Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути совершенствования (1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1. Сущность системы управления персоналом
1.2. Особенности управления персоналом
1.3. Методы и методики оценки эффективности управления персоналом
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МБДОУ № 4 «Подснежник»
2.1. Краткая характеристика МБДОУ № 4 «Подснежник»
2.2. Анализ динамики, структуры персонала
2.3. Анализ мотивации и стимулирования
2.4. Совершенствование системы управления персоналом организации
Стимулирование труда является основой мотивации трудовой активности человека, что несет в себе материальное и нематериальное нагрузки, что позволяет реализовать работнику себя как личность и работника одновременно.
Мотивирования работников осуществляется в соответствии с потребностями организации и работников в ней в зависимости от необходимости, обусловленной окружающей средой.
Основная задача организации в данном направлении работы – это построение эффективной мотивационной системы, которая должна ориентироваться на приоритет стратегических задач общества, таких как формирование и укрепление стратегического потенциала фирмы за счет дополнительных инвестиционных ресурсов, развитие стратегических маркетинговых исследований, реализацию программ повышение квалификации и профессионального обучения персонала.
В целом, мотивационная система МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида является неэффективной и нуждается в усовершенствовании.
Для оценки эффективности адаптации на предприятии первые годы проводились исследования, включающие:
1. Анализ успешности прохождения адаптации новыми сотрудниками по листам оценки деятельности в период испытательного срока, по выполнению задач, поставленных на испытательный срок.
2. Исследование мнения руководителей, участвующих в программе адаптации, по вопросу проведения программы в организации посредством анкетирования.
3. Исследование мнения наставников новых сотрудников с помощью анкетирования.
4. Исследование мнения новых сотрудников, прошедших адаптацию.
5. Анкетирование работников, прошедших адаптацию, для выявления разделов, которые необходимо включить в «Справочник новичка».
Были проанализированы следующие данные:
– показатели успешности адаптации по результатам оценки: Количество работников, у которых 80% показателей получили оценку «Хорошо» и «Отлично» по результатам оценки на конец испытательного срока;
– количество прошедших испытательный срок по итогам адаптации;
– количество уволенных среди адаптированных сотрудников;
– анализ успешности социально-психологической адаптации.
Количественные данные представлены в таблице 12.
Таблица 12
Анализ успешности прохождения адаптации в МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида
Показатель |
Абсолютное количество, чел. |
Относительное количество, % |
1. Количество работников, у которых 80% показателей получили оценку «Хорошо» и «Отлично» по результатам оценки |
15 |
71,43 |
2. Количество прошедших испытательный срок |
20 |
95,24 |
3. Количество уволенных среди адаптированных сотрудников |
4 |
19,05 |
4. Соответствие 80% фактических задач запланированным |
18 |
85,71 |
5. Количество работников, успешно прошедших социально-психологическую адаптацию |
14 |
66,67 |
6. Показатель «Взаимоотношения в коллективе» оценен на «Хорошо» или «Отлично» |
15 |
71,43 |
Показатели оценки находятся на высоком уровне. В итоге и показатель выполнения запланированных на испытательный срок заданий находится на высоком уровне.
Количество сотрудников, прошедших испытательный срок, высоко, но при этом некоторые из них впоследствии уволились.
Невысокими являются показатели социально-психологической адаптации как, по мнению менеджера по персоналу, так и по листам адаптации, заполненными руководителями.
Благодаря анализу системы адаптации в МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида мы выявили ряд недостатков.
Основные недостатки процесса адаптации в МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида это:
1. Система наставничества не до конца развита:
- новичков закрепляют за наставником, но нет системы вознаграждения;
2. Не проработана процедура ознакомления нового работника с организационно-функциональной структурой предприятия;
3. На предприятии не проводятся собрания трудового коллектива под руководством генерального директора. Не разглашается такая информация, как:
- чего достигла организация за последние месяцы, сдвиги организации;
- процесс коммуникации не эффективен;
- отчеты делаются, но остаются все внутри.
4. Не существует специально разработанной программы адаптации, есть определенные обязанности менеджера по персоналу, но как такого понятия адаптация и подсистемы адаптации не существует.
2.4. Совершенствование системы управления персоналом организации
Проанализировав существующую систему стимулирования в организации, можно сделать вывод, что для повышения качества работы персонала необходимо совершенствование нематериального стимулирования.
Выявленные проблемы позволяют предложить следующие мероприятия по улучшению системы нематериального стимулирования персонала МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида в табл. 13.
Таблица 13
Основные мероприятия по совершенствованию системы нематериального стимулирования в МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида в 2020 г.
Проблемы |
Мероприятия, направленные на решение выявленных проблем |
Ответственные за подготовку и проведение мероприятий |
Период проведения |
1. Отсутствие сплоченности коллектива |
Смотр-конкурс профессионального мастерства |
Заместитель директора |
29 марта 2020 г. |
2. Неудовлетворительные условия труда |
Оборудование комнаты отдыха |
Заместитель директора |
июнь 2020 г. |
3. Отсутствие обратной связи о результатах деятельности МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида |
Празднование Дня работников педагогической сферы |
Заместитель директора |
октябрь 2020 г. |
В целях повышения заинтересованности к труду, предлагается проведение ежегодного «Смотра-конкурса профессионального мастерства среди персонала» в табл. 14.
Таблица 14
«Смотр-конкурс профессионального мастерства» в МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида
Содержание
Содержание
Элементы |
Комментарий |
|
Состав группы организаторов |
– заместитель руководителя; – начальники отделов; – инспектор-делопроизводитель |
Координатором конкурса является заместитель начальника |
Место проведения |
Актовый зал МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида |
Уютная обстановка |
Элементы |
Комментарий |
|
Цели мероприятия |
развитие организационной культуры; – определение уровня профессиональной подготовки; развитие творческой активности сотрудников; повышение сплоченности коллектива |
Для более успешного проведения мероприятия необходимо разработка Положения о проведение смотра-конкурса профессионально мастерства |
Информационное обеспечение |
– объявления размещаются на досках информации и сайте организации; – привлечение фотографа и видео-оператора |
В качестве зрителей и болельщиков приглашаются все желающие сотрудники с семьями, фотографии победителей |
Состав участников |
Команды (по четыре человека) |
Состав команды формируется по предложению |
Состав конкурсного жюри |
– начальник отдела расходов; – заместитель начальника операционного отдела; – инспектор-делопроизводитель |
Председатель конкурсного жюри: Руководитель МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида; секретарь жюри: инспектор-делопроизводитель |
Порядок проведения |
Конкурсная программа состоит из пяти туров: 1. Визитка. 2. Решение практической задачи. 3.Совмещенные практическое и теоретическое задания. 4. Определение уровня теоретических знаний: «Блиц-опрос». 5. Домашнее задание |
Программа конкурсных заданий предполагает: 1. Проверку теоретических знаний должностных инструкций, Трудового кодекса РФ, нормативных документов УФК по НСО. 2. Решение практических задач. 3. Оценку уровня взаимодействия подразделений МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида при решении поставленных задач |
Определение победителя |
Оценка результатов конкурса проводится по балльной системе. За каждый ответ в зависимости от сложности практических и теоретических вопросов, на основании полноты показанных теоретических и практических знаний, правильности и скорости решения задач выставляется оценка от 1 до 10 баллов |
При подведении итогов, победителем признается команда, набравшая наибольшее количество баллов |
Конкурс проводился в один этап 29 марта 2020 г. в актовом зале детского сада. Оборудование комнаты отдыха. Правильная организация труда на рабочем месте может значительно повысить результативность работы в установленное время. Лучшим вариантом отдыха сотрудников, особенно будет уютная комната отдыха, поэтому очень важно обратить внимание на отделку помещения и интерьер. Таким образом, разработанные мероприятия нацелены на поддержание «здорового» корпоративного климата в коллективе, снижение текучести персонала, формированию сплоченности и лояльности коллектива и налаживания взаимоотношений между сотрудниками, руководством и подчиненными.
Предложенные меры по совершенствованию методов мотивации труда могут дать прирост его производительности и, как следствие условное сокращение численности работников. Исходя из этого, можно определить ожидаемое условное высвобождение численности и экономию фонда оплаты труда.
Для проведения расчета будем иметь ввиду, что планом на 2020 год предусмотрено увеличение объема реализации услуг (ΔО) на 36 млн. руб., средняя заработная плата (Зср) составляет 23,4 тыс. руб. в месяц и производительность труда (Пбаз) одного работающего в 2018 году — 1,304 млн руб.
Условное высвобождение численности
ΔТ = ΔО / Пбаз = 36 /1,304= 27,6 = 28 чел.
Экономия фонда оплаты труда
ΔФ = ΔТ х = 23,4*12 *28 = 7,862 млн. руб.
На основании произведенных расчетов можно судить о положительном влиянии предложенных мероприятий на экономические показатели МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида.
Проведем оценку и разработаем комплекс мероприятий по совершенствованию системы нематериального стимулирования в МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- проанализировать специфику трудовой деятельности сотрудников МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида;
- определить основные направления в совершенствовании системы нематериального стимулирования;
- разработать план мероприятий по развитию системы нематериального стимулирования и оценить эффекты от внедрения рекомендуемых мероприятий.
Коллектив МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида составляют работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Штат организации – 53 человек, подбор кадров осуществляется на конкурсной основе.
Согласно полученным данным, большинство персонала составляют люди в возрасте 60-64 лет, имеют стаж работы 25-30 лет большее количество сотрудников.
Анализ методов стимулирования трудовой активности персонала показал, что практически весь персонал (100%) считает не очень хорошим отношение руководства к сотрудникам на своей организации. Возможность служебной карьеры видят 10% опрашиваемых, 75% респондентов, считают комфортной работу в своем коллективе, остальные 25% недовольны коллективом, нет сплоченности команды.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что необходимо повышать удовлетворенность трудом у персонала, так как есть вероятность, что люди могут не выдержать и уйти из организации. Таким образом, чтобы добиваться высоких результатов деятельности, МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида необходимо иметь более совершенную систему стимулирования и развивать мотивацию персонала.
На основе принципов проектного менеджмента процесс внедрения мероприятия: Смотр-конкурс условно разделяется на пять этапов:
-
- Подготовительный этап.
- «Запуск» смотра-конкурса.
- Проведение смотра-конкурса.
- Подведение итогов смотра-конкурса.
Смета расходов на предлагаемые мероприятия представлена в табл. 20. Источник затрат – бюджет выделенный УФК.
Смета затрат утверждена начальником УФК по НСО.
Таблица 15
Затраты на мероприятия в 2020 г. в МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида, тыс. руб.
Статьи затрат |
Смотр-конкурс проф. мастерства |
День педагогической сферы |
Оборудование комнаты отдыха |
Накладные расходы для организации выступления команд |
20,0 |
– |
– |
Оформление зала и музыкальное сопровождение |
23,0 |
– |
– |
Услуги фотографа и видео-оператора |
20,0 |
– |
– |
Подарки, сувениры, дипломы |
55,0 |
– |
– |
Канцелярские расходы |
– |
2,5 |
– |
Оформление площадки для празднования |
– |
12,0 |
– |
Тамада и музыкальное сопровождение |
– |
22,5 |
– |
Подарки и грамоты |
– |
17,0 |
– |
Расходы на фуршет |
– |
50,0 |
– |
Ремонт помещения |
– |
– |
50,0 |
Услуги дизайнера |
– |
– |
15,0 |
Покупка мебели и оборудования |
– |
– |
133,0 |
Итого |
118,0 |
104,0 |
198,0 |