Файл: Банкротство как фактор оздоровления хозяйствующего субъекта.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Институт банкротства, как элемент рыночных отношений
1.1 Несостоятельность (банкротство), сущность, основные признаки
1.2 Законодательная основа осуществления процедуры банкротства
1.3 Отечественный и зарубежный опыт осуществления процедуры банкротства
2.Осуществление процедур банкротства как фактор финансовой стабилизации экономики
2.1 Методы прогнозирования несостоятельности хозяйственных субъектов
2.2 Характеристика основных процедур банкротства
Закон устанавливает следующие процедуры банкротства для юридических лиц:
- наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом, в процессе которого арбитражный управляющий - лицо, обладающее лицензией арбитражного управляющего, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица и зарегистрированный в арбитражном суде как арбитражный управляющий, должен провести анализ финансового состояния должника с целью определения достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности либо невозможности восстановления платежеспособности должника, созывает собрание заимодавцев, которое решает вопрос о применении определенной процедуры банкротства, утверждения кандидатуры арбитражного управляющего, составляет реестр кредиторов. С момента введения наблюдения приостанавливаются исполнительные производства в отношении должника, а имущественные требования могут быть предъявлены только лишь арбитражному управляющему, сделки по распоряжению имуществом органы управления могут совершать только с согласия арбитражного управляющего, приостанавливается деятельность органов управления должников по вопросам реорганизации, участия в уставном капитале вновь создаваемых юридических лиц, выплате дивидендов, размещении эмиссионных ценных бумаг и т.д. Срок наблюдения от трех до пяти месяцев.
- внешнее управление - действия арбитражного управляющего по восстановлению платежеспособности должника. Период внешнего управления вплоть до двенадцати месяцев и может быть продлен еще на шесть месяцев. В период внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, имевших место на день возбуждения судом дела о банкротстве (текущие обязательства исполняются в общем порядке), прерываются полномочия органов управления должника, снимаются прежде установленные меры по обеспечению требований кредиторов, руководитель должника отстраняется от реализации распорядительных функций.
Внешний управляющий:
не позднее месяца разрабатывает план внешнего управления и представляет его собранию (комитету) заимодавцев на утверждение (план внешнего управления может предусматривать продажу предприятия-должника с целью удовлетворения требований заимодавцев на торгах либо части имущества);
устанавливает размер требований заимодавцев и осуществляет управление предприятием-должником самостоятельно распоряжаясь собственностью должника, однако крупные сделки (свыше двадцати процентов балансовой стоимости активов должника) осуществляет только лишь с согласия собрания комитета заимодавцев;
перед окончанием срока внешнего управления собрание (комитет заимодавцев утверждает отчет арбитражного управляющего перед представлением его суду и решает вопрос о обращении в суд с ходатайством о продлении срока управления либо введении конкурсного производства, если платежеспособность должника восстановлено, то собрание принимает решение о начале расчета с кредиторами;
- конкурсное производство - заключительная процедура банкротства, в процессе которой прекращается производственная деятельность компании, увольняются его сотрудники, реализуется имущество и производятся расчеты с кредиторами, период конкурсного производства год и может быть продлен судом на срок до шести месяцев. С момента введения конкурсного производства:
прекращается мораторий на удовлетворение требований заимодавцев, останавливается начисление штрафов, неустоек, пени и других финансовых санкций по обязательствам должника;
снимаются прежде наложенные аресты, органы управления должника отстраняются от распоряжения имуществом, в случае если это не произошло ранее;
конкурсный управляющий дает оценку имущество должника, формирует конкурсную массу (имущество, изъятое из оборота передается соответствующим органам, жилой фонд - муниципальному образованию), реализует имущество должника, производит расчеты с кредиторами, после чего представляет суду отчет о конкурсном производстве, после чего суд выносит определение о окончании конкурсного производства, являющееся основанием для изъятия предприятия-должника из государственного реестра (определение в десятидневный срок представляется в орган, осуществляющий госрегистрацию);
- положения о размерах, порядке и сроках выполнения обязательств должника либо о прекращении обязательств должника по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Мировое соглашение может быть принято только лишь после удовлетворения требований кредиторов 1 и 2 очереди и подлежит утверждению судом. Утверждения мирового соглашения судом является основанием для остановки производства дела о банкротстве.
На собрании кредиторов право голоса имеют конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением кредиторов, по которым заемщик несет обязательства по возмещению вреда здоровью и жизни. На 1-ом собрании заимодавцев право голоса имеют налоговые и другие уполномоченные органы (на последующих не имеют), представитель должника, представитель работников, временный управляющий право голоса на 1-ом собрании кредиторов не имеют.
Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве:
1. Требования по возмещению ущерба здоровью и жизни людей;
2. Заработная плата, выходные пособия, авторские вознаграждения;
3. Требования заимодавцев по обязательствам, обеспеченным залогом;
4. Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
5. Требования других кредиторов.
Закон дает должнику возможность по собственной воле объявить себя банкротом на основании решения учредителей либо собственника при условии получения письменного согласия абсолютно всех заимодавцев должника, при этом руководитель должника формирует реестр кредиторов (при ликвидации - председатель ликвидационной комиссии), при присутствии хотя бы 1-го письменного возражения должник должен обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом, как и любой из кредиторов.
В случае если должник обладал возможностью удовлетворить требования заимодавцев, однако обратился в суд с заявлением о признании его банкротом (фиктивное банкротство), он обязан возместить вред, нанесенный кредиторам подачей подобного заявления.
Если заемщик стал банкротом по вине его учредителей либо лиц, которые могут давать обязательные для выполнения указания (преднамеренное банкротство), то эти лица несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника при недостаточности его имущества.
Закон устанавливает упрощенные процедуры банкротства:
- банкротство ликвидируемого должника - упрощенная процедура банкротства, при котором сразу открывается конкурсное производство причем, конкурсным управляющим может быть назначен председатель ликвидационной комиссии, а заимодавцам предоставляется один месяц в целях предъявления своих требований к ликвидируемому должнику;
- банкротство отсутствующего должника - суд в двух недельный период принимает решение о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства; при обнаружении имущества такого предприятия в ходе конкурсного производства сумма от его реализации направляется на покрытие судебных затрат, выплату вознаграждения конкурсному управляющему и на удовлетворение требований заимодавцев.
В отношении граждан применяются конкурсное производство, мировое соглашение. Решение суда о признании гражданина банкротом выполняет судебный пристав. Суд имеет право при принятии заявления о признании гражданина банкротом наложить арест на его собственность, в конкурсную массу не может быть включено имущество, на которое по ГПК РФ не может быть обращено взыскание. Требования кредиторов о возмещении ущерба, причиненного жизни и здоровью граждан, сохраняют силу и могут быть предъявлены уже после окончания производства по делу о банкротстве. При повторной процедуре банкротства в течение 5 лет банкрот- гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований заимодавцев по обязательным платежам. Между 1 и 2 производствами по делам о банкротстве должно пройти не менее пяти лет.
В случае если индивидуальный предприниматель признан банкротом, то он не может быть зарегистрирован снова в качестве предпринимателя в течение одного года.
Исковое заявление о признании банкротом фермерского хозяйства может подать руководитель хозяйства с письменного согласия абсолютно всех членов хозяйства, внешнее управление хозяйством вводится судом, в случае если есть возможность за счет реализации урожая, который будет собран, удастся погасить требования заимодавцев, причем, внешним управляющим может быть лицо, не имеющее лицензии арбитражного управляющего Собственность фермерского хозяйства в ходе конкурсного производства может быть продано только по конкурсу, условием которого является сохранение целевого назначения с/х объектов.
Особенностью банкротства страховых организаций является участие в деле Страхового надзора. Продажа имущественного комплекса страховой организации в ходе банкротства может быть осуществлена только лишь страховой организации согласной принять на себя все договоры страхования, согласно которым страховой случай не настал до момента признания страховой организации банкротом.
Очередность удовлетворения требований кредиторов страховой организации:
1. Требования кредиторов по договорам обязательного личного страхования;
2. Требования кредиторов по другим договорам обязательного страхования;
3. Требования других кредиторов-страхователей (выгодоприобретателей);
4. Требования прочих кредиторов.
К рассмотрению дела по признанию банкротом профессионального участника рынка ценных бумаг привлекается ФКРЦБ. Арбитражным управляющим по такому предприятию назначается лицо, имеющие лицензию арбитражного управляющего и аттестат профессионального участника рынка ЦБ, выдаваемый ФКРЦБ.
При банкротстве градообразующих предприятий к участию в деле привлекается орган местного самоуправления, по его ходатайству суд имеет право ввести внешнее управление и продлить его срок. Обязательным условием при продаже имущества такого предприятия является выставление на продажу в 1-ых торгах (по ходатайству органа местного самоуправления торги должны проводиться в форме конкурса предприятие как единого имущественного комплекса).
Признаками банкротства кредитных организаций считается их неспособность в течение месяца удовлетворить требования заимодавцев по обязательным платежам с момента наступления даты их исполнения. Процедуры банкротства кредитных организаций: наблюдение и конкурсное производство. С исковым заявлением о признании кредитной организации банкротом кроме перечисленных выше лиц может Центральный банк РФ. Лицо, назначаемое арбитражным управляющим кредитной организации, должно иметь соответствующий аттестат Центробанка РФ [2]. При банкротстве банков в первую очередь удовлетворяются требования заимодавцев - физических лиц по договорам банковского счета, вклада и обязательства из возмещения вреда. На учредителей банка, виноватых в доведении банка до банкротства, возлагается субсидиарная ответственность. Для исключения кредитной организации из Книги государственной регистрации, включая случаи признания ее банкротом, нужно представить перечень документов, содержащихся в Указании ЦБ РФ N 408-У от 11.11.93[2].
Субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса считаются имеющими признаки банкротства, в случае если не могут в течение шести месяцев с даты наступления исполнения не могут угодить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, а также если сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования. Лицо, назначаемое арбитражным управляющим, помимо лицензии, должно иметь аттестат Федеральной службы в области топливно-энергетического комплекса и опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса. Срок внешнего наблюдения - не более восемнадцати месяцев, при внешнем управление продажа предприятия и части его имущества запрещена. При конкурсном производстве предприятие выставляется на аукцион в виде конкурса единым лотом, причем покупатель должен иметь лицензию на осуществление деятельности по профилю предприятия банкрота, сохранить целевое на значение предприятия и принятие обязательств по договорам энергоснабжения, транспортировки (распределения) газа или же нефтепродуктов.
На действия арбитражного управляющего займодавцы имеют право подать жалобу в суд, в производстве которого находится дело о банкротстве о несоблюдении их прав и интересов, в том числе споры по размеру денежных требований кредиторов, которые суд рассматривает в 2-х недельный период, как и заявления арбитражных управляющих о рассмотрении разногласий, возникших между ними и кредиторами.
До процедуры банкротства могут применяться меры оздоровления предприятий и предупреждения банкротства, к примеру, в виде санации (предоставление финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и обязательных платежей собственником предприятия, учредителями, заимодавцами), по кредитным организациям (помимо санации, изменение структуры активов и пассивов, организационной структуры), Центральный банк РФ имеет право назначить Временную администрацию, к которой переходит управление кредитной организацией, в срок не более шести месяцев.
Указом Президента N199 от 14.02.96г. установлена обязанность судебных приставов обращать взимание на недвижимое имущество по исполнительным листам только в третью очередь (после не участвующих в производстве имущества и готовой продукции) и уже после уведомления ФСДН и ГНИ, ФСДН имеет возможность возбудить в суде дело о банкротстве компании-должника при получении уведомления[6].