Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чарльз Дарвин отмечал («Выражение эмоций у человека и животных». 1872), что мимика «не зависит от расы и культуры и не различается у человеческих существ во всём мире». Следовательно, выражение эмоций у всех народов универсально. Известный американский психолог Пол Экман (и У. В. Фризен) подтвердил утверждение Ч. Дарвина относительно врожденных жестов после изучения выражения лиц представителей пяти различных культур. Психолог обнаружил, что для демонстрации эмоций эти представители использовали совершенно идентичные выражения лиц. Учёный сделал вывод, что такие жесты являются врожденными. [16]

2.2.2 Мимика как проявление эмоциональности

Переживаемые человеком эмоции вызывают работу лицевых мышц, и, наблюдая спонтанные и произвольные мимические реакции, можно с уверенность судить о том или ином эмоциональном состоянии человека. Мимика усиливает эмоциональность словесного содержания и придаёт ему выразительность и силу. Такие мимические проявления эмоций, как радость, гнев, удивление, страх, стыд, презрение, страдание являются универсальными и характерно-типичными для представителей всех народов и культур.

О пребывании человека в состоянии радости можно судить по его губам, территории глаз и лба. Губы в состоянии радости растянуты в стороны (улыбка), уголки губ подняты кверху, рот либо закрыт, либо широко раскрыт, возле глаз собираются морщинки, а на лбу возможны горизонтальные складки. Особенностью выражения радости является улыбка. Чем шире и естественней на лице улыбка, тем больше она показывает выражение искренней радости. При удивлении брови максимально подняты вверх. На лбу горизонтальные морщины-складки, глаза широко открыты. Рот либо приоткрыт либо открыт широко в форме буквы «о» (в зависимости от степени удивления). При сильном удивлении рот открывается максимально и сопровождается широко раскрытыми (выпученными), всё выражение лица показывает непонимание. Для выражения различных чувств человек активно использует брови.

Отрицательные эмоции выражаются общей специфической мимикой: мышцы лица неподвижны, рот приоткрыт (плотно закрыт), уголки губ опущены, глаза раскрыты или прищурены, брови нахмурены либо подняты вверх, на лбу у переносицы вертикальные морщины, глаза тусклые, прикрыты ресницами. Важную отрицательную информацию могут передать глаза, так как взгляд не подлежит контролю и передаёт точную информацию о внутреннем состоянии. При отрицательных эмоциях зрачки расширены (страх) или сужены (гнев, презрение), неподвижны (страдание, апатия). Находящийся в гневе человек имеет нахмуренные брови, напряжённые мышцы лба, собранные в складки, глаза прищурены или широко раскрыты, ноздри раздуты и напряжены, губы плотно сжаты или принимают изогнутую форму углами вниз, либо растянуты в стороны в виде четырёхугольника, так что видны зубы, кожа лица бледная или красная. При сильной форме гнева рот щелеобразно растягивается в стороны, открывая стиснутые зубы, сквозь которые воздух проходит с шипящими или свистящими звуками. Бессильный гнев выражают напряжённо сжатые губы. [6]


Стыд вынуждает человека либо залиться краской, либо закрыть лицо ладонями. Движения глаз либо беспокойны, взгляд либо отведён в сторону, либо потуплен. Брови и губы неподвижны, лицо в оцепенении.

Эмоции страдания делают лицо похожим на маску. На лице застывшая гримаса. Брови сведены к переносице, рот изогнут, углы губ опущены.

Выражающий презрение человек изгибает одну бровь и поднимает её ко лбу; лицо вытянуто; голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз, подбородок вперёд; рот закрыт, уголки губ либо опущены либо правая или левая часть рта приподнята и сведена в сторону соответствующей щеки. Глаза прищурены. При активной форме презрения (отвращения) уголки рта оттянуты вниз с большим напряжением.

Смешанное эмоциональное состояние характеризуется широко открытыми глазами, поднятыми бровями, открытым ртом, приподнятыми уголками губ, взгляд зависит от того, в какой эмоциональности (положительной или отрицательной) находится человек.

2.2.3 Идентификация, эмпатия и рефлексия

Познанию людей в процессе общения способствуют такие механизмы, как идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация (от лат. identifico - отождествление, уподобление) помогает понять другого человека посредством уподобления себя ему[7].

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) помогает человеку понять эмоциональное состояние другого человека посредством сопереживания. При этом состояние другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется.[8]

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – ощущение обратной связи, знание, что партнер понимает моё отношение к нему, как отражённое в зеркале[9].

Интерпретируя невербальные знаки, посылаемые собеседником, надо учитывать следующие обязательные факторы:

а) узнать национальность собеседника (чтобы не ошибиться в различиях жестов).

б) поинтересоваться состоянием здоровья (у заболевших людей меняются взгляд, голос, наблюдается слабость жестов или наоборот наблюдается повышенная возбудимость и эмоциональность)

в) обратить внимание на профессию, уровень культуры, статус, возраст, сочетание невербальных знаков и актерские способности собеседника (многие не ограничиваются только игрой слов, но осуществляют влияние посредством умелого использования невербальных знаков);

г) иметь возможность воспринять невербальные средства общения при физических затруднениях, например, через расстояние и преграды (разговор по телефону и т.п.).


Понимание языка тела (жестов, мимики, пантомимики и др. невербальных сигналов, идущих от партнёра), помогает точнее определить его позицию и тем самым способствовать установлению правильного процесса взаимодействия. Также знание языка тела поможет вовремя изменить собственное поведение для достижения нужного результата.

Глава 3. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека в жизни

3.1 Невербальное общение при деловом общении

Наиболее важным в деловом общении является доверие. Именно на доверии строится сотрудничество, основанное на взаимопонимании и общности интересов. Установление доверительного контакта зависит не столько от сути высказывания, сколько от поведения в момент вербального акта, то есть речь идёт о необходимости самоподачи, самопрезентации.

Контакт-доверие складывается из трех основных компонентов (трёх умений):

- Умение видеть - замечать вербальные и невербальные формы поведения, чтобы понять партнёра и стать понятным ему.

- Умение понимать - предугадывать намерения партнёра по его эмоциональному состоянию посредством «расшифровки» невербальных сигналов, не поддающихся контролю сознания.

- Умение слышать - вслушиваться в слова партнёра, одновременно анализируя его жесты, мимику, интонации, пантомимику.

Важно обращать внимание на дистанционные зоны и соблюдать их. Дистанционная зона – это расстояние между партнёрами. Оно может быть различным в связи с коммуникативными традициями разных стран. Следует помнить, что нарушение привычного расстояния вызывает негативную реакцию (раздражение). Существуют проверенные расстояния дистанционных зон, которые надо знать, чтобы не испытывать затруднений в общении.

- Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может иметь место в спорте, где допустимо телесное соприкосновение.

- Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.

- Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.

- Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей. [14]

3.2 Применение врачом невербальных средств коммуникации в контакте с пациентом


Древние врачи, не обладающие арсеналом современных медикаментозных средств, тем не менее добивались значительных успехов в излечении больных. Понимая значение невербальных сигналов, врачи составляли подробный анамнез, на основе которого получали точный диагноз. Основные невербальные методы успешного врачебного приёма: словесное, мимическое и пантомимическое внимание к пациенту.
В ситуации «пациент-болезнь», когда присутствуют тревога, страх, паника, разумнее всего начинать лечение с психотерапевтического воздействия. Использование психотерапевтом различных невербальных приемов в ходе работы с пациентом существенно расширяет её содержание и улучшает качество обратной связи.

Невербальное поведение практически не поддается контролю, оно спонтанно и поэтому в большей степени отражает внутренние побуждения. Врач должен обладать высоким уровнем развития эмпатии и рефлексии и в своей деятельности пользоваться следующими навыками невербального общения:

1) Визуальный контакт. Глазные реакции непроизвольны, поэтому взгляд сможет сообщить врачу, как тому выстраивать свое поведение.

2) Кинесика (мимика, жесты, поза) 
3) Пространственно-временные компоненты общения (дистанция, место общения, взаимное расположение, время)
4) Внешний вид. Физические характеристики (рост, вес, состояние кожи, лица, рук), вид одежды, причёска, манера одеваться, причесываться. Например, форменная одежда (белый халат) вызывает доверие к врачу. Следовательно, форма одежды сообщает пациенту, что перед ним профессионал, значит, «все будет в порядке».

«Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: а) заражение, б) внушение, в) убеждение, г) подражание»[10]

а) Заражение. Бессознательная, подражающая способность человека поддаваться примеру общего психического настроя. Заражение заразно тем, что люди верят умело распространяемым слухам («сарафанное радио»), повторяемой рекламе, рекомендациям («знакомый знакомого сказал»), и чем правдивее выглядит эта информация, тем в больше она овладевает сознанием людей. Яркий пример общего заражения – участие в финансовых пирамидах.

б) Внушение. Целенаправленное эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого, причем не нуждающееся в доказательствах и логике. Внушение, при котором информация принимается покорно и некритично, называется суггестией. Сопротивление насильственному внушению (воздействию) называется контрсуггестией. Пример: одним из методов внушения являются ссылки на чей-то авторитет, часто используемые в рекламе или в торговле. Ключевые слова для подобного внушения «ученые всего мира доказали», «исследования британских врачей установили», «союз диетологов рекомендует», «доказано, что» и так далее.


в) Убеждение. Является интеллектуальной формой воздействия, направленной на сознание личности путем воззвания к ее собственному критическому суждению. Построенное с помощью логического обоснования, убеждение имеет целью добиться согласия от человека, принимающего информацию. Иными словами, «человек скорее примет то, что как минимум не противоречит, а как максимум подтверждает его собственные установки…»[11]

Пример убеждения: «голос слаб, повысьте голос /У.Черчиль/»

г) Подражание. Воспроизведение поведения, характерных черт и образов других людей. Так как подражание происходит по предложенным образцам поведения, то существуют два вида подражания: конкретный человек или норма поведения какой-либо группы людей. Пример подражания: существуют тысячи подражателей американскому певцу Элвису Пресли и русскому певцу и музыканту Виктору Цою. Эти люди отказались от собственной индивидуальности в пользу своих идолов, детально копируя их, включая внешность, одежду, манеру двигаться и говорить.

Глава 4. Положение тела в психоанализе

4.1 Тело как терапевтический язык

Рассуждая о положении тела в психоанализе, Ж. Лакан скажет «Даже посредством собственного тела субъект произносит речь, которая как таковая имеет отношение к истине. Причем сам он не воспринимает ее как речь, как нечто значимое. Ведь говорит он всегда больше того, что хотел сказать, всегда больше, чем ему известно». [19]

С самого рождения человек сталкивается с фактором недостаточного удовлетворения. Исследования М. Кляйн [18] в отношении младенцев во взаимоотношении с окружением показали, что только одного кормления ребенку недостаточно. Нужно что-то большее. То, из чего сложится фантазм как наслаждение от требования – грудь, голос, отношение со стороны, внимание. Именно на то, что лежит за пределами тела ребенка, он пытается реагировать, реагировать неопосредованно, импульсивно, бесцельно, реагировать именно своим телом, еще слитым с окружающим пространством без различения собственного Я от Другого.

Именно тело, слитое с Другим, не подчиняется удовлетворению потребностей ребенка, так как оно ему еще не дано. Данность ребенку собственного тела (его фантома, иллюзии) будет передана посредством окружения, которое, воспитывая, ухаживая, реагируя на импульсивное проявление его побуждений, сформирует его Я, проведет телесные границы и осуществит акт признания. Первичный нарциссизм, который был до осуществленного акта разделения, та иллюзия единства между желанием и действием (его проявлении путем активности) и собирается через Другого - его голоса, реакции, прикосновений.