Файл: Основные функции в системе менеджмента (Анализ реализации основных функций в системе менеджмента на примере АО «Костромское авиапредприятие»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты основных функций в системе менеджмента

1.1. Понятие и классификация функций менеджмента

1.2. Общие функции в системе менеджмента

1.3. Конкретные функции в системе менеджмента

2. Анализ реализации основных функций в системе менеджмента на примере АО «Костромское авиапредприятие»

2.1. Общая характеристика организации

2.2. Оценка реализации функций организации и планирования

2.3. Оценка реализации функций мотивации и контроля

3. Проблемы реализации функций менеджмента и пути их совершенствования в АО «Костромское авиапредприятие»

3.1. Проблемы реализации функций планирования и мотивации в системе менеджмента АО «Костромское авиапредприятие»

3.2. Мероприятия по совершенствованию реализации функции планирования в системе менеджмента АО «Костромское авиапредприятие»

3.3. Мероприятия по совершенствованию реализации функции мотивации в системе менеджмента АО «Костромское авиапредприятие»

Заключение

Список использованных источников

Процесс коммуникации включает несколько взаимосвязанных этапов: генерирование идеи, кодирование и выбор канала, передача сообщения, декодирование полученной информации. На каждом из этих этапов могут возникать так называемые помехи, искажающие смысл сообщения. Поэтому для эффективных коммуникаций важно обеспечить обратную связь получателя с отправителем.

Современные условия требуют совершенствования системы коммуникаций, а современные технические средства создают для этого большие возможности. Но при этом от заинтересованности и профессионализма конкретных менеджеров зависит создание и использование эффективной системы коммуникаций[33].

Управленческие решения, как и коммуникации, относятся к связующим функциям, без которых невозможна реализация основных.

Управленческие решения часто рассматриваются в качестве основного продукта управленческого труда. При выработке управленческого решения менеджер должен использовать не только свои профессиональные знания, опыт и интуицию, но и современные подходы и методы принятия управленческих решений.

Управленческие решения направлены в будущее и определяют программу действий организации и ее сотрудников, необходимых для решения каких-либо задач и реализации целей организации.

Выводы по главе:

В современной литературе существует множество определений функций менеджмента, отражающих различные стороны и характеристики управленческой деятельности.

Трактовки и классификации могут существенно различаться. Тем не менее, можно сказать, что наиболее распространенным и общепринятым является подход к классификации функций менеджмента на общие функции управления и конкретные функции. Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены спецификой конкретной деятельности управляемого объекта.

2. Анализ реализации основных функций в системе менеджмента на примере АО «Костромское авиапредприятие»


2.1. Общая характеристика организации

Акционерное общество «Костромское авиапредприятие», именуемое в дальнейшем - Общество, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации[34], Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[35].

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Акционерное общество «Костромское авиапредприятие». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: АО «Костромское авиапредприятие».

Место нахождения Общества: Костромская область, г. Кострома, ул. Костромская, д. 120, аэропорт[36].

Свою историю Костромское авиапредприятие начинает с 1944 г. Именно в это время здесь совершил посадку первый гражданский самолёт. С 1954 г. начинаются регулярные полёты пассажирских самолётов по Костромской области и в соседние регионы. Начинается строительство аэропорта. Помимо перевозки пассажиров большое значение приобретает деятельность авиапредприятия по осуществлению хозяйственной деятельности, тушению лесных пожаров, перевозки больных, почты. Расширяется парк авиационной техники. После спада в конце 90-х годов, с 2006 г. закупается новая современная техника, увеличиваются объёмы пассажирских перевозок[37].

В настоящее время аэродром располагает единственной взлётно-посадочной полосой длиной 1700 метров при ширине 50 метров, покрытие асфальтобетон. Это позволяет принимать воздушные суда 3, 4 классов (Ан-26, Ан-72, Л-410 и легче), а также вертолёты всех типов. Аэропорт расположен в северо-восточной части города, расстояние до центра составляет около 8 км.

АО «Костромское авиапредприятие» - стабильная, имеющая многолетнюю историю государственная авиакомпания, специализирующаяся на региональных и внутрироссийских авиаперевозках пассажиров и грузов на самолетах и вертолетах.

АО «Костромское авиапредприятие» имеет парк самолетов и вертолетов позволяющий выполнять весь спектр задач, начиная от VIP-перевозок пассажиров и заканчивая поисково-спасательными работами. Летный и инженерный состав нашей авиакомпании – профессионалы своего дела, имеющие высокую квалификацию и уровень подготовки. Самолеты и вертолеты компании регулярно проходят сертифицированное сервисное техническое обслуживание соответствующее самым высоким стандартам качества и безопасности.  


2.2. Оценка реализации функций организации и планирования

Управление Обществом осуществляется Генеральным директором – единоличным исполнительным органом.

Организационная структура АО «Костромское авиапредприятие» выглядит следующим образом (приложение 1).

Предприятие АО «Костромское авиапредприятие» использует линейно-функциональную структуру управления, функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя.

Руководителю АО «Костромское авиапредприятие» в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений. На предприятии функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя.

Линейная структура управления обладает как преимуществами, так и недостатками. Среди преимуществ можно отметить:

  • в основе этой системы лежит один канал коммуникации — канал между руководителем и подчиненным, а следовательно, исполнитель не должен согласовывать распоряжения, которые исходят от разных органов управления и могут вступать в противоречие друг с другом;
  • богатство распоряжений, получаемых исполнителем, всеми необходимыми ресурсами;
  • персональная ответственность руководителя за результаты принимаемых им решений.

Недостатки линейной структуры управления: к начальнику выдвигаются слишком высокие требования, поскольку управление подразделением предполагает высокую компетентность в тех сферах деятельности, которой занимаются подчиненные.

Основной спецификой деятельности АО «Костромское авиапредприятие» является разноплановость реализации функций, что и определило большое количество функциональных зон в структуре управления.

В соответствии с основной целью предметом деятельности АО «Костромское авиапредприятие» является:

  1. Обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов.
  2. Метрологическое обеспечение;
  3. Обеспечение охраны труда и окружающей среды;
  4. Обеспечение воздушных перевозок;
  5. Техническое обеспечение;
  6. Обеспечение сторонних пользователей горюче-смазочными материалами и спецжидкостями, а также энергетическими ресурсами;
  7. Осуществление капитального строительства, реконструкции, модернизации и ремонта зданий и сооружений, а также осуществление другой строительной деятельности;
  8. Осуществление внешнеэкономической деятельности по вопросам, связанным с организацией и обеспечением технического и коммерческого обслуживания воздушных судов в аэропорту. Осуществление экспортных и импортных операций, а также таможенных операций в качестве таможенного брокера;
  9. Предоставление медицинского обслуживания, скорой медицинской помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, работникам Общества, сторонним организациям и физическим лицам за плату и бесплатно, осуществление фармацевтической деятельности;
  10. Организация гражданской обороны объектов, подготовка к выполнению задач, предусмотренных соответствующими планами и мобилизационными заданиями, обеспечение противопожарной охраны в аэропорту;
  11. Предоставление услуг автотранспорта (спецавтотранспорта), телефонной, телеграфной, телексной, факсимильной и других видов связи, услуг по электротеплоснабжению, техническому обслуживанию, а также ремонту тепловых и электроэнергетических установок;
  12. Осуществление проектной, картографической, топографогеодезической, землеустроительной, научно-исследовательской деятельности, проведение технических, технико-экономических, финансовых, правовых и иных экспертиз и консультаций;
  13. Осуществление в установленном порядке в Российской Федерации и за рубежом рекламы и информационной деятельности, включая производство видео – и кинопродукции, а также издательской деятельности;
  14. Подготовка и переподготовка персонала Общества и других юридических лиц в рамках уставной деятельности Общества;
  15. Осуществление неавиационных видов деятельности;
  16. Оказание услуг по ведению учета военнообязанных, пребывающих в запасе в организациях, находящихся в районе аэропорта;
  17. Осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  18. Осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны в аэропорту;
  19. Оказание информационных услуг;
  20. Предоставление доступа юридическим и физическим лицам к информационным и телекоммуникационным системам;
  21. Осуществление функций службы охраны труда;
  22. Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

Таким образом, в АО «Костромское авиапредприятие» выявлено большое количество разноплановых функций управления, реализация которых не возможна без тщательно выстроенной системы управления и слаженной работы всего персонала.

В настоящий момент по глубине горизонта планирование в АО «Костромское авиапредприятие» подразделяется на текущее и долгосрочное. Текущее осуществляется на 1 месяц вперед. Осуществляется с 25 по 30 число месяца, предшествующего планируемому. Долгосрочное – это планирование на период не более года. Осуществляется ежегодно в период с сентября по ноябрь.

В основе того и другого планирования лежит месячный план. На год составляется двенадцать планов на каждый месяц отдельно.

Между тем необходимо отметить, что составляемый план на год часто оказывается неэффективным, т.к. ожидаемые данные меняются (например, изменение тарифов, цен, которое за год – полгода до этого не планировалось, изменения в законодательстве и т.д.).

Необходимо отметить, что планово-экономический отдел предприятия почти не занимается долгосрочным планированием.

Только раз в год на основе отчетных данных делают прогнозный баланс на перспективу 3 года на основе метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации. Основная причина пренебрежения планированием – недоверие к прогнозным результатам, нестабильность экономики, политические ситуации.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. 

В АО «Костромское авиапредприятие» выделяются четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

  • распределение ресурсов;
  • адаптация к внешней среде; 
  • внутренняя координация; 
  • организационное стратегическое предвидение. 

Распределение ресурсов в АО «Костромское авиапредприятие»:

Данный процесс, включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт. 

Адаптация к внешней среде в АО «Костромское авиапредприятие»: 

Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. 


Внутренняя координация в АО «Костромское авиапредприятие»:

Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности. 

Осознание организационных стратегий в АО «Костромское авиапредприятие» - это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учится на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса. 

2.3. Оценка реализации функций мотивации и контроля

В АО «Костромское авиапредприятие» существует отдел кадров. В состав отдела кадров входит 3 человека: начальник службы, ведущий менеджер по персоналу и менеджер по персоналу.

Обязанность ведения системы мотивации и стимулирования работников АО «Костромское авиапредприятие» лежит на начальнике отдела кадров.

Генеральный директор АО «Костромское авиапредприятие» занимается стратегическим планированием, формированием целей, принятием решений по ключевым вопросам, в том числе по внедрению системы мотивации.

Отдел кадров осуществляет разработку кадровой политики, и в частности стратегию мотивации и стимулирования, а так же процедур осуществления этой политики.

Линейный руководитель отдела кадров применяет стратегии мотивации и стимулирования, собирает необходимую информацию, и осуществляет контроль.

В целях исследования системы мотивации на предприятии был составлен ориентировочный план работы с предприятием АО «Костромское авиапредприятие», который включал следующие основные этапы:

1. Изучение нормативных документов, связанных со стимулированием персонала.

2. Подведение итогов проведенного исследования.

В АО «Костромское авиапредприятие» существует такой документ как Положение по оплате труда и материальному стимулированию работников.