Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
Содержание
Введение
Глава 1. Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития
- Понятие эмоций. История изучения эмоций
- Теории изучения эмоций
- Понятие невербального общения. Подходы к пониманию вопроса невербального общения в контексте исторического развития
- Изучение языка тела в исследованиях
Глава 2. Изучение кинесики и физиогномики в целях применения их на практике
-
- Кинесика
2.1.1 Кинесические каналы связи
2.1.2 Язык жестов
2.1.3. Интернациональная жестикуляция
- Физиогномика
- Исследование и изучение физиогномики
- Мимика как следствие эмоциональности
- Идентификация, эмпатия и рефлексия
Глава 3. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека в повседневной жизни
- Невербальное общение при деловом общении
- Применение врачом невербальных средств коммуникации в контакте с пациентом
Глава 4. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека в контексте психоаналитической практики
- Тело как терапевтический язык
- Психосоматика. История и развитие
- Психотерапевтические средства в преодолении психосоматического расстройства. Методики
- Тело как знание. Эмоция как проявление. Симптом как знак
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Эмоциональность человека характеризует его душевные свойства и выражается эмоциями. По своему роду эмоции разнохарактерны и зависят от темперамента человека. Известны четыре типа темпераментов (холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический), следовательно, по проявлению индивидуальной эмоциональности можно определить характер человека и в соответствии с этим построить с ним правильные и полезные отношения.
Эмоциональность любого человека показывают его телодвижения, мимика, жестикуляция, то есть невербальные сигналы, посылаемые телом бессознательно. Если словами (вербальность) можно скрыть истинные намерения, то невербальные сигналы раскрывают о человеке правду. Тот, кто владеет языком невербальных сообщений, всегда сможет выстроить нужное взаимодействие с собеседником.
Ни один человек не может изменить врождённые сигналы тела. Истории известны случаи, когда некоторые люди во имя доминантной цели неимоверным усилием воли смогли удерживать невербальное движение тела. Например, легендарный революционер Камо не допустил расширение собственных зрачков (невербальность) во время испытания болью и изобразил полную бесчувственность тела, но такое бывает чрезвычайно редко и кажется вымыслом, потому что невербальные движения не зависят от сознания и желания человека.
Умение читать невербальную информацию и применять её на практике (в дополнение к вербальному поведению и без него) может предоставить истинную информацию о собеседнике.
Например, положить на плечо горюющего человека руку – невербальный знак сочувствия и расположения, даже если этот жест без слов. Бывает, что в разговоре жесты противоречат сказанным словам, но человек неосознанно доверяет информации от невербального сигнала (жест) и не доверяет вербальному (слово).
Эмоциональность отражает внутренний мир человека и выражается невербальными сигналами тела. На этом основана психотерапия – наблюдательность врача за невербальным поведением пациента является одним из компонентов позитивного лечения. Психоматические заболевания успешно лечатся, если врач внимательно следит за невербальной сигнализацией тела и, зная о взаимосвязи души и тела, соответственно выстраивает метод лечения. Деловое сотрудничество приведёт к положительному результату, если партнёры на основе невербальной подачи информации построят доверительные и выгодные отношения.
Невербальные отношения, основанные на индивидуальной эмоциональности человека имеют неоценимое значение в повседневной жизни.
Данная работа имеет целью подробно исследовать невербальные проявления эмоционального состояния человека на материале, раскрывающем основные системы невербальной коммуникации.
Глава 1. Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития
Для рассмотрения вопроса невербального проявления эмоциональных состояний человека, следует определить понятие эмоции, рассмотреть ее функцию, виды, проследить историческое развитие данного понятия в контексте разных эпох.
Понятие эмоций. История изучения эмоций
Эмоции (от лат. Emavere - потрясаю, волную) – реакции высшей нервной деятельности человека на действие внешних и внутренних раздражителей. Эмоции имеют ярко выраженную субъективную окраску и представляющие все виды чувств. [1]
Совокупность человеческих эмоций называется эмоциональностью. Эмоциональность выражается субъективным психологическим состоянием и отражается в форме переживания и отношения человека к миру и обществу.
«Эмоциональность» – свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента – впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью сферы мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения»[1]
В первом веке до н.э. римский поэт и философ Тит Лукреций Кар в своём основном труде - философской поэме «О природе вещей» говорил, что чувства и эмоции, ощущения и восприятия человека играют большую роль в познании им природы. Чувства и эмоции – это орудие мысли, без которых невозможно познание окружающего мира.
Существует многообразие эмоциональных проявлений, но среди них выделяют четыре основных вида – это эмоции гнева, радости, тоски и страха. Если положительные эмоции людьми приветствовались и поощрялись, то отрицательные эмоции вызывали раздумья над их происхождением и вынуждали людей искать способы их предотвращения и лечения.
В древнейшей книге человечества «Библии» описан пример психического расстройства у вавилонского царя X халдейской династии Навуходоносора (605—562 до н. э.), который семь лет пребывал в состоянии тяжёлой депрессии и избегал общества людей. [6]
Отец медицины Гиппократ изучал эмоциональные нарушения и описывал их, например, он заметил, что в зависимости от эмоционального состояния работа сердца у человека может иметь до 60 оттенков. Состояние тоски, печали и тревоги Гиппократ назвал «меланхолией». [7]
Считалось, что меланхоликам покровительствует планета Сатурн, а в древнем Египте существовал храм Бога Сатурна (ныне музей), молитвы в котором помогали излечиться от меланхолии.
Врачи древнего Египта заметили, что многие заболевания, в том числе психические расстройства, имеют в своей основе эмоциональные нарушения, и лечили больных с помощью заговоров и гипноза: тексты подобных магических заговоров описаны в папирусе Эберса, а гипнотические методы изложены в так называемом «папирусе гностиков» (II век). [15]
В книге «Премудрости Иисуса сына Сирахова» (около 290 г. до н.э.) автор подчёркивал, что лечить должно не только тело, но и душу, так как отрицательные эмоции истощают душу, разрушают тело, ввергают его в болезни и приводят к преждевременной смерти. Поэтому автор советовал всеми возможностями избегать тоски и печали.
Из гомеровской «Одиссеи» известно, что дочь Зевса Елена угощала гостей напитком «непентессом» - своего рода антидепрессантом. Зелье готовилось из травы «непенф» (трава забвения), происходящей из Египта и считавшейся лекарством от грусти.
Средневековый персидский учёный, философ и врач Ибн-Сина (на западе Авиценна) в своём фундаментальном труде «Канон врачебной науки» описал эмоциональные расстройства и привёл рекомендации по их излечению.
В 1621 году английский священник, писатель и учёный написал трактат «Анатомия меланхолии», где приведено описание всех видов и проявлений меланхолии (по данным XVII века).
В том же 17 веке французский философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт, изучая человеческий мозг, пришёл к выводу, что за эмоции «отвечает» шишковидная железа, хотя современные учёные считают, что Декарт преувеличил значение этой железы в возникновении эмоций. Кстати, Декарт был сторонником дуализма и считал тело и душу самостоятельными субстанциями. [15]
Ошибочность мнения Декарта давно была эмпирически установлена ещё в древнем Китае. Связь тела и эмоций была неоспорима, и это обстоятельство использовалось в древнекитайском судопроизводстве для определения вины. Во время судебного разбирательства подозреваемому давали подержать во рту горсть риса. Если после прослушивания рис во рту оставался сухим, то подозреваемый считался виновным, так как считалось, что сильное эмоциональное напряжение вызывает прекращение деятельности слюнных желез, а это доказывает связь эмоций с работой желез внутренней секреции.
В средние века люди жили в условиях крайне неустойчивого равновесия, из-за слабости экономики и техники любой неурожай мог привести к катастрофе, поэтому люди жили в состоянии постоянной угрозы голодной смерти. В настроении людей господствовали отрицательные эмоции, что находило отражение в искусстве. Например, великие художники средневековья Альбрехт Дюрер (в 1514 г.) и Лукас Кранах Старший (в 1532 г.) изобразили в своих одноимённых работах «Меланхолия» аллегорическое состояние печали и страха.
Французский учёный-биолог Жан-Батист Ламарк в своём труде «Философия зоологии» (1809 г.), рассматривая законы эволюции, определил, что эмоции человека зависят от внешних причин (физические раздражители) и от внутренних (умственные процессы). [15]
Чарльз Дарвин в труде «Выражение эмоций у человека и животных» подчеркнул, что среди эмоциональных проявлений человека и животных есть сходство, и эмоции человека есть инстинктивные формы поведения, заимствованные им у животных.
Теории изучения эмоций
Рассмотрим различные теории по отношению к возникновению эмоций.
Биологическая
Чарльз Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, при которой эмоции рассматривались как рудимент инстинктивных действий, сохраняющих биологический смысл для особей не только своего, но и других видов, то есть в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух.
Теория Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд, в своей первичной теории (первая топика), считал, что эмоции возникают от избытка психической энергии в мозге, а возникает эта энергия посредством активности подсознания (либидо). Активность подсознания объясняется тем, что мотивация запускается сигналом из внутренней среды организма (внешним фактором). А ткани организма для мозга такая же внешняя среда, как и окружающий мир.
Психоанализ
Психоанализ основывался на центральном понятии взаимоотношениях врача и пациента – «перенос». У Фрейда понятие «переноса» означало, что пациент подсознательно переносит на врача свой болезненный опыт детства, который он, например, приобрёл в общении с родителями (матерью или отцом). Дальнейшее накопление психоаналитического опыта показало, что изображённые пациентами образы родителей определяются его собственными домыслами, которые скрывают истинные личностные конфликты. На это всегда следует ориентироваться при проведении лечения, чтобы исключить прямолинейный подход в оценке состояния пациента в связи, например, с некоммуникабельностью в отношениях с людьми. Болезнь – симптоматика проблемной ситуации раннего опыта и отношений в семье.
Исследователи вышли за рамки чистого психоанализа для объединения глубинно-психологического подхода к соматическому заболеванию с естественнонаучной потребностью медицины.
Рассмотрим различные теории.
Теория «Психофизиологический параллелизм» Вильгельма Вундта
Вильгельм Вундт исследовал, что изменения психических состояний протекают параллельно движениям, но подобные движения Вундт считал лишь следствием чувств. По Вундту, возникающие в сознании человека эмоции вызывают определенные мимические движения соответствующие эмоциональным ощущениям, например, выпячивание нижней губы вперед при выражении презрения. Это физиологическое проявление тела сходно с движением человека, отторгающим что-то неприятное, попавшее ему в ротовую полость.