Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты теории налога
1.1 Содержание, функции и принципы построения налогов
1.2 Классификация видов налогов
1.3 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
2. Анализ налогов как цены услуг государства
2.1 Оценка налоговой политики государства
2.2 Роль налогов в формировании доходов государства
3. Рекомендации по совершенствованию налоговой политики России
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам. Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными.
Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида: федеральные: региональные; местные.[10]
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.[11]
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Классификация налогов в зависимости от уровня установления, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация налогов в России
Уровень установления |
Виды налогов |
Федеральный |
Налог на добавленную стоимость; Акцизы; Налог на доходы физических лиц; Налог на прибыль организаций; Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Государственная пошлина |
Региональный |
Налог на имущество организаций; Транспортный налог; Налог на игорный бизнес |
Местный |
Земельный налог; Налог на имущество физических лиц |
Таблица составлена по: 16, 18.
При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом: прямые; косвенные.[12]
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные пошлины и др.
Косвенные налог – наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования: общие; специальные.
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить: транспортный налог; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Специальные налоговые режимы согласно с Налоговым кодексом РФ:[13]
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных Налоговом кодексе РФ.
Тем самым, можно сказать, что в России различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные. Список налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ. Органы государственной власти не имеют право вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, которые не предусмотрены законодательством РФ, равно как и увеличивать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
1.3 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
В снабжении оптимального функционирования любой современной экономической системы ключевая роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования вместе с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло конкретные функции в области экономики. Государственное регламентирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе имелся централизованный контроль над ценами, качеством продукции и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство проводит регламентирование национальной экономики, с разным уровнем государственного вмешательства в экономику.
Налоги – один из базовых способов, применяющихся государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов общества.
Налоги появились вместе с товарным производством, разделением общества на классы и возникновением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и иные нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - справедливо подчеркивал К. Маркс.[14] В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, снабжающих завоевание новых территорий – сырьевых рынков, и рынка сбыта готовых товаров, казне необходимы были дополнительные средства.
Изъятие государством в пользу общества конкретной доли стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет содержание налога. Взносы осуществляют ключевые участники производства валового продукта: сотрудники, собственным трудом формирующие материальные и нематериальные блага и получающие конкретный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в области предпринимательства. За счет налоговых сборов, пошлин и иных платежей создаются финансовые ресурсы государства. Экономическая сущность налогов состоит во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов и граждан и государства по поводу создания государственных доходов.[15]
В настоящее время налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны (рис. 3).
К примеру, в структуре внутреннего валового продукта налоги, контролируемые Государственной налоговой службой России, включая объемы погашения задолженности бюджета по казначейским налоговым освобождениям, составили 22% в 1993 г. и 22% в 1994 году.[16]
Рисунок 3 – Влияния налогов на экономику
В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
В любом случае государство всегда и во всех странах оказывает важное воздействие на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Государственное регламентирование – ключевая часть функционирования экономики и, поэтому, заслуживает пристального внимания.
Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной формы в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, воздействует на стадии производства и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.[17]
Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования: изменение массы налоговых поступлений; замена одних способов или форм обложения другими; дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок; изменение сфер распространения налогов и др.
Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д. [18]
Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.[19]
Тем самым, можно сказать, что государственное регламентирование экономики имеет ключевое значение для социально-экономического развития страны. При этом, проводя регулирование экономики, государство применяет огромный ряд средств и способов влияния на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. Налоги являются важным звеном экономических отношений в обществе с момента появления государства. Развитие и изменение форм государственного устройства сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – ключевая форма доходов государства. Кроме финансовой функции налоговый механизм применяется с целью экономического влияния государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Вывод по первой главе:
Налоги – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти разных уровней с хозяйствующих субъектов и физических лиц в целях финансового снабжения деятельности государства или муниципальных образований. В России различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные. Список налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ. Органы государственной власти не имеют право вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, которые не предусмотрены законодательством РФ, равно как и увеличивать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Государственное регламентирование экономики имеет ключевое значение для социально-экономического развития страны. При этом, проводя регулирование экономики, государство применяет огромный ряд средств и способов влияния на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. Налоги являются важным звеном экономических отношений в обществе с момента появления государства.