Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты теории налога
1.1 Содержание, функции и принципы построения налогов
1.2 Классификация видов налогов
1.3 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
2. Анализ налогов как цены услуг государства
2.1 Оценка налоговой политики государства
2.2 Роль налогов в формировании доходов государства
3. Рекомендации по совершенствованию налоговой политики России
В то же время государство стремится максимально пополнить казну, оно всеми доступными для него методами, включая и силовые приемы, стремиться получить от налогоплательщика все, что положено по закону. Со своей стороны налогоплательщик пытается защитить собственные интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству. Так опыт стран, имеющих многовековую налоговую историю, говорит, что налогами может изыматься не более 40% доходов налогоплательщика. В России, как показывают расчеты, если честно платить все установленные законом налоги по установленным в данных законах правилам, то это далеко превышает те рамки, за пределами которых теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Поэтому налогоплательщики вынуждены искать пути минимизации собственных платежей: кто в разрезе правил, применяя существующие в законах возможности, кто, скрывая собственную деятельность или долю доходов и имущества.
Проведем анализ бюджетной системы России в рамках сбора налогов (табл. 3).
Таблица 3
Доходы и расходы государственного бюджета России за 2016-2018 гг., млрд. руб.
Наименование |
2016 |
2017 |
2018 |
Доходы |
13460,0 |
15088,9 |
19454,7 |
Расходы |
16416,4 |
16420,3 |
16709,3 |
Дефицит / Профицит |
- 2956,4 |
- 1331,4 |
2745,7 |
Таблица составлена по: 27
Как видно из таблицы 3 до 2017 год в стране сохранялся дефицит государственного бюджета, и только за 2018 год государственный бюджет России имел профит. Следовательно, прогнозы экспертов относительно поступлений и затрат в государственный бюджет РФ были оправданы.
Рассмотрим сбор налогов в составе доходов государства (табл. 4).
Таблица 4
Доходы государственного бюджета РФ за 2016-2018 гг., млрд. руб.
Наименование |
2016 |
2017 |
2018 |
Изменение 2018/2016 |
|
+/- |
% |
||||
Доходы, всего |
13460,0 |
15088,9 |
19454,7 |
5994,7 |
44,5 |
НДС внутренний |
2657,4 |
3069,9 |
3574,6 |
917,2 |
34,5 |
Акцизы |
632,2 |
909,6 |
860,7 |
228,5 |
36,1 |
Налог на прибыль |
491,0 |
762,4 |
995,5 |
504,5 |
102,7 |
НДС на ввозимые товары |
1913,6 |
2067,2 |
2442,1 |
528,5 |
27,6 |
Акцизы на ввозимые товары |
62,1 |
78,2 |
96,3 |
34,2 |
55,1 |
Ввозные пошлины |
563,9 |
583,2 |
665,8 |
101,9 |
18,1 |
Таблица составлена по: 27.
Как видно из таблицы 2, за исследуемый период доходы государственного бюджета выросли на 44,5%, при этом взимаемые налоги также имеют рост: НДС внутренний увеличился на 34,5%, акцизы – на 36,1%, налог на прибыль – на 102,7%. Также стоит отметить, рост взимания налогов с ввозимой продукции, что положительно влияет на экономику страны. Так, НДС на ввозимые товары вырос на 27,6%, акцизы – на 55,1% и ввозные пошлины – на 18,1%.[32]
Тем самым, можно сказать, что налоги как цена услуг государства является ключевым звеном в государственном бюджете России. Проводимая Правительствами стран налоговая политика характеризуется стремлением за счет усиления налогового бремени хозяйствующих субъектов и населения решить проблему наполнения бюджета.
С целью стимулирования экономического роста России необходимо переносить основную тяжесть налоговой нагрузки с производителей на потребителей, для чего следует ввести прогрессивный НДФЛ (ожидаемый прирост поступлений 2,1 трлн. рублей), нарастить налог на прибыль банков и нефтегазовых фирм с 20% до 50% и ввести прогрессивный налог на недвижимость (от 0,1% до 2%). Сохранение руководством страны инновационных планов развития России в относительно тяжелых экономических условиях, разработка и принятие актуальных нормативных документов и методологических концепций – это один из базовых шагов в формировании оптимальных политических и экономических условий для всех участников экономических процессов.
Вывод по второй главе:
В настоящее время в отечественной налоговой системе имеется около 200 разных льгот и преференций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Налоги как цена услуг государства является ключевым звеном в государственном бюджете России. Проводимая Правительствами стран налоговая политика характеризуется стремлением за счет усиления налогового бремени хозяйствующих субъектов и населения решить проблему наполнения бюджета.
3. Рекомендации по совершенствованию налоговой политики России
В ближайшее время государство планирует придерживаться принципа фискальной нейтральности и предсказуемости (в т.ч. не увеличивать налога для легального бизнеса). Однако в целях формирования стимула для обеления серых заработных плат рассматривается возможность изменения структуры налоговой нагрузки, а именно: могут быть уменьшены ставки прямых налогов на труд (страховых взносов) и увеличены ставки косвенных налогов (НДС). Правительство РФ планирует увеличить собираемость налогов и неналоговых платежей, поэтому совершенствуют их администрирование.
Рассмотрим ключевые направления изменений в налоговой политике страны на 2018-2020 гг.[33]
Налоговое администрирование:
- расширение возможности налоговых органов самостоятельно уточнять налоговые платежи во избежание пеней;
- упрощение процесса получения отсрочки по уплате налогов для стратегических компаний, оказывающих ключевые услуги населению или выполняющих важные заказы для развития региона;
- установление моратория на новые виды льгот по местным и региональным налогам;
- запуск пилотного проекта по введению на территории Евразийского экономического союза инструменты прослеживаемости ввозимой продукции от границы до розничного звена;
- постепенное распространение системы прослеживаемости, таких как ЕГАИС (единация государственная автоматизированная информационная система) и маркировка, на иные товарные группы;
- объединение базы данных внебюджетных фондов и Федеральной налоговой службы;
- создание единого реестра записей актов гражданского состояния и формирование федерального регистра данных о населении;
- объединение разных информационных баз в одну и автоматизация ее оценки для упрощения взаимодействия с налогоплательщиками и пресечения теневых схем.
Налог на прибыль:[34]
- разрешение на включение в состав безнадежных долгов задолженности граждан, признанных банкротами;
- альтернатива амортизационной премии – инвестиционный вычет, т.е. право снижать исчисленный налог на сумму затрат на приобретение или модернизацию объектов основных средств;
- изучение пониженных ставок для компаний, реализующих инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе и формирующих для этого объекты внешней инфраструктуры;
- уточнение срока использования пониженных ставок участников региональных инвестиционных проектов в Дальневосточном регионе, исходя от срока окупаемости проекта;
- совершенствование порядка налогообложения прибыли контролируемых иностранных фирм, в т.ч. упрощение критериев налоговой отчетности, уточнение правил переноса на будущие периоды убытков, полученных до возникновения данных положений.
Налог на добавленную стоимость:
- отмена льготы об освобождении от НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов и признание потребителей данных товаров налоговыми агентами по НДС;
- снижение количества случаев, когда при оказании иностранными фирмами гражданам электронных услуг через интернет посредников, принимающих участие в расчетах. Следовательно, иностранные фирмы, которые стоят в налоговом учете в России, станут платить НДС чаще самостоятельно.
Налог на доходы физических лиц:
- разрешение налоговым агентам сообщать физическим лицам о невозможности удержания с них НДФЛ при помощи электронных сервисов;
- предоставление стандартного НДФЛ-вычета на учащегося ребенка-инвалида I или II группы несмотря на его возраст;
- уточнение порядка признания затрат при продаже части в обществе с ограниченной ответственностью, при выходе из состава его участников и при получении доходов в результате ликвидации;
- описание для доходов по договору доверительного управления имуществом тех же характеристик налогообложения, устанавливаемых при доверительном управлении ценными бумагами;
- определение стоимости имущества и прав, внесенных в иностранную структуру без возникновения юридического лица, в рамках которой не облагаются полученные от данной структуры доходы.
Единый сельскохозяйственный налог:
- признание плательщиков данного налога с выручкой более 150 млн. рублей плательщиками НДС. При этом, независимо от их затрат они признают после оплаты, НДС-вычеты будут использовать до оплаты;
- ограничение льгот по освобождению от налогообложения имущества, применяемого в предпринимательской деятельности;
Единый налог на вмененный доход:
- предоставление налогового вычета в сумме затрат по приобретение контрольно-кассовой техники (не более 18 тыс. руб. за один аппарат);
- уточнение видов деятельности, попадающих под данный режим, в связи с введением в действие общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Патентная система налогообложения:
- предоставление налогового вычета в сумме затрат на приобретение контрольно-кассовой техники;
- разрешение о снижении стоимости патента на сумму страховых взносов;
- ограничение общего числа объектов недвижимости (их общей площади), применяемых в деятельности по сдаче в аренду в разрезе патентной системы налогообложения;
- уточнение видов деятельности, попадающих под данный режим, в связи с введением в действие общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Страховые взносы:
- обложение взносами выплат по договорам об отчуждении исключительных прав и по лицензионным договорам в отношении любых итогов интеллектуальных деятельности;
- уточнение видов деятельности упрощенцев, дающих право на использование сниженных тарифов страховых взносов, ввиду внедрения в действие общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Государственная пошлина:
- дифференцирование размера государственной пошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем исходя от числа точек продаж;
- разрешение физическим лицам уплачивать налоги и государственные пошлины через многофункциональные центры.
Неналоговые платежи:
- завершение работы по систематизации единых правил установления и взимания неналоговых платежей;
- возможность передачи некоторых видов неналоговых платежей на местный уровень;
- снижение количества неналоговых платежей и упрощение процесса их администрирования.
Исходя из рассмотренных предложений по совершенствованию налоговой политики в России, можно отметить, что проект направлен на поддержку предпринимательства и малого бизнеса, вывод его из теневой стороны, а также некоторым группам налогоплательщиков обещает ужесточение режима, в т.ч. пресечение злоупотреблений.
Развитие отечественной экономики сохраняет зависимость от динамики нефтяного рынка, что остается ключевым фактором риска. Новое уменьшение стоимости на нефть может стать причиной очередного экономического кризиса, преодолеть который будет значительно сложнее.
Кроме налоговой реформы, Правительству РФ необходимо запустить пенсионную реформу, позволяющую уменьшить нагрузку на федеральный бюджет. При этом Правительство страны может сократить общую налоговую нагрузку на заработные платы, применяя иные компенсаторы.[35]
Также будет уточнен порядок предоставления гражданам стандартных социальных и имущественных вычетов. Документ предусматривает рост стандартных вычетов на детей. Родители, приобретающие недвижимость вместе с собственным имуществом, имеют право на получение вычета имущества. Кроме этого, супруг получит имущественный вычет при приобретении жилья, в настоящее время супруги получают лишь один вычет на двоих. Досудебные налоговые споры позволят улучшить налоговое администрирование.[36]
Благодаря предстоящим реформам налоговая система будет преобразована в инструмент экономического роста и развития компании, что сформирует предпосылки для расширения производства, финансирования инновационной деятельности и улучшения качества жизни людей в стране.
Тем самым, можно сказать, что совершенствование налогов как цены услуг государства состоит в сближении бухгалтерского и налогового учета, определения особенностей налогообложения еврооблигаций отечественных эмитентов, внедрения патентной системы налогообложения. Необходимо ввести Институт налогообложения нераспределенной прибыли, которая будет бороться с уклонением от уплаты налогов. Данный институт позволит облагать налогом на прибыль нераспределенную часть прибыли иностранной контролируемой фирмы среди участников отечественных компаний.