Файл: Банкротство как фактор оздоровления хозяйствующего субъекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Отечественный и зарубежный опыт осуществления процедуры банкротства

Как и в любой другой развитой стране, в России Закон "О несостоятельности (банкротстве)" является одной из составных частей национальной системы банкротства.

Опираясь на результатах анализа сформировавшейся практики и тенденций в исполнении отечественного Закона о банкротстве, мы полагаем, что внесение изменений и дополнений в этот Закон должно способствовать решению задач:

- по совершенствованию правоотношений лиц, участвующих в деле и процессе о банкротстве, обеспечению наиболее результативной системы защиты их прав, а также прав 3-их лиц и недопущению злоупотреблений законном со стороны участников процесса и государственных чиновников при осуществлении процедур банкротства;

- по закреплению в новой редакции Закона о банкротстве положений, которые гарантируют позитивные тенденции формирования абсолютно всех основных составных частей государственной системы банкротства. С целью решения данных проблем Отечественное сообщество независимых специалистов и антикризисных управляющих создало целый комплекс предложений, которые можно обобщенно представить следующим способом.

Для большей защиты законных прав и интересов заимодавцев мы предлагаем:

- увеличить круг организаций, в отношении которых может быть возбуждено дело о банкротстве, за счет некоммерческих организаций (кроме государственных заводов и национальных учреждений), а также расширить Закон о банкротстве положениями о процедурах банкротства полных и коммандитных товариществ;

- не допустить радикальных усложнений для кредитора по процедурам возбуждения дела о банкротстве при одновременном недопущении злоупотреблений со стороны недобросовестных участников хозяйственного оборота;

- конкретизировать несколько положений о моратории во внешнем управлении (уточнение порядка, сроков и размера %, прибавляемых на требования кредиторов в процессе внешнего управления, установление возможности удовлетворения требований заимодавцев в процессе внешнего управления);

- повысить гарантии защиты прав и интересов заимодавцев в случаях не денежной формы погашения их требований в процедурах мирового соглашения, а также установить дополнительную защиту интересов заимодавцев, голосовавших против мирового соглашения, более четко регламентировать права и обязанности 3 лиц в мировом соглашении;


- повысить гарантии прав кредиторов, обеспеченных залогом;

- установить четкую регламентацию подобного способа восстановления платежеспособности должника во внешнем управлении, как возможность проведения дополнительной эмиссии акций; при этом должны быть законодательно защищены законные права и интересы акционеров должника посредством установления их права на преимущественный выкуп акций дополнительной эмиссии.

Для обеспечения законных прав и интересов акционеров (участников), а также собственника должника мы рекомендуем:

- предусмотреть возможность перехода из конкурсного производства во внешнее управление при возникновении реальной возможности восстановления платежеспособности должника;

- дополнить Закон о банкротстве новой реабилитационной процедурой финансового оздоровления должника, при которой акционеры (участники), владелец собственности должника остаются во владении должником при условии одобрения заимодавцами предложенного должником плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, или при условии поручительства перед кредиторами и предоставления надлежащего обеспечения третьими лицами (например, акционерами).

В целях улучшения деятельности банкротских составов арбитражных судов и формирования предпосылок с целью начала процесса формирования в будущем специализированного банкротского суда мы предлагаем:

- внести несколько концептуальных поправок, усиливающих значимость арбитражного суда при создании реестра требований заимодавцев, вплоть до установления порядка, в соответствии с которым при определенных условиях внесение в реестр и исключение из реестра требований кредиторов исполняется только согласно решению арбитражного суда;

- принимая во внимание подготовку новой редакции АПК, установить точные процессуальные нормы, исходя из специфики рассмотрения дел о банкротстве; определить специфику судебных действий при обжаловании решений и определений суда в процедурах банкротства.

Австрия же располагает передовой, разумно структурированной законодательной основой в сфере регулировки административных процессов в банках; обстоятельство, в значительной степени являющееся предпосылкой более чем позитивной статистики банкротств в этой стране.

Существенной особенностью банковского антикризисного менеджмента в Австрии считается присутствие четких законодательных норм, предписывающих минимальный комплекс мер, которые менеджер должен реализовать в целях избежания кризисной ситуации.


Требования, предъявляемые органами государственного надзора (Министерство Финансов, Комитет Финансового Надзора) к кредитным организациям закреплены в законодательных актах (Закон о Банковской Деятельности), а также в подзаконных актах (инструкциях, указах, директивах; в первую очередь директивы №2000/28, 91/308 и 86/635). Анализ позволяет разбить данные нормативные акты на 3 группы:

Нормативы, фиксирующие требования к персональным качествам и профессиональным способностям менеджера (негативный и позитивный каталоги параграфа 5 Закона о банковской деятельности), а кроме того нормативы, фиксирующие требования, предъявляемые к общему порядку реализации административной деятельности в кредитных организациях, в частности, параграф 39 Закона о банковской деятельности определяет минимально необходимый уровень добросовестности менеджера кредитной организации, – Sorgfaltspflicht des Geschaftsleiters.

Нормативы, фиксирующие требования к резервной политике банка, к каким, в особенности, относится параграф 22 Закона о банковской деятельности, и порядок взаимодействия между менеджментом и органами государственного надзора, в особенности в рамках учета и регистрации больших капиталовложений (GVA), такие как параграфы 27 и 74 Закона о банковской деятельности.

Нормативы, фиксирующие минимальные условия, предъявляемые к внутрибанковской системе организации учета и оценки рисков (инструкция КФН с 9 декабря 1998 года).

При неисполнении указанных требований менеджер может быть привлечен к ответственности через суд. Помимо этого, оформление повторных грубых нарушений указанных нормативов может являться основанием для отказа утверждения менеджера Комитетом Финансового Надзора в случае его перехода на руководящую позицию в другую кредитную организацию.

Следует выделить, то что исследование российской практики лицензирования деятельности арбитражных управляющих свидетельствует, что данный подход к регулировке их деятельности себя дискредитировал. Исследование иностранного опыта говорит об отсутствии лицензирования деятельности арбитражных управляющих в подавляющем большинстве цивилизованных государств: одним-единственным исключением считается Англия, но лицензирование деятельности арбитражных управляющих там осуществляют преимущественно независимые (негосударственные) профессионально признанные компании. В связи с этим, предлагается сменить концепцию регулирования процессов развития института отечественных арбитражных (антикризисных) управляющих:


- ввести институт страхования гражданско-правовой ответственности арбитражных управляющих;

- легализировать и наделить правами объединения арбитражных управляющих - саморегулируемые организации (СРО) - в целях предоставления надзора за работой арбитражных управляющих вместе с государственными органами (разработка стандартов работы, стажировка управляющих и т.д.);

- урегулировать процедура регистрации управляющих при арбитражных судах;

- определить непосредственно в Законе о банкротстве требования, предъявляемые к кандидатам в арбитражные управляющие.

Исходя из анализа иностранного и отечественного опыта, мы рекомендуем пересмотреть образовавшиеся в Российской федерации принципы организации системы государственных органов (и их правового положения) при участии в делах о банкротстве и при исполнении контрольных и надзорных функций:

- устранить возможность объединения полномочий государственных органов, как органов, участвующих в деле, с функциями контролирования и надзора за иными участниками процесса о банкротстве;

- при решении вопроса о голосовании представителей государства на собраниях кредиторов необходимо определиться с приоритетом государства при удовлетворении его требований; в том случае, когда государственные органы претендуют на участие в голосовании в собраниях кредиторов, правительство обязано отказаться от своего приоритетного положения и стать в 1 очередь с конкурсными кредиторами.

2.Осуществление процедур банкротства как фактор финансовой стабилизации экономики

2.1 Методы прогнозирования несостоятельности хозяйственных субъектов

Количественные методы диагностики банкротства

Система критериев оценки неплатежеспособности включает в себя в основном классические показатели, массово применяемые в практике финансового анализа и используемые в ряде компьютерных проектов с целью рассмотрения инвестиционных проектов (таких, к примеру, как Project Expert).


Первый из них — коэффициент текущей ликвидности, экономической сутью которого является степень обеспечения ответственности предприятия перед своими заимодавцами. Сопоставляя расчетное значение коэффициента с нормативным, равным 2. Возможно определить, способно ли предприятие рассчитаться по долгам, не допуская обращения взыскания на собственное имущество. В основе этого коэффициента устанавливается способность компании в период отчетной даты покрыть оборотными средствами краткосрочную кредиторскую задолженность, то есть гарантировать защиту кредиторов от большого риска неплатежей.

Коэффициент текущей ликвидности определяет общую обеспеченность компании оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и оперативного погашения неотложных обязательств предприятия. Коэффициент текущей ликвидности обусловливается как отношение фактической стоимости пребывающих в наличии у компании оборотных средств в виде производственных резервов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и других обязательств (итог раздела II актива баланса) к более неотложным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных ссуд и кредиторской задолженности (итог V I раздела пассива) за вычетом долгосрочных кредитов банков, долгосрочных ссуд, прибыли предстоящих периодов, фондов потребления, резервов будущих расходов и платежей:

К 1 = II А / VI п - (стр. 640 + 650 + 660),

где II А – итог раздела II актива баланса;

VI – итог раздела VI пассива баланса;

640, 650, 660 – соответствующие строки пассива баланса.

2-ой показатель — коэффициент обеспеченности собственными средствами, на основах которого устанавливается неплатежеспособность и неудовлетворительная структура баланса предприятия, характеризует его способность покрыть своими средствами требуемые для реализации производственного процесса оборотные средства. При этом оценивается обеспеченность своими средствами на грядущий период при условии, что тенденция изменения текущих активов станет постоянной. Нормативное значение коэффициента равно десяти процентам, что считается минимально возможным уровнем для абсолютно всех производящих отраслей.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяет наличие собственных оборотных средств у компании, требуемых для обеспечения его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог раздела IV пассива баланса) и физической стоимостью основных средств и других внеоборотных активов (итог раздела I актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде незавершенного производства, производственных запасов, денежных средств, готовой продукции, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (итог раздела II актива баланса):