Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (1 Теоретические особенности организационной культуры в системе менеджмента).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические особенности организационной культуры в системе менеджмента
1.1 Понятие и сущность организационной культуры
1.2 История развития организационной культуры
2 Методологические основы организационной культуры на современных предприятиях
2.1 Структура и содержание организационной культуры на современном предприятии
2.2 Современное состояние и особенности модернизации организационной культуры
3 Организационная культура управления Nestlé
В большой экономической энциклопедии культура – это уровень развития общества и человека. Он определяется историческими данными, выражается в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также в ценностях (духовных и материальных), которые создаются людьми [2].
По одной из версий, понятие «организационная культура» было введено в научный оборот в 20 гг. 20 века советским ученным, руководителем Центрального института труда А. Гастевым, который убеждал, что «культура продуктивности человека является предпосылкой его трудовой культуры».
Другие исследователи утверждают, что концепция организационной культуры была разработана в США в 80-е гг. 20 века. Связанно это было с потребностью малого и большого бизнеса поднять эффективность труда, поскольку в конце 70-х гг. 20 века зашли в тупик исследования в отрасли стратегического управления и теории организации. Выходом из кризиса теоретики в отрасли менеджмента увидели в развитии концепции культуры организации.
О. В. Харчишина отмечает, что впервые понятие «организационная культура» появилось в трудах К. Левина и Х. Уайта (1936г.). Явления и проблемы, связанные с организационной культурой, исследовали также С. Картрайт и Б. Зандер (1953г. – «групповое мышление»), и К. Арджирис – 1958 г. – «климат коллектива», «неформальная культура» [13].
Разные автора, предлагая определение организационной культуры, вкладывают в него тот или другой набор важных составляющих, что позволяет понять культуру в узком или широком смысле слова.
Некоторую сложность представляет также смешивание понятий «организационная культура» и «корпоративная культура». Второй термин впервые еще в 19 веке использовал немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке. Данное определение использовалось для характеристики взаимоотношений в офицерской среде.
Основные определения организационной культуры зарубежными ученными рассмотрим в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Основные определения понятия «организационная культура» зарубежными ученными [7].
Автор |
Суть определения |
X. Шварц, С. Девис |
Культура организации – это комплекс убеждений и ожиданий, которые разделяются членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые влияют на поведение в организации отдельных людей и групп |
У. Оучи |
Организационная культура – это символы, церемонии и мифы, которые сообщают членам организации важные представления о ценностях и убеждениях |
Л. Смирсич |
Организационная культура – это смысловые системы, которые передаются с помощью природного языка и других символических способов, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции, и способны создавать культурное пространство и особое чувство реальности |
С. Мішон, П. Штерн |
Организационная культура – это совокупность позиций, символов, ритуалов и мифов, которые отвечают ценностям, которые разделяются предприятием и передаются каждому члену в качестве жизненного опыта. |
Г. Хофстеде |
Организационная культура – это коллективное программирование мыслей, которое отличает одних членов организации от других. |
Д. Дреннан |
Культура организации – это все то, что для организации типично: ее характерные черты, отношения, которые сформировались как образцы принятых норм поведения. |
Е. Браун |
Организационная культура – это набор убеждений, ценностей и способов решения реальных проблем, которые сформировались за время существования организации и имеет тенденцию к проявлению в разных формах и в поведении членов организации. |
Анализ наиболее распространенных определений организационной культуры дает возможность определить характеристики, на которые часто акцентируют внимание автора: [15]
- Основу организационной культуры составляют убеждения и ценности людей, которые являются основателями или работниками предприятия.
- Оргкультуру формируют те ценности, которые распределяются большинством начальством и сотрудниками предприятия.
- Организационная культура включает две основные части: имплицитную (скрытую, духовную) и експлицитную (видимую, материальную).
- Организационнаяч культура влияет на организационное взаимодействие, организационное поведение и организационную эффективность.
- Организационная культура включает целый набор элементов, в составе которых большинство авторов включают ценностные, нормативные, комуникативно-управленческие составляющие, однако воспоминания о конкретных материальных составляющих оргкультуры в определениях отсутствуют.
- Делается акцент на эволюционном развитии оргкультуры.
- Организационная культура является самой сущностью организации.
Проведя исследование наиболее распространенных определений организационной структуры, можно сказать, что все они являются несовершенными, не отображают всей важности и многогранности этого важного социально-экономического явления. Оптимальное определение организационной культуры должно: [13]
- Отображать место оргкультуры среди элементов организации как системы.
- Обобщать целевую функцию организационной культуры (культура имеет много внутренних и внешних функций. Самой важной из внешних есть адаптационная, а из внутренних – интеграционная).
- Делать акцент на двойной природе организационной культуры (культура является одновременно и причиной, и следствием, тоисть выступает важным элементом, который обеспечивает эффективное функционирование организации и одновременно является характеристикой уровня развития такой организации).
- Объяснять процесс формирования организационной культуры (формирование культуры является результатом эволюционного развития организации как социальной группы, поэтому всегда имеет место случайное формирование культуры; кроме того, руководители могут и должны проявлять сознательное влияние на формирование культуры).
- Кратко характеризовать ее состав (указывать на наличие в ее составе имплицитной и эксплицитной элементов с краткой их характеристикой).
2 Методологические основы организационной культуры на современных предприятиях
2.1 Структура и содержание организационной культуры на современном предприятии
Культура на уровне организации регулирует деятельность людей, имеет некоторые особенности, которые позволяют отличить ее от культуры общества. К таким особенностям относятся: [1]
1. Недолгий срок существования оргкультуры, что определяет высокую динамичность.
2. Оргкультура возникает в трудовых коллективах, регулирует отношения, которые возникают в процессе достижения целей организации.
3. Усвоение оргкультуры происходит не с рождения и не с «чистого листа», поэтому имеет место влияние национальной, религиозной, профессиональной культур.
4. На оргкультуру огромное влияние имеет характер деятельности организации.
5. Небольшой размер сообщества, в котором она возникает, позволяет управлять ею, и на этом уровне наиболее проявляется влияние лидера на суть и особенности организационной культуры.
Организационная культура формируется лидерами (формальными – руководителями организации, и неформальными), в то же время она сильно влияет на мотивацию работников. Функции организационной культуры: [2]
- формирование, накопление, передача, сохранение ценностей организации;
- формирование системы знаний;
- формирование системы внутренних коммуникаций и связей внутри организации по вертикали и горизонтали;
- формирование системы внешних коммуникаций и связей организации;
- формирование целей;
- формирование культуры трудового, производственного и других материальных процессов.
Наиболее перспективным в современных условиях экономики и обострения конкурентной борьбы является управленческий подход, который рассматривает оргкультуру как систему отношений между сотрудниками в процессе ведения хозяйства, включая его производственную, маркетинговую и управленческую составляющую.
2.2 Современное состояние и особенности модернизации организационной культуры
Организационная культура как объект управления в сфере менеджмента уже исследовалась вышеупомянутыми авторами, а вот как процесс организационной системы организационная культура еще не изучалась, хотя именно в этом аспекте скрыты ее потенциальные возможности. В соответствии с принципами системного анализа, “потенциальные возможности объекта реализуются в той мере, в какой они обеспечены необходимыми ресурсами. К ресурсам относятся компоненты, которыми можно варьировать в зависимости от принятых системных решений” [8, с. 169].
К тому же в современных условиях повышение эффективности деятельности организации и развития системы управления непосредственно связано с формированием и развитием эффективных методов проектирования организационных систем.
Концепция организационной культуры публичного управления представляется в исследовании как его подсистема, сформированная на нормативно-правовых и ценностных основах институционального, отраслевого, организационного и личностного структурных уровней, что выполняет идеологическую, социальную и технологическую функции управления с использованием семиотических, семантических и исторических (традиционных) средств идентификации организации при достижении им стратегических целей всех структурных уровней. Такой концептуальный подход к организационной культуре в контексте публичного управления является комплексным, потому что охватывает двойную сущность организационной культуры как системы и как процесса, а также трехуровневую структуру как самой культуры, так и публичного управления, что включает в себя идеологическую, социальную и технологическую составляющие функции управления, которые базируются на опыте и наработках коллектива организации в процессе выполнения своей миссии и достижения целей.
Известно, что в условиях формирования информационного общества и использования новейших информационных технологий организационные структуры должны быть максимально гибкими и без жесткой иерархичности [4, с. 60]. Это означает, что координацию и согласованность действий организационных (системных) элементов должна обеспечивать преимущественно именно организационная культура. При этом она, как “динамическое системное понятие” [12, с. 117], должна предопределять структуру и характер функционирования информационно-коммуникационной системы организации, определяя характер и вид информационных источников как внутри организации, так и при ее взаимодействии с внешней средой. Поэтому очень важно в процессе проектирования организационной структуры учесть основные характеристики соответствующей (желаемой) организационной культуры, а не заставлять ее фиксировать те отношения, которые обусловлены системой должностных инструкций.
Исследование организационных структур и организационных культур конкретных предприятий позволило определить, что они тяготеют к бюрократическим организационным структурам и культурам, а органы местного самоуправления – к адхократичному или органическому типу. Определение органического типа структуры организации охватывают такие ее принципиальные отличия от бюрократического типа, как высокая гибкость, значительно меньшая ориентированность на правила и условные нормы; персонификация; более демократические способы принятия решений; превалирование доверия над властью, убеждение над распоряжением, стремление результата над выполнением должностных обязанностей, принципов и убеждений над установками; главные факторы интегрированные – миссия организации и стратегия ее выполнения; инициативный и креативный подходы к профессиональной деятельности; распределение работы по компетентно ному принципу вместо другого; готовность к изменениям прогрессивного содержания и тому подобное [20].
Такие характеристики организационной структуры, разумеется, требуют соответствующего проектирования характеристик организационной культуры, которое в сфере публичного управления приводит нормативно-правовую и менеджерскую революции. Впрочем, такая революция является требованием времени и гражданского общества. Но цель “служения” интересам государства гражданина, хоть и нашла прямое текстуальное воспроизведение в Концепции административной реформы, пока не стала господствующей как в сознании государственных служащих, так и в практической деятельности органов исполнительной власти. И этот факт является прямым подтверждением актуальности одновременного проектирования организационных структур предприятия с проектированием характеристик их организационных культур. Кроме этого, адаптивный (органический) тип структуры организации, безусловно, предусматривает существенные изменения взаимоотношений и взаимодействия внутри органа публичной власти, а именно: может исчезнуть необходимость в функциональном разделении труда, повыситься ответственность каждого сотрудника за общий успех всего коллектива; организационная культура может стать самым строгим контролером публичной деятельности, а ее ориентированность на клиента- гражданина – стратегическим фактором выполнения миссии органа и т. п.