Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты теории налога
1.1 Содержание, функции и принципы построения налогов
1.2 Классификация видов налогов
1.3 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
2. Анализ налогов как цены услуг государства
2.1 Оценка налоговой политики государства
2.2 Роль налогов в формировании доходов государства
3. Рекомендации по совершенствованию налоговой политики России
2.1 Оценка налоговой политики государства
Налоговая политика – действия государства в сфере налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой области, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).[20]
Налоговая политика – это лишь часть стратегии развития государства, существующая обособленно от планов развития иных направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».[21]
Документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» содержит следующие сведения:[22]
- налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение данного показателя в России и зарубежных странах;
- мероприятия, планируемые в исследуемом периоде.
Отсюда, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.
До возникновения части 1 Налогового кодекса РФ налоги и сборы в России регламентировались некоторыми нормативными актами. Веденная в действие в 1998 году часть 1 Налогового кодекса РФ стала первым документом, в котором имеются сведения о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и иные сведения, общие для всех налогов.
Следующим шагом в наведении налогового порядка стала часть 2 Налогового кодекса России, в которой возникли главы, посвященные некоторым налогам, которые касаются их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков. Революционным стало введение главы 25 Налогового кодекса РФ, которая посвящена налогу на прибыль. Данная глава вступила в действие с 2002 года, именно тогда возникло выделение налогового учета. У множества хозяйственных операций возникла двойная оценка.[23]
В настоящее время Налоговый кодекс РФ – это документ, содержащий полные сведения о налоговой системе.
На современном этапе налоговая политика развивается в следующих направлениях:[24]
- определение списка налогов;
- учет порядка расчета имеющихся налогов, устранение неточности в формулировках, учет изменений, вносимых в иные нормативные акты;
- совершенствование системы налогового администрирования;
- доступность критерий проверок;
- появление налоговых каникул.
Современная налоговая политика направлена на совершенствование действующего законодательства.
Ключевыми особенностями налоговой системы России являются:[25]
- несоответствие уровня налогообложения финансовыми ресурсами налогоплательщиков и высокая степень налоговой нагрузки. Для таких сфер, как добыча нефти и газа, финансовая деятельность, металлургия – единая ставка социального налога в размере 26%, является приемлемой. Однако для производственных компаний, а также организаций легкой промышленности установлении высокая квота, затрудняющая их работу в целом;
- неопределенность системы налогообложения, т.к. нормативная и законодательная база запутана. Сложность состоит в методологии, применяемой при расчете сбора налогов. Зачастую появляются споры по формулировке статей Налогового кодекса РФ, поступающие в арбитражный суд. И зачастую суд берет на себя сторону налогоплательщиков, что предполагает, что не все работники налоговых органов могут правильно использовать нормы налогового законодательства. Одной из важных проблем экономики страны является то, что предприятия отказываются полностью платить налоги. Это сопряжено с тем, что компаниям, уплатившим все налоговые платежи, не имеют достаточных средств для осуществления результативной финансово-экономической деятельности, поэтому множество фирм стараются не платить налоги. Имеющаяся проблема «теневой экономики» может быть решена, если правительство достигнет сокращения ставок налогов, изменений в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. При помощи сведений, возможно, снять часть оборота с «тени». С целью снижения оборота «теневой экономики», необходимо ужесточить дисциплинарные меры против нарушителей, улучшить налоговый контроль и применять налоговое администрирование;
- неимение принципа экономии налоговой системы, что сводится к уменьшению стоимости налогового администрирования при сохранении максимально возможного сбора налогов.
Сформулированный документ Правительством страны «Основные направления налоговой политики России на 2018 год и на 2019 и 2020 годы» исследует приоритеты в сфере налогообложения, остающиеся неизменными на предстоящий период. Это имеет первостепенное значение для снабжения устойчивости налогово-бюджетной политики. Целями налоговой политики являются поддержка инвестиций, кроме этого нужно стимулировать инновации.
Получение прибыли вне налогообложения – это актуальная проблема для экономики России. Хозяйствующие субъекты и физические лица, не платящие фискальные платежи, не принимают непосредственного участия в создании бюджета, вследствие чего наблюдается дефицит его доходной части. Однако Министерство финансов РФ намерено бороться с теневым сегментом, применяя доступные ему инструменты и способы, даже если для этого придется внести изменения в действующий закон.
С данной целью в разрезе реализации налоговой политики на 2019-2020 годы применяются следующие мероприятия:[26]
- переход на онлайн-кассы в розничной торговле, за счет чего продавцы лишатся возможности скрывать собственные продажи. При применении этих касс платежные сведения мгновенно передаются в ФНС, которые фиксируют платежи;
- ужесточение таможенного контроля, для чего будет сформирована единая система «прослеживания» товаров от момента поступления для оформления и до продажи итоговому потребителю (планируется запуск пилотного проекта);
- создание нового государственного реестра актов гражданского состояния;
- формирование единого федерального регистра, в котором будут аккумулированы данные о гражданах;
- запуск автоматического обмена налоговыми сведениями, вследствие чего будет сложнее уклониться от уплаты обязательных сборов и платежей и т.д.
Ключевые направления налоговой политики России на среднесрочную перспективу представлены в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию. Послание президента обозначило определенные действия, которые призваны снабдить динамичное развитие страны во всех областях, в т.ч. и в сфере налогообложения.[27]
Тенденции развития бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018-2020 гг. разработаны на базе основного варианта прогноза социально-экономического развития России на период 2018-2020 гг. Ключевые параметры фундаментального прогноза социально-экономического развития страны представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ключевые параметры базового прогноза социально-экономического развития России
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Цена на нефть марки Urals, долл. США за баррель[28] |
49,9 |
43,8 |
41,6 |
42,4 |
Курс рубля к доллару США среднегодовой, руб. за долл. США |
59,4 |
64,7 |
66,9 |
68,0 |
Темп роста ВВП, % к предыдущему года |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
Номинальный ВВП, млрд. руб. |
92224,0 |
97462,0 |
103228,0 |
110237,0 |
Индекс потребительских цен (в среднем за год) |
3,9 |
3,7 |
4,0 |
4,0 |
Экспорт продукции, млрд. долл. США |
336,9 |
324,9 |
324,2 |
332,4 |
Импорт продукции, млрд. долл. США |
227,8 |
234,8 |
238,0 |
241,0 |
Таблица составлена по: 15, 24, 27.
Базовый прогноз среднесрочного экономического развития на 2018-2020 гг., заложенный в основу параметров бюджета, построен на сценарных условиях, которые предполагают постепенное замедление мирового экономического роста с 3,1% в 2016 году до 2,8% к 2020 году, обусловленное ожиданием замедления темпов экономического роста в развитых и развивающихся странах. В разрезе базового сценария прогнозируется постепенный рост темпов роста отечественной экономики с 2,1 % в 2017 году до 2,3 % к 2020 году.[29]
Высокая зависимость государственного бюджета от нефтегазовой отрасли порождает необходимость регулярного пересмотра налоговой политики исходя от стоимости углеводородов. К тому же в последнее время все большее воздействие на создание налоговых условий оказывают внешнеполитические условия.
В ближайшие три года государство планирует придерживаться принципа фискальной нейтральности и предсказуемости (в т.ч., не повышать налоги для легального бизнеса). Однако в целях формирования стимула для обеления серых заработных плат рассматривается возможность изменения структуры налоговой нагрузки, а именно: снижение ставок прямых налогов на труд (страховых взносов) и рост ставок косвенных налогов (НДС). Власти также хотят нарастить собираемость налогов и неналоговых платежей, поэтому совершенствуют их администрирование.
Тем самым, можно сказать, что в настоящее время в отечественной налоговой системе имеется около 200 разных льгот и преференций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Несмотря на то, что предоставление льгот не предполагает прямого расходования бюджетных средств, их все же можно считать «налоговыми расходами» бюджетной системы России.
2.2 Роль налогов в формировании доходов государства
Ключевым финансовым ресурсом государства являются налоги, результативное управление которыми можно считать базой государственного управления в целом. И если признать, что государство существует с целью снабжения благоденствия его граждан, то государственная власть выбирает одну из двух стратегических линий: взимание высоких налогов и принятие на себя ответственность за благоденствие его граждан, или взимание низких налогов, т.е. граждане сами должны заботиться о своем благоденствии, не рассчитывая на поддержку государства. Различные государства по-разному строят собственную финансовую систему.
Так одни полагают возможным изымать в виде налогов (в т.ч. все виды налогов и обязательных платежей, а также взносы по социальному страхованию) до 50% всех доходов общества в зависимости от концепции более высокой результативности использования финансовых инструментов под контролем государственных структур, чем в руках физических лиц. Иные не разделяют данной стратегии и ограничивают собственные налоговые поступления только 25-30% от ВВП.[30]
Среди первых в основном богатые страны, с уровнем среднедушевых валовых доходов 25-30 тыс. дол. и налоговые изъятия составляют в них весьма огромные суммы: в Дании – 17 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП – 51%), в Швейцарии – примерно 15 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП – 33%), в Норвегии – 14 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП – 42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии – в рамках 11-12 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП соответственно – 40%, 45%. 46.5%, 47%).
Страны, занимающие последние места по уравнению среднедушевых доходов, размеры налоговых изъятий удерживаются на существенно более низком уровне: в Южной Корее – только 2,5 тыс. дол. приходится на душу населения (доля налогов в ВВП – 22%), в Турции – около 600 дол. на душу населения (доля налогов в ВВП – 22%), в Мексике – менее 500 дол. (доля налогов в ВВП – 16%).[31]
Соответственно, проводимая Правительствами стран налоговая политика характеризуется стремлением за счет усиления налогового бремени хозяйствующих субъектов и населения решить проблему наполнения бюджета. Но данные мероприятия могут принести успех лишь в ограниченном временном промежутке (и только в условиях развитого рынка). В целом аналогичная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. В таких условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на итогового потребителя, включив всю сумму налогов в стоимость продукции. В результате цена производителя (в т.ч. его затраты, налоги и минимальная прибыль, оставшаяся после уплаты налогов) нередко превышает ту, которую готов заплатить за его товар потребитель. Сокращение продажной стоимости ставит производителя на банкротства. В результате имеется снижение производства, происходит совершенно неоправданный перелив капитала в сферу посредничества и торговли. Кроме этого, как показывает практика, следствием роста ставок и массы, изымаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций.