Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первым Другим в жизни ребенка, по общению тела с которым он и формируется, является материнским Другим, так как именно мать воспринимает крик как сообщение, который становится для нее Значением. Ребенок, показывая криком свою потребность, катализирует его беспорядочными двигательными реакциями, придающими значение потребности не меньше самого вербального послания. Невербальное сообщение, совмещенное в связке с вербальным, говорит о том, что ребенок пользуется языком как бы на ощупь, подавая сигналы в надежде на их принятие, сигналы которые являются Означающими. Именно подобные означающие и пройдут в связке с любой невербальной активностью через всю человеческую жизнь, так как их применение будет характеризовать проявление потребности.

Последующий, уже сформированный образ тела проявляет свой амбивалентный характер, а именно в форме необходимости (для жизни) и иллюзии (для внутренней жизни, ее предположения).

Ребенок, привнося означающее (в форме метафоризации, т.е. то, что означается) в свою жизнь, всегда оказывается чем-то другим, отличным от потребности в изначальной форме, отличной от интерпретированного сигнала, полученного матерью. Требование со стороны ребенка трансформируется в новую форму – желание, которое является сцепкой требования с означающим. Если раньше потребность была окрашена в первичные, архаические формы, то теперь, когда потребность прошла через стадию обозначения означающим требования, встреча с удовлетворением требования становится для ребенка невозможным. Сформированное желание никогда не достигнет своей цели и не будет должным образом интерпретировано, так как входит в язык, является языком (например, в форме двигательной активности), разбиваясь на тысячу иных форм, которые, становясь искаженными, терпят крушение о субъективную интерпретацию со стороны объекта желания (матери). Примером может служить требование ребенка, что он голоден, требование материнской груди даже в момент насыщения, когда грудь из настоящей, физической переходит в фантазматическую и переживается в момент сна (как указывает Кляйн, мы можем это увидеть по проявлению эмоций на лице ребенка или в форме двигательной активности рта, который напоминает процесс сосания, например, во время сна). [20]

Поэтому тело, как форма проявления языка, всегда оказывается вписанным в язык, соотносясь с Другим, и построенные с ним отношения, определяющиеся посредством означающего.

«Бессознательное структурировано как язык» — такова максима Лакана, в которой говорится о проявлении бессознательного по принципу формирования языка, в данном случае языка тела, которое, выступая в форме желания, посылает сообщение вовне с целью быть понятым. [23]


Подобный опыт ребенка, представленный путем проб и ошибок с различными означающими вписываются в психическую и телесную память, что впоследствии хорошо известно по формам истерии и психосоматическим болезням.

Следует подробнее рассмотреть роль психосоматики вне психоаналитической практики, которую будем трактовать как невербальное проявление эмоций у человека и трактовку данного явления в контексте истории.

4.2 Психосоматика. История и развитие

Психосоматоз (греч. psyche – душа и soma – тело) – психоматические заболевания, проявляющиеся в результате реакций тела на внутренний душевный конфликт и способствующие возникновению патологических нарушений в различных органах[12].

Психосоматозы и сопутствующие им психосоматические расстройства подразделяются на три группы: 1) органические психосоматические заболевания (гипертоническая, язвенная болезни, бронхиальная астма и др.) 2) психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы; 3) психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения (алкоголизм и др. вредные привычки)[13].

В основе психоматического направления в медицине лежит изучение психологических механизмов и факторов возникновения болезней, а также поиск связей между характером переживаемых стрессов и их влиянием на поражение определенных органов в организме. [16]

Практически все органы тела находятся в зоне риска, определяемой генетической предрасположенностью. Любой орган тела напрямую связан с соответствующим отделом мозга, и лечение возникающих психоматозов осуществляется при помощи различных методов психотерапии и альтернативной медицины (транквилизаторы или антидепрессанты).

Пусковым механизмом для включения психосоматических заболеваний являются острые или хронические психотравмы. Степень тяжести заболевания зависит от эмоциональных особенностей той или иной личности, у кого-то заболевание начинается внезапно, у кого-то в связи с длительным накоплением стрессов, то есть, если стрессовый фактор имеет место быть продолжительно и часто, то нарушение работы органов и систем организма может иметь органический и необратимый характер.

Болезнь считается психоматической, когда устанавливается зависимость её возникновения от соответствующих психоэмоциональных факторов. Есть множество болезней, не зависящих от психологических причин, например, простуда, но если слезятся глаза и появляется насморк, когда надо выступать перед аудиторией, то здесь явная психосоматическая зависимость. Если у ребёнка болит живот после переедания пирожными, то это естественная причина, но если живот заболевает перед контрольной, то это психосоматика.


В 50-х годах  американский психоаналитик Франц Александер предложил список из семи классических психосоматических болезней: 1. эссенциальная гипертония; 2. язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; 3. ревматоидный артрит; 4. гипертиреоз (тиреотоксикоз); 5. бронхиальная астма; 6. язвенный колит; 7. нейродермит. С тех пор список психосоматических болезней пополняется[14].

Психоматических реакций организма множество – это повышение и понижение давления, брадикардия и тахикардия сердца (эмоция страха), покраснение и побледнение кожи (эмоция гнева), высыхание и увлажнение слизистых (эмоция стыда) и т.д. Жалобы пациентов на боли и неприятные ощущения в органах при отсутствии объективных признаков их повреждения также имеют психоматическую природу.

Психосоматические расстройства, вызывающие органические болезни, связаны с подавлением эмоций и желаний. Подавление эмоций (сдерживание их внутри себя) способствует возникновению напряжения в мышцах, что нарушает свободное течение физиологических процессов. Эмоции требуют обязательного высвобождения, но так как за эмоциями стоят действия, то к некоторым, например, агрессивности, следует применить технику психоанализа.

Каждая эмоция нуждается в освобождении, иначе, накопившись во взрывоопасную массу, эмоции способны нанести организму значительный ущерб в виде ухудшения здоровья. Например, при потере близкого человека эмоция горя может не выражаться в плаче, крике или в другом активном действии, а оседает в сердце, в котором со временем начинаются физиологические нарушения вплоть до серьёзных сердечных болезней.

Особенно сильно действуют стрессовые ситуации и негативные переживания на физиологические сдвиги в организме детей, поэтому в семье на эмоциональное поведение детей стоит обратить пристальное внимание и не допускать конфликтных ситуаций и проявлений агрессивных реакций. Если у детей имеется наследственная слабость работы того или иного органа, то вероятность возникновения психосоматического расстройства будет особенно велика. Если ребенку систематически говорят «нельзя», то у него может пострадать поджелудочная железа, если ребёнка часто находится в фрустрирующей ситуации, соответственно, как реакция на фрутсратор может возникнуть болезнь носоглотки (ангина и непроходящий ринит).

Разумеется, органическая патология не развивается после одного-двух случаев подавления эмоциональности, но периодическое накопление непроявленных эмоций на один и тот же участок тела, вызовет патологию на уровне клеток выбранного органа.


4.3 Психотерапевтические средства в преодолении психосоматического расстройства. Методики

Термин «Психотерапия» впервые применил английский врач и эксперт по психическим заболеваниям Дэниел Хэк Тьюк в своей книге (1872 г.) «Иллюстрации влияния разума на тело». Одну из глав своей книги он озаглавил словом «Психотерапия». Общеупотребительным термин Психотерапия стал к концу 19 века в связи с развитием техники гипноза. Учение о гипнозе способствовало развитию психотерапии в целом и в первую очередь развитию рациональной психотерапии и психоанализа.

В современной психологической литературе стало общеизвестным определение понятия «психотерапия», данное Штротцка[15]: «Психотерапия - это взаимодействие между одним или несколькими пациентами и одним или несколькими психотерапевтами (прошедшими соответствующее обучение и подготовку) с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими средствами (в том числе путем коммуникации, как вербальной, так и невербальной), с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения».

В психосоматической медицине всё чаще используются так называемые психовоспитательные методики, с помощью которых осуществляется выработка поведения по подавлению нежелательных мыслей и чувств, с обусловливанием представлений и мыслей, благоприятных для здоровья.

Рассмотрим некоторые из них:

  • Суггестивные и упражняющие методики

Эти методики осуществляются при тех видах лечения, которые не направленны на воспоминание негативного, «вытесненного» проблемного опыта пациента, оказывающего на него влияние, но при проведении которых пациенту предлагаются определённые упражнения посредством прямой суггестии осуществляемой врачом в отношении симптоматики больного.

Суггестивные методики оказывают влияние как на внешнее поведение пациента, так на и внутреннее. С помощью определенных фраз и позитивных установок врач оказывает пациенту психическую поддержку и способствуют его внутреннему равновесию. Элементы суггестивных методик незаметно присутствуют во многих врачебных мероприятиях соматического характера, а в психотерапевтической сфере эти методики применяются посредством терапии, например, в виде внушения (например, эффект плацебо). [15]

  • Гипноз

Гипноз, как врачебный метод лечения, зародился в XIX веке и тогда же достиг наибольшего развития. При методе гипноза врач ведёт себя активно, уверенно, доминирует над пациентом, который в свою очередь, пассивен, безволен, и воспринимает от врача подчёркнутое вербальное внушение. В современной психотерапии гипноз используется для устранения острой функциональной симптоматики: рвоту беременных, приступы астмы, кишечные расстройства и др. [15]


  • Телесно-центрированные методики

В 1932 году немецкий психиатр и психотерапевт Иоганн Генрих Шульц предложил использовать аутогенный тренинг - подход к психосоматическим нарушениям через телесное самовосприятие и упражнения по снятию напряжения[16]. С пациентом проводится аутогенная тренировка, направленная на восстановление равновесия гомеостатических механизмов организма, нарушенных в результате стрессов. В результате систематических упражнений пациент приучается вызывать в себе состояние покоя, чувства тяжести и теплоты и дальнейшего телесного и душевного расслабления. Шульц напоминал о том, что контроль со стороны врача и его рекомендации позволяют эффективно повлиять на процесс и развитие состояний ипохондрии и депрессии.

В англоязычных странах распространён аутотренинг «прогрессивной релаксации» Э. Джейкобсона. В основе этой техники лежит соматическое расслабление, которое применяется, например, для облегчения родов.

  • Функциональная разрядка

Функциональная разрядка в лечении сомато-функциональной и психосоматической патологии эффективно способствует не только снятию напряженности пациента, но и опосредованно изменяет его самовосприятие. Пациент, путем осознания определенных частей своего тела, чувствует внутреннюю связь, целостность с другими частями тела. Целью такого лечения является понимание своего Эго («Я») посредством своего же тела. При этом пациенты учатся воспринимать не только себя, но и других участников группы. Такие совместные упражнения помогают раскрепощению и расслаблению, снимают напряжение, учат быть ведущими и ведомыми и использовать невербальные коммуникативные связи в виде прикосновения к себе и к кому-то. Основная методика психотерапии при подобном лечении сопровождается и дополняется особой формой самопознания.

  • Стационарная психотерапия

Замечено, что трудности собственных переживаний путем вербализации у психосоматических больных лучше всего преодолеваются с помощью групповой терапии в стационаре. Важным фактором такого лечения становится нахождение пациента вдали от семьи и работы, а также наличие контакта с медицинским персоналом и с другими больными, находящимися в аналогичном положении. Невербальные методы лечения в виде терапии образами и двигательной терапии, являются наиболее важными при лечении в стационаре. Таким образом, психотерапевтическое лечение в стационаре и продолжающееся после выписки амбулаторно, является специальной формой лечения, направленной на устранение конкретного психосоматического расстройства. Такой метод лечения способствовал успешному излечению и показал удовлетворённость пациента положительными результатами. Разумеется, идеальным может быть то положение, когда начавшиеся в стационаре психические положительные сдвиги закрепляются и развиваются при последующем амбулаторном лечении, которые осуществляют тот же персонал и те же врачи.