Файл: Мотивация в управлении на примере ОАО «Казаньоргсинтез».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы системы мотивации персонала в организации
1.1. Мотивация персонала в системе управления организацией
1.2. Основные методы мотивации персонала
1.3. Особенности мотивации персонала в России и за рубежом
2. Анализ системы мотивации персонала на предприятии ОАО «Казаньоргсинтез»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ мотивационной деятельности на предприятии
2.3. Организация работы по эффективному управлению мотивацией труда на предприятии
Среди самых распространенных способов материальной мотивации выделяют[7]:
- квартальные, ежемесячные премии, премия за выслугу лет. Основной прирост процента надбавки за выслугу лет приходится на первые годы работы в компании, когда работник эффективно трудится на благо компании и старается максимально реализовать свой потенциал. С другой стороны, есть риск, что спустя 2-3 года сотрудник, по тем или иным причинам, захочет поменять место работы. Наибольшая стабильность наблюдается у персонала, проработавшего на компанию более 5 лет, тем более что к этому времени надбавка за выслугу лет уже составляет серьезные суммы.
- выдача «премий-призов» - денежного вознаграждения, получаемое сотрудником спонтанно за какие-либо успехи. Есть мнение, что эффект неожиданности должен еще больше вдохновить сотрудников, однако это только вносит путаницу, так как работник перестает понимать, почему в одном случае он получил премию, а в другом – нет. По этой причине лучше поставить в известность сотрудников о тех конкретных ситуациях, когда предусмотрена выдача премиальных. С другой стороны, если премия становится атрибутом ежемесячного дохода (к примеру, как у работников промышленных предприятий), то это также слабо мотивирует их на повышение эффективности труда.
- процент от выручки - заработок работника не имеет четко обозначенного предела, а зависит от профессионализма работника и его способности стимулировать продажу товаров или услуг.
- премия за профессионализм. Это поощрение назначается по результатам аттестации, оценивающей результаты работы работника и его соответствие занимаемой должности.
- бонусы могут быть не только личными, но и командными. Командный бонус представляет собой премиальное вознаграждение группы за достижение определенных целей (к примеру, увеличение продаж). При начислении бонусов следует учитывать, что поощрение одного отдела может быть оправдано в конкретных случаях, но для повышения общих показателей этого недостаточно. Все структуры организации, так или иначе, связаны между собой, и поощрение только одной из них может демотивировать другую.
Следует отметить, что при всей эффективности и универсальности денежных поощрений, ограничение только материальной мотивацией не принесет желаемого результата. Члены любого коллектива – это люди с разными жизненными ценностями и установками, к тому же выдачей премий и бонусов способствовать сплочению коллектива достаточно проблематично. Более того, материальные поощрения рассчитываются на основании результатов выполненной работы и могут варьироваться даже у людей, занимающих одинаковое положение в служебной иерархии. Все это нередко вызывает недовольство и мало способствует созданию здоровой атмосферы в коллективе[8].
Во многих случаях просто необходима некая моральная компенсация и уравновешивающий фактор, в роли которого выступают методы нематериального поощрения.
Основная сложность применения систем нематериальной мотивации заключается в том, что для каждого конкретного коллектива необходима определенная корректировка стандартных схем. Существуют общие принципы, действенные в большинстве случаев, однако чтобы мотивация была действительно эффективной, следует подстраивать ее под интересы конкретных работников. Для одного сотрудника весомой мотивацией может служить словесное поощрение начальства, а для другого это выглядит естественным признанием его хорошей работы.
Индивидуализация систем и способов мотивации, конечно же, не представляется возможной, особенно если в подчинении находится большое количество сотрудников. По этой причине многие руководители ограничиваются усредненными моделями мотивации, с учетом того положения, которое занимает работник, и его основных потребностей[9].
Изучив работы многих авторов, мы пришли к выводу, что все виды нематериальной мотивации можно представить в виде рис.1.4.
Виды нематериальной мотивации
Рис. 1.4. Виды нематериальной мотивации
Обучение
Возможность самореализации и творчества
Стабильность и престиж
Фиксация должности
Благоприятные условия труда
Участие в принятии решений
Возможность карьерного роста
Нематериальная мотивация включает в себя системы поощрения, не предполагающие выдачу сотрудникам материальных и наличных денежных средств. Это отнюдь не означает, что компаниям не потребуется вкладывать финансовые средства в реализацию методов нематериальной мотивации. Для серьезных компаний недопустимо наличие субъективных факторов при определении мотивации и механизмов поощрения. Основополагающим принципом должна являться максимальная объективность и прозрачность, а критерии оценок работы сотрудников нужно определить изначально и проинформировать о них. Если механизмы поощрения постоянно варьируются без каких-либо оснований, это будет дезорганизовывать работу сотрудников и вызывать недовольство.
Цель нематериальной мотивации проста: повысить заинтересованность сотрудника в своей работе, которая отразится на повышении производительности труда и, соответственно, на увеличении прибыли компании.
Нематериальная мотивация в виде участия в совместных корпоративных мероприятиях способствует формированию здоровой атмосферы в коллективе, что также отражается на общей работоспособности персонала и на его желании внести свой вклад в общее дело. Однако помимо формального подхода к использованию нематериальной мотивации лишь с целью последующего получения прибыли, многие руководители делают основную ставку на воспитание корпоративного духа в коллективе и на повышение самооценки сотрудников[10].
Методы нематериальной мотивации могут применяться к конкретному сотруднику либо реализовываться безадресно. Практика показывает, что оценка работы, прозвучавшая из уст руководителя, очень позитивно отражается на лояльности и общем рабочем настрое работника. Особенно важна адресная нематериальная мотивация для новых сотрудников, еще не успевших привыкнуть к методам работы руководителя и к коллективу. Поощрение может быть высказано как при личной беседе, так и на общем собрании членов коллектива. Следует учесть, если сотрудники постоянно слышат похвалу в отношении одних и тех же своих коллег, то это никак не способствует повышению заинтересованности в работе. Методами адресной нематериальной мотивации руководителям следует манипулировать очень осторожно, чтобы не создавать неравенства в коллективе.
К безадресной мотивации относится проведение совместных корпоративных мероприятий, а также предоставление различных льгот.
Одним из наиболее эффективных методов нематериальной мотивации сотрудников является социальный пакет, который может включать в себя[11]:
- организацию бесплатного питания;
- медицинскую страховку;
- оплату транспорта и мобильной связи;
- льготные или бесплатные путевки в санаторий по состоянию здоровья;
- возможность повысить квалификацию или пройти обучение за счет фирмы и другие.
К методам нематериальной мотивации также можно отнести создание оптимальных условий труда для сотрудников: установку нового компьютерного оборудования, создание удобных рабочих зон для персонала, улучшение дизайна помещений, установку современных систем кондиционирование и отопления, выдачу спецодежды и пр.
Существует и такое понятие, как командообразование (team-building) – сплочение коллектива посредством совместных поездок в дома отдыха или в санатории, участие в экскурсиях и общих мероприятиях. Презентации и другие акции, направленные на демонстрацию успехов фирмы, также должны проходить с участием членов коллектива для формирования у них чувства сопричастности к общему делу.
В то же время не стоит забывать и о том, что, помимо положительного подкрепления, в практике управления необходимо использовать в определенных ситуациях и негативные методы мотивации.
Для достижения высокого уровня мотивированности персонала необходимо проведение тщательно спланированной и систематически проводимой работы по улучшению производственных взаимоотношений, снижению уровня конфликтности и созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
На основе изучения работ многих авторов можно сделать вывод о том, что виды мотивации очень многогранны и их необходимо использовать для раскрытия потенциала каждого сотрудника и повышения производительности труда. Системы мотивации персонала и стимулирования труда не сводятся только к денежным выплатам, они также включают в себя нематериальное вознаграждение, социальные программы и организационно-психологические способы мотивации, к которым относятся создание благоприятных условий труда, системы контроля и оценки результатов деятельности, определение корпоративных ценностей и установок. Существующие на сегодняшний день механизмы мотивации далеки от идеала, но они действенны и продолжают активно использоваться на практике.
1.3. Особенности мотивации персонала в России и за рубежом
Проблема организации системы мотивации уже долгое время находиться в центре внимания зарубежных компаний. В компаниях США, Голландии, Англии, Германии и других стран работникам доверяют планирование и организацию работ, распределение заработной платы, контроль за качеством, обучение и прием новых сотрудников, наблюдение за состоянием и ремонт оборудования.
Усиление трудовой мотивации в американских компаниях базируется как на финансовых, так и на нефинансовых методах вознаграждения[12].
Широкое распространение в последние годы в американских корпорациях получила система «плата за исполнение», которая подразумевает использование любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в их деятельности. Это выражается в системах гибкой оплаты труда, системе переменной оплаты и др.
Практически все американские компании, помимо системы вознаграждений, предоставляют своим сотрудникам медицинское страхование за счет фирмы, программы повышения квалификации, корпоративные обеды и многое другое[13].
Большое внимание американцы уделяют и повышению квалификации своих работников. Обучение способствует повышению индивидуальной трудовой отдачи и увеличению прибыли компании.
Системы мотивации персонала в западноевропейских странах имеют много общего с американскими принципами управления. В основу «шведской модели» управления и мотивации трудовой деятельности положены принципы высокой социальной защищенности населения, полной занятости и выравнивания доходов.
Одной из основных особенностей мотивации персонала в западноевропейским странах является более широкое, чем в США, распространение партнерских отношений между предпринимателями и рабочими. Так, в странах Западной Европы более широко развиты производственные кооперативы, которые можно рассматривать как самоуправляющиеся структуры, а также государственные предприятия, где работники участвуют в оперативном управлении производством.
В Германии на предприятиях с числом занятых более 100 человек предусмотрено образование так называемых экономических комиссий, состоящих из членов производственного совета и представителей работодателя, которые занимаются решением только экономических вопросов[14].
Если количество работников превышает 500 человек, то на немецких предприятиях могут создаваться наблюдательные советы, право выдвижения кандидатур, в которые имеют производственные советы и высшие производственные организации данной отрасли.
Практика управления немецкими предприятиями показывает, что подобная политика привлечения трудящихся к управлению способствует развитию их трудовой активности, мотивации и, в конечном итоге, улучшению конечных результатов производства.
Заслуживает внимания также система мотивации персонала, применяемая в Нидерландах. Ключевым моментом, определяющим заинтересованность и активность работников, является высокий уровень социальной защищенности, льгот и компенсаций. Руководство фирм, учреждений и организаций имеет право отклоняться от них только в сторону увеличения льгот и компенсаций.
Законодательством Нидерландов установлено также, что при необходимости консультации врача работнику дается два оплачиваемых часа, в течение которых он может осуществить визит к специалисту.
В Японии человек устраивается на работу на всю жизнь. Будучи однажды принятым в компанию, японец остается там вплоть до официального выхода на пенсию[15].