. в 2018 году. Увеличение суммы затрат произошло за счет роста материальных затрат на 158 тыс.р., затрат на оплату труда на 226 тыс.р., амортизации на 11 тыс.р. Сумма отчислений на социальные нужды увеличилась за исследуемый период на 59 тыс.р. до уровня 562 тыс.р. по итогам 2018 года.

Прибыль от реализации продукции увеличилась в 2018 году на 221 тыс. руб. и составила 584 тыс.руб. по итогам 2018 года. Организация ООО «Колибри» на протяжении исследуемого периода не имела внереализационных и операционных расходов и доходов. Чистая прибыль предприятия в 2017 году составила 362 тыс. руб., в 2018 году – 444 тыс.руб., что на 82 тыс.руб. или на 22,65% больше уровня предыдущего года.

Рост величины чистой прибыли предприятия в 2018 году объясняется высокими результатами деятельности предприятия, увеличением выручки, малыми темпами роста себестоимости.


Рентабельность продаж организации ООО «Колибри» увеличилась за исследуемый период на 3,17 процентных пункта до уровня 10,48% по итогам 2018 года вследствие роста прибыли от реализации продукции.

Прирост среднемесячной заработной платы работника организации в 2018 году по сравнению с 2016 годом составил 0,504 тыс. р. или 15,38%. Общий фонд заработной платы возрос на 285 тыс. р. или более чем на 11,69%. Увеличение фонда оплаты труда связано с политикой материального поощрения работников организации, увеличения нераспределенной прибыли, результатов деятельности организации в 2018 году.

Увеличение основных средств организации ООО «Колибри» произошло за счет роста машин и оборудования на 1899 тыс.руб. или на 29,43% в рамках реализации проекта по техническому перевооружению предприятия.

Организационная культура - это устойчивые нормы поведения, ценности и верования относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл ее функционирования и т.п. Формированием организационной культуры занимается руководство компании ООО «Колибри», а также руководителя среднего звена.

Среди положительных черт организационной культуры ООО «Колибри» можно выделить:

1.   Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испыта­тельного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике ра­боты;

2.   Традицию отмечать День Рождения компании;

3. Наличие униформы (делового стиля одежды) у руководителей высшего и среднего звена;

4.   Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу, посещение группы здоровья, бассейна, солярия и др.

Также очень примечательным является и то, что большинство работников слабо знают мис­сию, цель, стратегию и структуру своей организации, хотя информацию о них они получили из различных источников: чаще от коллег, чем от непосредственного руководства.

ООО «Колибри» – предприятие, в котором уважают личность за то, как она выполняет работу, ценят лучшие человеческие качества и черты. Эту компанию можно назвать достаточно демократичной, так как давление руководителя на подчиненных ощущается редко. Тем не менее, управление организационной культурой и корпоративным духом находится не на самом высоком уровне. Недостаточно эффективно осуществляется расстановка персонала, при этом часто не учитываются личные качества работников, в связи с чем возникают конфликты в коллективах. Недостаточно продумана процедура адаптации персонала, в отношении работников и специалистов недостаточно используются новые виды обучения, такие как тренинги и коучинг. Необходимо отметить, что хотя на предприятии и предусматриваются меры стимулирования труда работников, тем не менее, мотивация не является в настоящее время эффективной, поэтому необходимы мероприятия для улучшения мотивационного процесса на ООО «Колибри».


На основании проведенного анализа внутренней можно сделать следующие выводы.

ООО «Колибри» имеет линейно-функциональную структуру управления. Весь состав высшего руководства организации ООО «Колибри» имеет высшее профильное образование (экономическое, техническое); значительный стаж работы на предприятии, сравнительно большой возраст, что говорит о сбалансированности и продуманности управленческих решений.

Работники аппарата управления имеют достаточную квалификацию, необходимую для занимаемых ими должнос­тей. И хотя количество лет на данных должностях не у всех большое, поскольку коллектив все-таки меняется, тем не менее работники по своим профессиональным навыкам и умениям удовлетворяют спрос предприятия. За годы работы в своих должностях они сумели ос­воить необходимую технологию работы, получили отсутствующие зна­ния, благодаря этому предприятие успешно функционирует в настоя­щее время.

Производственный процесс в 2018 году обеспечен кадрами: рабочими, служащими.

Организация ежегодно наращивает объемы производства, особенно за последний год. Темпы роста производства и реализации продукции превышают темпы роста себестоимости, что является положительным моментом в деятельности организацию и ведет к росту прибыли от реализации.

Предприятие имеет высокотехнологичное оборудование, благодаря чему продукция ООО «Колибри» конкурентоспособна.

На данном этапе развития ООО «Колиьри» сложившаяся в ней организационная культура более или менее отвечает миссии и целям компании. Но, учитывая темпы развития предприятия, менеджменту компании необходимо проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в ее структуру.

2.3. Анализ внешней среды организации

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п. Анализ макроокружения предприятия ООО «Колибри» представлен в табл. 1, приложение 6.

Рынок кондитерских изделий г. Йошкар-Олы оценивается в размере 28 миллионов рублей в месяц. Рост рынка происходит на уровне 3-5 процентов в натуральном выражении и до 15% в денежном.