Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
- Группы самопомощи
Создание групп самопомощи относится к тем пациентам, которые могут организовать групповую беседу для обсуждения психических и социальных последствий, связанных с их болезнью без помощи психотерапевта. Людей в группах добровольной самопомощи объединяет общая поддержка, и связанные с болезнью состояния меланхолии, страха, тяжелой депрессии, разрешаются скорее, чем при встрече с врачом, находящемся в постоянном дефиците времени. Группы самопомощи главным образом нацелены на то, чтобы каждому участнику подобного объединения стать более самостоятельным, зрелым и обрести уверенность в себе.
4.4 Тело как знание. Эмоция как проявление. Симптом как знак
Жак Лакан говорил: «Анализ отличается (...) тем, что он высказывает то, что является хребтом моего учения: я говорю, сам о том не зная. Я говорю через мое тело и не знаю этого. То есть я всегда говорю больше, чем знаю». [21]
Тело, как форма невербального общения, всегда говорит больше, чем мы думаем. Это выражается в психосоматических проявлениях, в которых тело в момент напряжения, посредством выхода психической энергии, все берет на себя.
Для психоаналитической традиции тело обозначено двумя параметрами – речью и сексуальностью [22]. Речь, как язык тела, как означающее направленное в форме требования к Другому. Сексуальность как циркуляция психической энергии, редуцирующаяся в теле до своей наслаждающееся части, при избытке которой (энергии) появляется не опосредованное (бессознательное) желание с конечной целью разрядки и получения наслаждения (опять же бессознательного, в отличие от удовольствия, которое переживается на сознательном уровне). В этом отношении – в отличие от тела для медицины, в которой, например, хирург обращается с телом больного как с организмом (без учета наслаждения или языка) - мы имеем дело с телом, вписанным в психоаналитическую традицию как говорящее и сексуальное.
Заметим, что сексуальность тела при психосоматической симптоматике, следует понимать как наслаждающееся тело, тело жаждущее наслаждение через понимание, но делегирующее вместо понимания (например, со стороны) симптом. Именно симптом производится толчком энергии бессознательного, порожденного эрогенными зонами человека и выражающееся либо прямо через действие, либо путем фантазии и речи. В общем, это тот эмоциональный порыв (например, проявляющийся в момент трансфера), который устремлен к недостижимому горизонту осуществления желания, по направлению к аналитику (в процессе трансфера), по направлению к себе (например, в форме агрессии, и появления садистических форм наслаждения), по направлению на любой объект (агрессия или радость в форме жеста, например, поцелуй).
При рассмотрении вопроса о теле как языка, следует определить понятие «говорящее тело». «Говорящее тело» для психоанализа - это не тело из плоти и крови, но тело, которое взято как совокупность означающих. Для понимания вопроса о «говорящем теле» следует представить, например, лицо, лицо в целом, которое образовано линиями, лицо имеющее форму, цвет, определенную рельефность. Вся совокупность подобных означающих и говорит о лице как о «говорящем», также подобная совокупность означающих, которые непрерывно сообщаются между собой, отличает одно лицо от какого-либо другого. Подобное лицо проявляется во всей своей сложности, являясь чем-то иным, чем обыденный суггестивный образ. Лицо, пробуждающее чувство, представляет тело как образ, но когда лицо вызывает неожиданную реакцию (например, непонимания) – предстает телом как означающим. [21]
Терапия как раз и начинается в тот момент, когда аналитик встречается с клиентом, смотрит на его лицо, но не на лицо, как на проявление эмоции при определенном вопросе, на лицо как означающее, посредством которой у самого аналитика проявляется симптоматическая связь с пациентом (например, клиент страдающий от эритрофобии, передает аналитику свой симптом при котором последний бессознательно проводит ладонью по своим щекам). Здесь невербальное проявление тела в форме симптома является двигателем терапии, ядром его смысла. Лицо-означающее, говорит с аналитиком даже больше, чем клиент, неся с собой истину, знание, понимание, разрешение проблематики клиента. Таким образом, тело как означающее – это не тело, которое говорит со мной, но тело, наделенное способностью определять ход терапии путем симптоматического вмешательства с реакцией как со стороны аналитика, так и клиента.
Тело в психоанализе является не только «означающим» и «говорящим», но представлено как нечто большее, как «образ». Образом для тела служит не отражение в зеркале, но образ, посланный извне и подобный моему, образ, который посылает Другой. Другой здесь не является, например, матерью или кем-то из близких. Другой – это любой объект мира, который участвует в формировании тела, любой объект с которым сталкивается человек. Буквально то, что воспринимается человеком вне его тела, то, что приходит извне и конструирует его по своим лекалам. Здесь тело будет любым предметом – часами на руке, обеденным столом, домом в котором живет человек.
Подобно предзеркальной стадии [20] – в которой ребенок познает свое тело в отражении зеркала как совокупность, на самом деле отдельных ощущений – той стадии, в которой собственное Я еще слито с окружающей жизнью, объектом продолжающим человеческое тело – и образует понятие «образа». Следовательно, можно говорит о теле как «образе» в проявлении невербальной коммуникации, как о теле, объединяющем два фактора: во-первых, то, что идет извне, от объекта, помещенного в мир, или другого человека, с которым установлена связь (коммуникативная, симптоматическая, эмоциональная, визуальная и т.д.), во-вторых, то, что вызывает в теле необходимость реакции, то, что способствует проявлению требования как цели наслаждения. В подобном случае тело проявляется как фантазм, как цепочка впечатлений извне, со стороны и ответных реакций по направлению к их источнику.
Тело в психоанализе, как проявления невербального общения, можно рассматривать с трех точек зрения – как синоним наслаждения (лакановское Реальное), как совокупность отличающихся элементов, называемых означающими, которые обуславливают цель направленной эмоции (лакановское Символическое), наконец, как тело фантазма, которое формируется путем отражения внешних объектных отношений (лакановское Воображаемое).
Должное понимание подобной характеристики тела поможет аналитику понять его язык, расшифровать то невербальное эмоциональное послание, которое возникает как симптоматический отклик на терапевтическое вмешательство, как фрустрирующее означающее, действующее бессознательно для клиента, превращенное в Знак как цель благоприятного исхода терапии со стороны аналитика.
Заключение
Из вышеизложенного материала следует вывод, что умение правильно воспринимать и использовать невербальную информацию является важнейшим фактором, который способствует коммуникативным актам, облегчает достижение собеседниками взаимопонимания, создает благоприятные, устойчивые взаимоотношения и определяет шансы для достижения успехов. Средства невербальной коммуникации такой же продукт общественного развития, как и язык слов. Все виды невербальных сигналов находятся в постоянном взаимодействии, иногда дополняя друг друга, а иногда противореча.
Определение эмоциональности через невербальную коммуникацию должно учитывать характер и силу её переживания и непременно включать неврологический и экспрессивный компоненты. Практическое применение невербализации эмоциональности не должно ограничиваться наблюдением преходящих состояний, а иметь в виду устойчивые индивидуальные различия в той частоте, с которой люди находятся в различных эмоциональных состояниях, и эти различия должны анализироваться в соответствии с учетом национальный черт или эмоциональных порогов.
Эмоциональность человека, как проявление высшей нервной деятельности, сложна и междисциплинарна. Невербальная коммуникация напрямую связана с эмоциональностью.
«Психологи личности подсказали пути, по которым эмоции могут соотноситься с другими мотивационными конструктами, такими, как Я-концепция и психологические потребности, и увеличила наше знание о связи аффективных состояний с функционированием личности. Клиническая психология и психиатрия способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопатологии и акцентировали необходимость психотерапевтического анализа эмоций».[17]
Растёт интерес к изучению языка тела, потому что стало очевидным, что невербальные средства связи помогают получить больше информации о состоянии партнера исходя из его физического и психического состояния, узнать точнее об эмоциональном отношении человека к субъекту и объекту деятельности, к которым он обращается посредством коммуникационного акта, и найти самые оптимальные варианты поведения в той или иной ситуации.
Трактовка, понимание и правильное использование невербальных посланий тела — творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям. Всё это служит улучшению качества жизни.
Список используемой литературы
- Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М: Аспект Пресс, 2003.
- Андреева Г.М. «Социальная психология», Издательство Московского университета, 1980.
- Багдасарова Н.А. «Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное» Изд-во МГИМО, 2006.
- Гибш Г. и Форверг М. «Введение в марксистскую социальную психологию». Изд.Прогресс, 1972.
- Изард Кэррол «Эмоции человека». Изд-во Московского университета, 1980.
- Лабунская В.А. и др. «Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. Издательский центр»Академия», 2001.
- Лебедева, Л. В. Социальная психология : учеб. пособие / Л. В. Лебедева.— М. : ФЛИНТА, 2013.
- Пиз Аллан «Язык телодвижений». Изд. Эксмо, 2007.
- «Словарь практического психолога». Сост. С.Ю. Головин», Минск, изд. Харвест. 1998.
- Соловьева О.В. «Обратная связь в межличностном общении». Изд-во Московского университета, 1992.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. МГУ, 1979.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. — М, 2007.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 2006. – 378 с
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2006.
- Фролова Е. А. Декарт и некоторые аспекты концепций человека в средневековой арабской философии // Сравнительная философия. — М., 2000.
- Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — Санкт-Петербург: Питер, 2010.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 2007.
- Кляйн М., Детский психоанализ. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2010.
- Lacan J. Le séminaire // Livre VII: L'Ethique de la psychanalyse. Paris: Edition du Seuil, 1986.
- Zupancic A. Ethics and tragedy in Lacan // The Cambridge Companion to Lacan, edited by Jean-Michel Rabateio Cambridge University Press, 2003.
- Nasio J.D. Cinq leçons sur la theorie de Jacques Lacan. Rivages: Paris: Rivages. 1992.
- Roudinesco E. Jacques Lacan: His Life and Work. / Translated by Bray B. New York, Columbia University Press, 1997.
- Lacan J. The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis / Book XI, trans. Alan Sheridan. London: The Hogarth Press and the Institute of Psychoanalysis, 1977.