Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Периферическая» теория Джемса – Ланге

Из этой теории следует, что эмоции возникают вследствие изменений органических процессов (дыхания, пульса, мимики), то есть эмоции – это совокупность органических ощущений. («Человеку грустно, потому что он плачет, а не на оборот»). [1]

«Познавательная» теория М. Арнольда – Р. Лазаруса

Оценка ситуации вызывает стремление действовать. Переживание эмоции приводит к действию. Например, «мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают». [3]

Биологическая теория П.К.Анохина

Эта теория рассматривает эмоции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат превышает ожидаемый, а несовпадение желаемого с результатом (можно характеризовать как фрустрацию) ведет к отрицательным эмоциям.

Информационная теория эмоций П.В.Симонова

Информационная теория рассматривает сенсорную природу эмоций. Согласно этой теории, эмоция – это отражение мозгом человека (и высших животных) величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

Теория дифференциальных эмоций Кэррола Изарда

Кэррол Изард определил эмоции как систему с  нейрофизиологическими, нервно-мышечными и чувственно-переживательными аспектами. Он полагал, что источники эмоций - нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны,  нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация). [5]

Исследуя эмоции, Кэррол Изард  установил, что те эмоции можно называть базовыми, которые имеют в своей основе филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных, и выделил признаки базовых эмоций:

1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. [5]

Сам Изард признавал, что некоторые из базовых эмоций, не обладают вышеперечисленными признаками. И, хотя, базовые эмоции определены как врожденные, но по мере взросления практически любой человек может научиться управлять своей врожденной эмоциональностью, то есть трансформировать её по своему желанию. Например, врожденные невербальные сигналы состояния гнева явно демонстрируют готовность нападения на противника (оскал, сжатые кулаки, поза),  но современные люди научились сдерживать свои эмоции и  маскировать их более позитивными.


Теория У. Б. Кеннона

Американский психофизиолог и физиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон в своей работе «Мудрость тела», (1932) отметил, что  «Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями функций ряда органов и систем, подобно пожару, охватывающему организм. Эти изменения функций бывают столь интенсивными. Что представляются подлинной «вегетативной бурей». Однако в этой «буре» есть определенный порядок. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма с окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца  и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. [6]

Теория У. Джеймса

В 1884 г. Вышла статья американского психолога У. Джеймса «Что такое эмоция?», в которой он (а позже Г. Ланге) сформулировал теорию, согласно которой эмоции возникают в связи с изменениями, которые происходят как посредством произвольной двигательной сферы, так и в сфере, не подчиненной сознанию (работа сердца, дыхание, секреция) и то, что человек ощущает при этих изменениях, и есть эмоциональные переживания, передающиеся посредством невербальных сигналов.

Невербальные средства и методы приходят на помощь, когда для точного выражения чувств не хватает слов. Использование невербальных сигналов помогает достичь наиболее глубокого взаимопонимания.

Эмоции присущи человеку с незапамятных времён, и если они сохранились до настоящего момента, то, значит, необходимы современному человеку в целях выживания и совершенствования. От ненужных излишков природа избавляется, как, например, избавила человека от ненужного ему хвоста, но сохранила эмоции, потому что они так же необходимы как зрение, слух или речь. Общение с человеком, лишённого эмоций создаёт большие трудности для взаимопонимания, так как информация, переданная только словами (не окрашенная эмоционально), не способствует пониманию смысла.

В современном мире умение распознать характер человека по невербальным сигналам, вытекающим из его эмоциональности, принимает важное значение для правильной оценки и выработки нужного поведения, что повышает эффективность общения. Даже когда человек по какой-то причине не владеет словами, его намерения «выдают» сигналы тела: выражение лица, мимика, жесты, позы. Невербальные посылы в общении помогают понять, что общающиеся скрывают за словами. Иногда правильно выстроенное поведение может спасти жизнь.


Воспринимая информацию одновременно по вербальным и невербальным сигналам, следует помнить, что невербальный язык менее зависим от сознания и потому более правдив. Если есть подозрения, что информация, поступающая по вербальному каналу недостоверна, то верить следует невербальной.

Понятие невербального общения. Подходы к пониманию вопроса невербального общения в контексте исторического развития

Человечество имеет два вида общения – вербальное и невербальное. Вербальное – процесс обмена информацией посредством речевых средств, таких как голос, речь слово. Невербальное общение — это общение при помощи бессловесного взаимодействия – знаками, мимикой, жестами, позами, и другими телодвижениями. Отношения между людьми зародились в первобытно-общинном строе. На заре человечества люди жили кучно, стадами, в племенных сообществах, и чтобы сохранить человеческий род как вид, люди ощущали потребность контакта друг с другом для лучшего взаимодействия в условиях выживания. Так появились невербальные методы общения.

Невербальные средства общения напрямую сообщают о чувствах (эмоциях) собеседника. Среди невербального способа общения выделяются основные:

1. Жесты, мимика, пантомимика

2. Паралингвистика или просодика (изучение передачи смысловой информации путем совместного невербально-вербального акта)

3. Проксемика (изучение пространства и времени как важного компонента знаковой системой общения)

Невербальному (бессловесному) общению, как кинесическому способу обмена информацией, помогало не только использование языка тела, но и всех органов чувств. С появлением речи невербальное общение не исчезло, а укрепилось, так как стало дополнительным средством к словесному общению. Люди расселялись по планете, а это ещё больше способствовало укреплению невербальных коммуникационных связей как необходимое дополнение к словесному общению.

Особое значение в общении первобытных людей имели эмоции. Они дополняли движения тела, выражая дружелюбие, агрессию, страх, удовольствие, радость, горе, давая таким образом оценку происходящим событиям.

Ко времени созревания речевого аппарата и создания словесного общения невербальная коммуникация (паралингвистика) достигла высокого уровня, который сохранился до настоящего времени. Невербальное искусство общения – главное достижение человечества. Не все умеют общаться словами в силу разных причин, тем более не все умеют владеть красноречием, есть люди, которые по той или иной причине не пользуются словами, но общаются невербально-коммуникативно, потому такое общение естественно, непроизвольно и не поддаётся контролю со стороны сознания.


Человечеству невозможно прожить без общения. Процесс обмена результатами психической и духовной деятельности постоянен и актуален, особенно в современном мире, и большую роль (если не главную) в этом обмене играют человеческие эмоции.

«Невербальное общение – наиболее широкое и абстрактное понятие. Невербальное общение – это средство передачи информации, организации взаимодействия, формирования собственного образа, представления о партнере, осуществления влияния на другого человека невербальными средствами. Невербальное общение в понимании социальной психологии влечет за собой изменения в когнитивной и эмоциональной сфере личности в области отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям»[2]

Общение посредством невербальных форм было основным средством коммуникации у первобытных людей. Их быт, условия существования, отсутствие вербальных средств общения, но необходимость контакта для выживания рождали и укрепляли невербальные способы общения. С появлением и использованием речи невербальный язык не исчез, а стал необходимым дополнением к словесному общению и даже украшением повседневной жизни.

К примеру, невербальный язык успешно использовался в Древней Греции в спектаклях древнегреческого театра масок. Для показа эмоционального состояния персонажей актёры надевали маски, изображающие основные человеческие переживания: радость, гнев, отчаяние. По ходу действия маски периодически менялись, что создавало впечатление живой текучести изображаемого действа.

Древние учёные и философы придавали большое значение невербальным средствам общения и подробно описывали в своих трудах искусство владения невербальным языком: мимикой, жестами позами. Древние ораторы с большим мастерством использовали невербальные методы для привлечения внимания во время своих выступлений. Древнегреческие ваятели придавали своим скульптурам живописные позы, что также привлекало внимание и способствовало воспитанию чувства прекрасного.

Реалии современного мира вызывают к жизни новые средства невербального поведения, такие как хронемика или понимание и использование времени, а также личностное образование, наделенное когнитивно-регулятивной функцией.

Вербальное и невербальное поведение отличаются друг от друга, но на практике их трудно выделить в две самостоятельные категории, поэтому разделение двух главных видов общения принято считать условным. Невербальное общение настолько дополняет и усиливает вербальное общение, насколько противоречит ему и ослабляет.


Изучение языка тела в исследованиях

Исследованием невербального поведения (изучение «языка тела»), занимался английский натуралист, путешественник и учёный Чарльз Дарвин. Свои наблюдения и выводы Дарвин изложил в работе «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованной в 1872 году. На идеи Дарвина опираются исследователи и психологи всего мира и в настоящее время.

«Язык тела» (телодвижений) в 70-х годах 20 века тщательно изучал австралийский писатель Аллан Пиз (мистер «язык тела»). Свои исследования он изложил в книге-бестселлере «Язык телодвижений». Автор утверждает, что каждый человек воспринимает 7% информации вместе со словами, остальные 97 % - с помощью невербальных сигналов. [8]

Изучением «языка тела» занимались и другие исследователи. Большую работу в этом направлении проделал психолог Альберт Мейерабиан. Его открытие о передаче информации, изложенное процентно, стало классическим примером при определении невербальных критериев. Так, Мейерабиан установил, что передача информации происходит: за счет вербальных средств на 45% (слов – 7%, звуки, включая тон голоса и интонацию – 38%), за счет невербальных средств на 55%. [17]

Рэй Бердвистел, американский антрополог, наблюдая жизнь индейского племени «ктунаха», заметил, что поведение членов племени, владевших английским языком и общающихся на нём, отличалось от поведения сородичей, которые общались посредством родного языка. Это наблюдение натолкнуло Бердвистела к изучению языка телодвижений. Это исследование позже легло в основу науки кинесики. [10]

Здесь интересно вспомнить об особенностях отношения к телу представителей «белой расы» (европейцев) и представителей «жёлтой расы» (восточных народов). Европейцы относятся к своему телу отстранённо, как к чему-то «рядом» и отрицают связь психического состояния и физического, то есть практикуют форму «я и тело». Восточные народы не разделяют «я» от тела, их формула жизни – я есть моё тело, то есть психическое (эмоциональное) состояние личности и его тела тесно взаимосвязаны.

Современные учёные в области социальной и общей психологии [В.А. Лабунская, К.В. Судаков, Н.А. Багдасарова и др.] продолжают изучать особенности невербальной коммуникации как прошлого века, так и нынешнего. Эта тема (единение и различие вербальности и невербалики) интересует и учёных психолингвистов и лингвистов [Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов, СВ. Воронин]. В связи с новыми исследованиями появилась новая наука - «невербальная семиотика», изучающая систематику невербального поведения человека.