Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути совершенствования (1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аттестация является самым используемым методом оценки персонала в России. Аттестация может проводиться в виде экзамена, собеседования, тестирования или методом моделирования рабочей ситуации. Выбор метода оценки зависит от ситуации и специфики оцениваемых знаний. В конечном итоге цель аттестации состоит в проверке соответствия работника занимаемой должности.

MBO (management by objectives) - система оценки результативности труда работника. Цель метода - оценить результаты деятельности сотрудников, определить список задач на следующий период работы, составить индивидуальные планы развития, оценить результаты обучения. Методы проведения - интервьюирование, анкетирование или составление SMART- карты, которая регламентирует систему выплаты переменной части заработной платы на основе результатов деятельности сотрудников.

Метод оценки персонала PM (управление результативностью), заключается в том, что помимо достигнутого результата также оценивается способ его достижения. В отличие от МВО, данный метод включает в себя обратную связь с работником. Метод PM оценивает результаты, методы и компетенции сотрудников, выявляет области развития, планирует карьеру сотрудника[26].

Метод оценки персонала «360 градусов» заключается в том, что сотрудника оценивает все его деловое окружение: руководители, коллеги, подчиненные и клиенты. Результат оценки - рейтинг свойств сотрудника, при помощи которого можно сделать выводы для развития компетенций и саморазвития сотрудника, принять решение об обучении, повышении квалификации, повышении/понижении в должности.

Ассессмент-центр - это метод комплексной оценки персонала, который основан на моделировании основных моментов деятельности сотрудников для выявления уровня развития их компетенций и определения потенциальных возможностей. Преимущества данного метода - комплексность и независимость оценки, однозначность критериев оценки и равные возможности для всех участников[27].

Исходными данными для оценки персонала являются: модели рабочих мест персонала; положение об аттестации; методика рейтинговой оценки; правила внутреннего трудового распорядка; штатное расписание; личные дела работников; приказы по кадровым вопросам; социологическая анкета; психологические тесты[28].

Выбор метода оценки персонала в организации зависит от корпоративной культуры организации и соответствующих задач, стоящих перед ним. Наиболее распространенным методом оценки персонала в России считается Assessment Center (Центр оценки), представляющий технологию оценки профессиональных качеств работников, опирающейся на моделирование ключевых аспектов их деятельности. Он позволяет сотрудникам продемонстрировать свои знания, умения, навыки, способности и личные качества в определенных ситуациях и определить соответствия компетенций кадрового состава организации ее целям, стратегии, корпоративной культуре с применением специализированных оценочных процедур. Метод используют для подбора, обучения и развития персонала[29].


Исходным моментом для оценки и принятия решений в области управления персонала является анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами и эффективности их использования[30].

Таким образом, оценка персонала играет огромную роль при найме сотрудников или при переводе на новую должность. Также она помогает выявить потребность сотрудников в обучении, повышает мотивацию сотрудников к эффективной деятельности и указывает на потребность в персонале (как количественную, так и качественную). Тот или другой выбранный метод оценки персонала в российских организациях дает возможность проанализировать способы достижения целей организации, оценить эффективность инвестиций в персонал, определить уровень кадровых рисков организации.

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МБДОУ № 4 «Подснежник»

2.1. Краткая характеристика МБДОУ № 4 «Подснежник»

Официальное, полное наименование Учреждения на русском языке: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида.

Тип Учреждения – бюджетное учреждение.

Образовательная организация по типу реализуемых основных образовательных программ является дошкольной образовательной организацией.

Сокращённое наименование: МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида.

Организационно-правовая форма – бюджетное Учреждение.

Место нахождения Учреждения:

Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в области образования.

В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституционными и федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также Уставом.

Деятельность Учреждения также регламентируется локальными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.


В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция речевых нарушений развития детей и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отсутствие многоуровневой организационной структуры приводит к тому, что персонал расширяет и усложняет свои функциональные обязанности, при этом происходит рост профессионализма, увеличение заработной платы. К минусам такой особенности системы управления персоналом можно отнести низкую вероятность повышения в должности, большую загрузку персонала по разным направлениям деятельности.

Источниками формирования имущества и финансовых средств МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида являются:

1. Бюджетные поступления в виде субсидий.

2. Имущество, переданное МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида на праве оперативного управления, включая недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество.

3. Средства родителей, полученные за предоставление обучающимся дополнительных образовательных услуг, безвозмездные и целевые поступления, пожертвования от физических и (или) юридических лиц.

Органы управления – Наблюдательный совет и Директор МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида.

2.2. Анализ динамики, структуры персонала

Изучая организационную структуру МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида было выяснено, что учреждение включает в себя следующие подразделения:

  • административное /директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе/
  • учебное /заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя-предметники/
  • методическое /заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель информационно-методического центра, руководители методических объединений, учителя-предметники/
  • воспитательное /заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители/
  • инновационно-развивающее /заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель школьного научного общества, руководители методических объединений, учителя-предметники/
  • физкультурно-оздоровительное /заместитель директора по учебно-воспитательной работе, медицинский работник, учителя физической культуры, психолог/
  • социальное /заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители/
  • информационно-аналитическое /заместители директора по учебно-воспитательной работе, администратор, библиотекой, учителя-предметники, классные руководители/
  • финансовое /главный бухгалтер, бухгалтер/
  • хозяйственное /заведующий хозяйственной частью, технические работники МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида.

Для отображения данной особенности рассмотрим организационную структуру МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида.

Организационная структура любой организации отражает упорядоченное расположение его управленческих элементов и форму их взаимосвязи, превращая действующую структуру на систему.

В 2019-2020 учебном году были вакантны должности старшего воспитателя, педагога-психолога, педагога дополнительного образования. Данные должности требуют специального профессионального образования, высокий уровень требований к профессиональным навыкам и умениям, поэтому конкурс на замещение вакансий не завершён. Профессиональные обязанности по данным должностям временно исполняли педагоги МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида.

Таблица 1

Схема системы управления персоналом организации

Функции УП

Заведующий

Заместитель заведующего

Методист

Служба УП

Маркетинг и планирование персонала

+

Подбор, отбор и наем персонала

+

Адаптация персонала

+

Высвобождение персонала

+

Система управления персоналом организации полностью соответствует требованиям сферы деятельности.

Таким образом, воспитатели набираются на конкурсной основе, принимая во внимание, в первую очередь, их личностные особенности: неагрессивность, любовь к детям, позитивную жизненную позицию и обучаемость. На должность воспитателей берут не только людей с педагогическим образованием, но и с театральным, психологическим, логопедическим. Подбор кадров – большая и весьма актуальная проблема для МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида.

Осуществим анализ структуры среднесписочной численности персонала организации за 2019 г. по категориям.

Таблица 3

Анализ структуры персонала МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида по категориям

Категория

Среднесписочная численность, чел.

Доля, %

Педагогический персонал

18

33,96%

Непедагогический персонал

35

66,04%

ИТОГО:

53

100


На основе проведенного анализа среднесписочной численности персонала организации за 2019 г. по категориям можем сделать следующие выводы:

1) наибольшую долю в структуре численности занимает не педагогический персонал – 66,04%;

2) доля педагогического персонала в общей численности персонала – 33,96%.

Данная структура персонала отображает связанность персонала между собой согласно своим направлениям. Почти 70% рабочих, наличие специалистов и руководителей на уровне почти 25% отображает такую особенность системы управления персоналом как высокая информированность работников. Ведь такое количество специалистов и руководителей позволяет информировать рабочий персонал о процессе выполнения работ.

Руководителю и специалистам организации сложно скрыть от персонала сведения о методах работы. Высокая информированность ставит работодателя в некоторую зависимость от работника и тем самым вынуждает вести поиск персонала среди родственников, личных знакомых или по рекомендации проверенных людей.

Проанализируем профессионально-квалификационную структуру персонала: по уровню образования, половозрастной состав.

Таблица 4

Анализ профессионально-квалификационной структуры персонала МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида за 2018 г.

Образование

Среднесписочная численность, чел

Доля, %

Высшее

8

15,09%

Незаконченное высшее

1

1,89%

Среднее специальное

9

16,98%

Среднее общее

35

66,04%

ИТОГО:

53

100,00%

Анализ структуры численности персонала МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида показывает, что доля персонала организации с высшим образованием составляет 15,09%, с незаконченным высшим – 1,89%, средне специальным – 16,98% и средним общим – 66,04%.

Несомненно, положительным фактом является тот факт, что наибольшую долю в структуре организации среди педагогов составляет персонал с высшим и средне специальным образованием.

Согласно данных табл. 2.2 можно отметить еще одну особенность системы управления персоналом в МБДОУ ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида – организационное обучение практически отсутствует.