Файл: Банкротство как фактор оздоровления хозяйствующего субъекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На отечественных предприятиях система финансового менеджмента располагается еще в стадии развития. Негативные условия, несогласованные требования налоговых служб, банков, акционеров, вышестоящих учреждений проявляют отрицательное воздействие на данный процесс. Главы компаний обеспокоены главным образом проблемами минимизации налогов, сохранением средств от инфляции. Неплатежеспособные предприятия в первую очередь ищут инвесторов. Неполнотой, бессистемностью страдает и финансово-аналитическая работа – необходимый компонент финансового менеджмента.

Скрытая стадия банкротства. Проведем исследование скрытой стадии банкротства, используя 1 из вероятных формул “цена предприятия”. На скрытой стадии наступает незаметное, в особенности если не налажен особый учет, понижение “цены” предприятия по причине негативных тенденций как изнутри предприятия, так и вне. Стоимость компании определяется капитализацией прибыли по формуле:

V = P * K,

где Р – ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также % по займам и дивидендам;

К – средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) компании (средний %, показывающий проценты и дивиденды, которые нужно выплачивать в соответствии с сложившимися на рынке условиями за заемный и акционерный капиталы);

V – ожидаемая цена предприятия.

Снижение стоимости компании означает понижение его доходности или повышение средней цены обязательств.

Снижение нынешней цены компании проявится явно в показателях доходности и в требованиях банков, акционеров и иных вкладчиков средств. Прогноз ожидаемого уменьшения требует рассмотрения перспектив доходности и процентных ставок.

Целесообразно рассчитывать “цену предприятия” в кратчайшую и долговременную перспективу. Предпосылки будущего падения стоимости компании как правило создаются в настоящий момент и могут быть в определенной степени предугаданы. Хотя в экономике постоянно остается место для непрогнозируемых скачков.

Представленный показатель стоимости не содержит отношения к ценам продаж компаний. За пределами финансовой отчетности остаются основные компоненты потенциала предприятия – кадровый состав, научно-технические заделы, которые обязаны сыграть роль ключевых рычагов оздоровления.

Снижение доходности случается под влиянием разных факторов – внутренних и внешних. Существенная часть внутренних факторов может быть установлена как понижение качества управленческих решений. Существенная доля внешних – как осложнение условий предпринимательства. В последнем случае необходимо иметь в виду, то что общественное благополучие может потребовать ухудшения условий для некоторых видов предпринимательства.


Рост процентных ставок и требований вкладчиков также определяется разными факторами, из числа которых можно отметить инфляционные ожидания, повышение разных видов риска вложений.

Рост стоимости действует подобно росту процентных ставок. Во-1-ых, он создает конкретные инфляционные ожидания, что увеличивает инфляционную часть номинальных процентных ставок и дивидендов. Во-2-ых, рост цен в сырье, материалы, комплектующие изделия, опережающий рост стоимости готовой продукции компании повышает при других равных условиях кредиторскую задолженность, а значит способен потребовать дополнительного кредитования и такого изменения структуры обязательств предприятия, что поднимет среднюю цену пассивов, в том числе и при оплате наличными необходимо иметь в виду стоимость отвлечения средств на текущий счет от прибыльного использования.

Финансовая неустойчивость. На 2-ой стадии начинаются проблемы с наличностью, проявляются многие преждевременные признаки банкротства: внезапные изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах.

Нежелательными считаются внезапные перемены различных статей баланса в любом направлении. Но особую тревогу должны вызвать:

1) старение дебиторских счетов;

2) повышение кредиторской задолженности (внезапное понижение при наличии денег на счетах вдобавок свидетельствует о снижении объемов деятельности);

3) повышение дебиторской задолженности (внезапное понижение также свидетельствует о затруднениях со сбытом, в случае если сопутствуется увеличением запасов готовой продукции);

4) снижение объемов продаж (негативным может быть и внезапное повышение объемов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в следствии последующего разбалансирования долгов, в случае если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; помимо того, рост объемов продаж способен свидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия).

5) разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженностей;

6) внезапное понижение денежных средств в счетах (кстати, и увеличение денежных средств может говорить о невозможности дальнейших капиталовложений);

При анализе работы предприятия извне тревогу должны вызвать также:

1) задержки с предоставлением отчетности (они могут сигнализировать о плохой работе финансовых служб предприятия);

2) конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений и т.д.


Повышенного интереса требуют и предприятия, переживающие резкий рост активности. Они могут стать банкротами из-за неправильных расчетов эффективности, разбалансированности долгов и т.д. Имеются способы подбора оптимальной траектории роста и страхования при неизбежных отклонениях от нее. На практике не обходимо совмещение решения финансовых проблем с процессами стратегического и оперативного управления. Простые подходы применяют матричные способы определения рыночной ситуации и положения фирмы на рынке.

Однако страхование от всех возможных рисков невозможно, и хорошо известно, что высокая прибыль в нормальных условиях граничит с высоким риском.

На стадии финансовой неустойчивости руководство зачастую склоняется к косметическим мерам, например, продолжает выплачивать акционерам большие дивиденды, увеличивая заемный капитал, продавая часть активов, для того чтобы убрать подозрения вкладчиков и банков.

При ухудшении ситуации руководители, как показывает практика, зачастую склоняются к авантюрным методам зарабатывания денег, а порой и к мошенничеству.

Явное банкротство. Предприятие никак не может вовремя выплачивать долги, и банкротство становится де-юре очевидным.

Банкротство проявляется как несогласованность денежных потоков (притока и оттока денег). Предприятие может стать банкротом как в условиях отраслевого роста, даже расцвета, так и в условиях отраслевого торможения и регресса. В обстоятельствах внезапного роста отрасли увеличивается конкуренция, в обстоятельствах торможения и регресса падают темпы роста. Подобным образом, любому отдельному предприятию за темпы собственного роста нужно бороться.

Во всех вариантах предпосылкой банкротства считается неправильная оценка руководителями ожидаемых темпов роста их предприятия, под которые заранее находятся источники дополнительного, как правило, кредитного финансирования.

Объективным выходом в любом случае банкротства является сжатие, если не абсолютное исчезновение компании как ненужного в данной отрасли. По возможности исполняется или неполное, или абсолютное перепрофилирование предприятия, что может быть выгодным при достаточных темпах увеличения других отраслей и подотраслей экономики.

В отечественных условиях недостаточного контроля финансовых и товарных потоков предприятия приобрели особый опыт ложного банкротства. Они реализуют продукцию через дочерние фирмы таким образом, чтобы основная доля выручки осталась на счетах этих фирм; по подложным контрактам уводят деньги в иностранные банки и т.д.


2.3 Программы финансового оздоровления предприятия

Основные направления оздоровления предприятий на базе использования их внутренних резервов, нацеленность антикризисного регулирования на поиск и мобилизацию внутренних запасов дает возможность не только раскрыть возможности предприятия, но и достигнуть результата помощи бизнеса, минимизируя расходы и риск обременения кризисного предприятия новыми долговыми обязанностями в виде инвестиционных вложений.

Основные требования к стратегиям мобилизации внутренних запасов предприятий состоят в том, что они должны:

- гарантировать результативное распределение и применение ресурсов и, на этой основе, стойкое положение на рынке;

- содействовать переходу от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакция на нынешние проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.

Цель исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации – достигнуть компромисса целей администраций регионов и владельцев предприятий, сформировать условия для оздоровления и реформирования компаний, содействующие улучшению их экономического положения, увеличению конкурентоспособности продукции, стимулированию инвестиционной деятельности на основе разработки и принятия реабилитационных и превентивных мер.

Механизмы внесудебного государственного регулирования процессов финансового оздоровления предприятий должны быть нацелены на:

- рост производства товаров народного потребления и товаров производственного назначения, рост валового регионального продукта, характеризующих экономический рост субъектов Российской Федерации;

- обеспечение занятости населения, сокращение численности безработных;

- развитие экономики и промышленности региона;

- подготовку и переподготовку производственных кадров;

- сохранение и поддержание налогоплательщиков, и рост поступлений в бюджетную систему.

Механизмы правительственного регулирования процессов финансового оздоровления хозяйствующих субъектов разных организационно-правовых форм имеют собственные характерные черты, дифференцируется и степень государственного влияния в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций.

Среди указанных возможностей поддержки работы кризисных предприятий со стороны государства колоссальное значение имеют резервы, заложенные в налоговом законодательстве РФ и никак не используемые сегодня ни органами власти субъектов Российской Федерации, ни хозяйствующими субъектами.


Согласно ст. 4 части I НК РФ, «федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправлении издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах» 1. Этим федеральные власти значительно сдерживают полномочия областных и местных властей, хотя этот шаг был ориентирован на устранение вероятных злоупотреблений.

Возможности государственной помощи сужает также и требование ст. 56 НК РФ о том, что «нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера». Данное требование, с одной стороны, ограничило возможности лоббирования льгот для определенных предприятий, однако, с другой стороны, сделало невозможным прямые действия на поддержку проблемных предприятий, предполагая установку конкретных критериев, под которые могут попадать и проблемные, и процветающие компании, не нуждающиеся в помощи со стороны государства.

Тем не менее, часть I НК РФ подразумевает и возможности индивидуальной работы с предприятиями в части изменения сроков уплаты налоговых платежей в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Главой 9 ч. I НК РФ учтены довольно обширные полномочия местных властей: 2

решения об изменении срока уплаты налога и сбора по областным и местным налогам, а также по федеральным налогам, в части сумм, поступающих в региональный и местный бюджет (в случае если федеральное законодательство учитывает перечисление федерального налога в бюджеты разного уровня) получают соответствующие финансовые органы субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований.

Отсрочка и рассрочка могут быть даны по 1-му либо нескольким налогам на срок от одного до шести месяцев с единовременной либо постепенной уплатой сумм задолженности при присутствии хотя бы 1-ой из следующих причин: причинения предприятию вреда в результате обстоятельств непреодолимой силы, приостановки финансирования из бюджета либо оплаты выполненного госзаказа, угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налогов и в случае если производство и/или реализация товаров, работ предприятия носит сезонный характер. НК РФ учтена нулевая ставка процента по первым 2-ум основаниям изменения срока и 1/2 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации по остальным основаниям. Тем не менее «законами субъектов РФ могут быть определены дополнительные основания и другие условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов».