Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Основные понятия маркетингового планирования
1.1 Понятие и сущность маркетингового планирования
1.2.Задачи планирования маркетинга
1.3.Необходимость стратегического подхода к планированию маркетинга
1.4.Структура плана маркетинга и последовательность его разработки
Глава 2 Планирование маркетинговой деятельности
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина
2.2.Оценка эффективности маркетинговой деятельности магазина «Хорошие привычки»
2.3.Анализ сильных и слабых сторон магазина
Прежде чем приступить к описанию следующего этапа, мы должны сделать одно замечание. С позиции методологии следовало бы начать не с составления плана, а с этапов, ϶той процедуре предшествующих, - с анализа рынка, конкурентов и т. д. При этом в ϶том случае мы столкнулись бы с ситуацией - "из-за деревьев не видно леса". Все данные этапы имеют смысл только в контексте главной цели: планирования маркетинга и его контроля. Вот почему мы решили пойти по следующему пути: сначала описать всю процедуру, вводя новые термины и исключительно вкратце их разъясняя, ɥтобы представить полную картину, а потом подробно разъяснить содержание и смысл каждого этапа и каждого употребленного понятия.
Таким образом, следующий этап "предпланирование" - выбор рынков, на которых целесообразно работать (выходить или продолжать деятельность) с данным товаром.[21,23]
Исходя из имеющихся товаров и прогнозов рыночной обстановки (наверное, излишне упоминать, что оцениваются только реальные рынки, имеющие хотя бы минимальную перспективу), устанавливают задание каждому отделению фирмы: объемы продаж в физических единицах и денежном выражении (сбытовые квоты). Среди товаров выделяют обычно новые товары, еще не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания, затем традиционные товары, пользующиеся устойчивым спросом, и, наконец, товары слабые, спрос на которые падает либо неопределенен в ϲʙоих тенденциях. Не имеет значения, о дорогих или дешевых изделиях (услугах) идет речь: важно, что они различаются по степени новизны и тенденциям спроса.[1]
Не стоит забывать, что важный этап планирования - установление цен. Максимум и минимум приемлемой цены определяют при рассмотрении наилучшей стратегии маркетинга по каждому товару, в плане же маркетинговой деятельности определяют прейскурантные (объявляемые для всеобщего сведения) цены, а также скидки и надбавки, на которые следует идти во время переговоров, когда формируются контрактные цены. Стоит сказать, для определения цены имеет первостепенное значение превышение спроса над предложением, затем собственные издержки (не только себестоимость, но и транспортные, страховые, таможенные и иные расходы), а далее цены, предлагаемые конкурентами; затевать, "войну цен" можно только после тщательного анализа того, к каким последствиям она приведет и не вызовет ли опасных убытков.
Объем отчислений на маркетинг по отношению к общему объему продаж - вопрос, который каждая фирма решает самостоятельно, исходя из опыта конкурентов и соображений о том, какую роль играет деятельность службы маркетинга в достижении поставленных целей фирмы. Готовых рецептов на все случаи жизни нет, общим же правилом будет то, что чем менее "серьезен" и более "массов" товар, тем большими должны быть отчисления на маркетинг (изучение рынка, формирование товарного ассортимента, товародвижение, реклама и стимулирование сбыта). Правильное распределение выделенных средств между данными отделами службы маркетинга требует анализа как опыта конкурентов, так и собственной практики. По сути, оно идет методом проб и ошибок (по϶тому вредно как придавать ошибкам трагическое значение, так и упорствовать в них).[18,19]
Процедура планирования должна представлять собой диалог между высшими уровнями руководства, занятыми стратегическими проблемами, и низшими, решающими тактические задачи. Высшее руководство не может предусмотреть все частные ситуации на рынках, от которых оно к тому же и отделено в пространстве, однако такой предусмотрительности от руководителей такого ранга и не требуется. Стоит заметить, что они обязаны исключительно помнить и учитывать в ϲʙоей работе частные идеи и планы низших руководителей и оперативных работников, поскольку данные идеи и планы обычно хорошо отражают сильные и слабые стороны местных условий торговли и вообще рыночной деятельности (реклама, продвижение товара и т. д.). Непрерывность диалога, побуждение низших руководителей к инициативным предложениям, эффективное вознаграждение за такие предложения - действенный путь к оптимизации отношений между разными уровнями руководства. Между прочим (хотя ϶то и не относится прямо к процедурам планирования), многие фирмы устраивают многодневные "экскурсии" для работников центрального управленческого звена за границу, где люди знакомятся с работой сотрудников иностранных филиалов фирмы, в неформальной обстановке проникаются спецификой работы на данном рынке, лучше начинают понимать трудности и запросы людей, работающих в филиале. Стоит сказать, для руководителей же маркетинговых служб и маркетинговых подразделений считается обязательным хотя бы один раз в год побывать в иностранном филиале фирмы, ɥтобы воочию, а не по бумагам ознакомиться с состоянием дел. Той же цели (откровенные беседы и обмен мнениями в неформальной обстановке с высшим руководством) служат и периодически созываемые конференции сотрудников иностранных отделов.[23]
Процедура планирования представляет собой не линейный, а кольцевой, циклический процесс. Составлением плана маркетинга она отнюдь не ограничивается. Принятый наверху план должен иметь возможность изменяться в ϲоответстʙии с поступающими снизу данными, корректироваться в ϲоответствии с реальностями внешней среды маркетинга.[7]
1.3.Необходимость стратегического подхода к планированию маркетинга
Общепризнанным будет положение о том, что в условиях развитого рынка разработка и применение стратегии маркетинговой деятельности - одна из важнейших функций руководителей фирм высшего звена. Без стратегического подхода к ϲʙоей деятельности фирма уподобляется кораблю без рулевого.
Стратегия - ϶то генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения главной цели (целей). Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что фирма получает единое направление действий. Исходя из указанного, смысл и особенности стратегического планирования состоят, видимо, в следующем [8]:
Важно понимать - оно сдерживает стремление руководителей к максимизации текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач.
Ориентирует руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений внешней среды, чем на реагирование на уже происходящие изменения.
Позволяет руководству фирмы установить обоснованные приоритеты распределения ресурсов, наметить конкретные цели и мобилизовать все ϲʙои ресурсы для их достижения.
Постоянные элементы процесса стратегического планирования, не теряющие ϲʙоей значимости при любом изменении его методологического инструментария, - ϶то формулирование целей, оценка состояния внешней среды и уровня конкурентоспособности собственных позиций, распределение ресурсов, составление конкретных планов и программ действий.[13]
Оценка эффективности стратегических позиций фирмы на рынке осуществляется на базе следующих основных критериев:
контролируемая доля рынка фирмой и относительный уровень ϶того контроля по сравнению с главными конкурентами;
возможность полного использования в данном стратегическом сегменте ключевых факторов маркетинговой и в целом общехозяйственной деятельности (доступ к источникам сырья, энергии, дешевому кредиту, технические и производственные возможности, эффективные каналы сбыта и др.);
общие перспективы развития отрасли, в рамках которой намечается осуществление реализации стратегии (стадия жизненного цикла, перспективы ее технико-экономического развития, стабильность номенклатуры производимой продукции, уровень (интенсивность) конкуренции, возможность ее "омоложения").
Основные причины неудач стратегического планирования экспортного маркетинга и хозяйственной деятельности фирмы в целом объясняются следующими обстоятельствами [5]:
недопониманием сути стратегии: в чем состоит ее важность;
нечетким представлением о месте стратегии в общем процессе фирменного планирования;
слабым знанием технологии выработки стратегии;
неумением добиться такого положения, ɥтобы текущие вопросы решались в ϲоответстʙии со стратегией и были ее составной частью.
Неэффективность планирования в целом, отмечаемая у отдельных зарубежных фирм, порождается такими причинами, как:
недостаточное внимание управляющих к стратегическому планированию в силу того, что актуальность проблем сегодняшнего дня заслоняет долгосрочную перспективу;
смешение исследовательской работы по планированию с самими планами. Чтобы исследование планирования переросло в план, крайне важно принять решения, определяющие основные средства достижения целей и конкретные направления деятельности.
Без ϶того нет плана;
планирование экспортного маркетинга неэффективно, когда решения по важнейшим вопросам планирования принимаются без предварительного определения (выработки) экспортной стратегии или же без учета общехозяйственной стратегии фирмы;
отсутствие ясных, практически достижимых, поддающихся контролю целей. Никакое планирование не может быть эффективным, если не известно точно, каков должен быть конечный результат;
упускается из виду или недооценивается важность условий, в которых осуществляется планирующая деятельность;
определение места стратегии в системе планов фирмы. В случае если стратегия не рассматривается как важнейшая интегральная часть плановой деятельности, она легко может быть представлена как определенная совокупность директив, не связанных с другими элементами планирования;[9]
неэффективное планирование может быть и результатом неудачного формирования хозяйственной политики фирмы в целом. Без ясной и последовательной политики планы приобретают хаотичный, непоследовательный характер;
планирование страдает от недоучета фактора длительности периода (горизонта) планирования. Долгосрочное планирование - ϶то, скорее, не планирование будущих решений, а планирование возможных последствий решений, принимаемых в настоящее время;[2]
неспособность правильно оценить текущую или будущую ситуацию с позиции проявления критических и/или лимитирующих факторов.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что с учетом вышесказанного стратегическое планирование на фирменном уровне включает следующие главные элементы: постановку стратегических, т. е. крупных целей принципиального характера; оценку ресурсов и возможностей фирмы; анализ тенденций во внешнем (рыночном, технологическом, социальном, политическом) окружении; оценку альтернативных путей деятельности и определение стратегии на перспективу; подготовку детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценку и контроль на базе определенных критериев в свете намеченных целей и поставленных задач.
1.4.Структура плана маркетинга и последовательность его разработки
Иностранные специалисты так формулируют конечные цели планирования:
координация усилий большого числа лиц, чья деятельность взаимосвязана во времени и пространстве;
определение ожидаемого развития событий;
готовность к реакции на изменения, когда они произойдут во внешней среде;
сведение к минимуму нерациональных действий при возникновении неожиданных ситуаций;[17]
обеспечение четкого взаимодействия исполнителей;
сведение к минимуму конфликтов, вызываемых неправильным (или различным) пониманием целей фирмы.
Обратите внимание, что в ϶том перечне нет требования "обеспечить выполнение плана", хотя планирование и будет сутью маркетинга: выполнение плана обязано автоматически следовать вслед за тем, когда указанные в списке цели достигнуты с помощью плана маркетинга. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в маркетинге планирование отнюдь не ϲʙодится к тому, ɥтобы обозначить на бумаге желательные цены. Планирование в маркетинге - ϶то непрерывный циклический процесс, имеющий ϲʙоей целью приведение возможностей фирмы в наилучшее ϲоответстʙие с возможностями рынка, сформированными в результате следующих направленных действий фирмы, а также приведение возможностей фирмы в наилучшее ϲоответстʙие с такими факторами рынка, которые не поддаются контролю фирмы.[20]
В план маркетинга обычно включаются:
- краткосрочные и долгосрочные цели фирмы;
- результаты прогнозирования рынков;
- маркетинговые стратегии деятельности фирмы на каждом рынке;
- инструменты реализации маркетинговых мероприятий;
- процедуры контроля выполнения плана маркетинга.
План должен обеспечить работу фирмы в современном динамичном, непрерывно изменяющемся и чрезвычайно склонном к нововведениям мире.
Поскольку многие исходные данные (в частности, результат прогнозирования) имеют вероятностный характер, то план маркетинга будет не "законом", а гибкой программой действий, для чего он имеет не один "жесткий" вариант, а как минимум три: минимальный, оптимальный и максимальный.
- Минимальный - определяет деятельность при самом неблагоприятном развитии событий,
- оптимальный - при "нормальном",
- максимальный - при наиболее благоприятном.