Файл: Налоги как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги – основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов как федерального, так и консолидированного бюджетов.

Данная тема была выбрана для исследования, т.к. налоговая система является одним из ключевых элементов рыночной экономики, выступающей ключевым механизмом влияния государства на развитие экономики, определения приоритетов социально-экономического развития. Исходя из этого необходимо, чтобы налоговая система страны была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Данная тема является актуальной на сегодняшний день, поскольку необходимость введения с 1992 года новой налоговой системы России была вызвана реформированием экономики. Экономические реформы были нацелены на либеральную модель рынка, которая предполагала максимальную свободу предпринимательства, несла монетарный характер и оказывала наибольшее влияние на макроэкономические процессы. Изучение специалистами налогов как инструмента регулирования экономики государства является важной проблемой в настоящий момент, поскольку с 1992 года в налоговое законодательство России вносятся множество изменений и дополнений, что налогоплательщики просто сбились со счета. Как показывает практика, эти изменения явно не соответствуют интересам налогоплательщиков, налоговая система не соответствует структуре реальных доходов в экономике.

Цель курсовой работы – исследование налогов как цены услуг государства.

Исходя из цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты теории налогов;

- провести анализ налогов как цены государства;

- рассмотреть стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами.

Объект исследования – налоговая система государства.

Предмет исследования – налоги как цены услуг государства.

В качестве методологической основы исследования были использованы: метод анализа – изучение литературы отечественных и зарубежных авторов, электронных ресурсов для анализа и характеристики налогов; наблюдение – выявление факторов, влияющих на планирование налогов в государстве.

При выполнении курсовой работы использовались учебные, научные и методические работы зарубежных и отечественных авторов таким авторов как Бочарова О.Ф., Гончаренко Л.И., Евстигнеев В.В., Лыкова Л.Н., Малкина М.Ю., Романов А.Н., Сидорова Е.Ю. и др., материалы периодических изданий и источники Интернет-ресурсов.


1. Теоретические аспекты теории налога

1.1 Содержание, функции и принципы построения налогов

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Налоговый Кодекс.[1]

В России введена трехуровневая система налогообложения (рис. 1).

Рисунок 1 – Трехуровневая система налогообложения[2]

Первый уровень – это федеральные налоги России.

Второй уровень – налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов – региональные налоги.

Третий уровень – местные налоги. Городские Думы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.[3]

Такая система дает возможность каждому органу самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих из вышестоящего бюджета (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.

Три уровня налогообложения – это обычная мировая практика, принятая в большинстве государств. В США функционируют федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги; в Германии – федеральные, налоги земель и муниципальные; во Франции – общегосударственные, налоги провинций и местные и т.д.[4]

Следовательно, в экономике государства важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством в целях финансового снабжения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги необходимо различать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков конкретных действий. Взимание налогов регламентируется налоговым законодательством. Комплекс установленных налогов, а также принципов, форм и способов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.


В общем понимании, налоги – это принудительное изъятие государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, нужное с целью осуществления государством собственных функций.[5]

Налоги выполняют следующие функции (рис. 2): фискальная, социальная, регулирующая и контрольная.[6]

Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, снабжающих максимальную собираемость установленных налогов и формирующих барьеры к уклонению от уплаты налогов. Иными словами, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря этой функции реализуется ключевое предназначение налогов: создание и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения являются производными от фискальной функции.

Рисунок 2 – Функции налогов[7]

Распределительная (экономическая, социальная) функция налогов означает их использование для воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода, т.е. происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

Регулирующая функция налогов направлена на решение методом налоговых инструментов определенных задач экономической политики государства. В разрезе данной функции выделяют три подфункции:

- стимулирующая подфункция налогов направлена на поддержание развития конкретных экономических процессов. Данная функция реализуется методом системы льгот и освобождений. Существующая система налогообложения – это огромный выбор налоговых льгот малым фирмам, инвалидам, сельскохозяйственным производителям и т.д.;

- дестимулирующая подфункция направлена на установление путем налогового бремени барьеров для развития некоторых экономических процессов;

- воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление применяемых ресурсов. Данную подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платы за воды и т.д.

Контрольная функция налогов позволяет государству проводит мониторинг своевременности и полноты поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их объем финансовых ресурсов.


Все функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков перед государством, а экономическая – обязанность государства перед налогоплательщиками.

Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением образует налоговый механизм. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством существующего в каждой стране налогового законодательства.

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется: прогрессивным характером налогообложения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогооблагаемой суммы); частыми изменениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране; наличием разнообразных налоговых льгот и скидок; определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцированному использованию.

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):[8]

- налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;

- размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

- время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;

- каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:[9]

- обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги;

- справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные;


- определенность. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком;

- удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной для налогоплательщика, а не для налоговых служб;

- экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны;

- пропорциональность предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту;

- эластичность подразумевает быструю адаптацию налоговой системы к изменяющейся ситуации;

- однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз;

- стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко;

- оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения;

- стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме;

- единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Тем самым, можно сказать, что налоги – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти разных уровней с хозяйствующих субъектов и физических лиц в целях финансового снабжения деятельности государства или муниципальных образований. Налоги выполняют четыре ключевых функции: фискальная, социальная, регулирующая и контрольная. К принципам построения налоговой системы относятся: обязательность, справедливость, конкретность, удобство, экономичность и т.д.

1.2 Классификация видов налогов

В современной рыночной экономике основными налогами считаются: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование (обособленные от системы общего подоходного налогообложения).