Файл: Основные функции в системе менеджмента (Анализ реализации основных функций в системе менеджмента на примере АО «Костромское авиапредприятие»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты основных функций в системе менеджмента
1.1. Понятие и классификация функций менеджмента
1.2. Общие функции в системе менеджмента
1.3. Конкретные функции в системе менеджмента
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Оценка реализации функций организации и планирования
Нематериальному стимулированию работников, уделяется мало внимания. Это связано с загруженностью руководителей. Больший упор делают на разработку материального стимулирования работников АО «Костромское авиапредприятие», хотя считают, нематериальное стимулирование работников важным аспектом как для самих работников так и для АО «Костромское авиапредприятие».
Каждый руководитель должен осознавать, что основой любого предприятия является мотивированный сотрудник. Конечно, достойная заработная плата играет значимую роль в формировании положительного образа работодателя. Однако не следует забывать и о нематериальном стимулировании работников, которое является мощным фактором, способствующим эффективному выполнению служебных обязанностей, одним из ключевых элементов корпоративной культуры.
Целью нематериального стимулирования является повышение интереса работника к выполнению служебных обязанностей, что в свою очередь влияет на увеличение производительности труда, и, конечно, на увеличение дохода АО «Костромское авиапредприятие».
3.2. Мероприятия по совершенствованию реализации функции планирования в системе менеджмента АО «Костромское авиапредприятие»
Отсутствие последовательности операций, проходящей через все отделы и имеющей своей целью удовлетворении потребностей руководства в инструменте управления - планировании, приводит к отрыву долгосрочных финансовых планов (например, на 1 год) от краткосрочных (месяц, неделя). Краткосрочные планы формируются по своим законам, и имеют целью распределение дефицитных оборотных средств предприятия по направлениям и проектам, руководители которых сумели выбить ресурсы из генерального и его замов. Конечно, сейчас встречаются предприятия, где эта проблема в значительной степени решена, но для большинства из них она продолжает оставаться актуальной.
Многие из причин такого состояния дел в области финансового планирования и контроля, управленческого учета заключаются в недостатках традиционной функциональной организации. К этим недостаткам относятся: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами, внутренняя политическая борьба, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций, размывание ответственности и т. д. Конечно, у функциональной структуры управления есть и свои преимущества, но мировой опыт последних десятилетий показывает, что разрабатываемые стандарты комплексного планирования и управления предприятием (и т. п.) становятся все более ориентированными на процессы. Конечной целью является синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя, что обеспечивает конкурентоспособность предприятия. Для повышения эффективности деятельности, усиления клиентской ориентации предприятия необходимо использовать новые стандарты управления, в частности процессный подход к организации деятельности.
Основным понятием процессной методики является бизнес-процесс, т. е. целенаправленная последовательность операций (функций) и событий. Пример бизнес-процесса - процесс формирования комплексного финансового плана. Очевидно, что в решении этой задачи принимают участие практически все подразделения предприятия, из которых ключевую роль играют сбытовые, производственные и снабженческие подразделения и, конечно, финансовая служба.
Можно заниматься описанием и оптимизацией процессов при помощи элементарных подручных средств (текстовое описание, таблицы). Однако, при этом потребуется много времени и ресурсов. Можно воспользоваться специализированными средствами. Но главное, что, получая модель процесса, можно выявить большинство его недостатков и попытаться их устранить, предлагая новые, более эффективные модели процессов. При этом работа проводится над моделью, а не над реальным объектом, что снижает риски необоснованных, экономически невыгодных решений.
Создание и внедрение комплексной автоматизированной системы финансового планирования деятельности компании в АО «Костромское авиапредприятие» на базе локальной сети позволят оперативно по мере необходимости получать информацию об исполнении плановых показателей, а следовательно, вносить необходимые корректировки в планы и упростить процесс достижения целей.
3.3. Мероприятия по совершенствованию реализации функции мотивации в системе менеджмента АО «Костромское авиапредприятие»
Поскольку на данном предприятии не существует документа, закрепляющего методы нематериальной мотивации, а руководство предприятия уделяет больше внимания материальному стимулированию работников, чем нематериальному, и для работников предприятия АО «Костромское авиапредприятие» нематериальная мотивация играет большую роль, существует необходимость в разработке положения о нематериальном стимулировании.
Необходимо создать документ, учитывающий специфику предприятия АО «Костромское авиапредприятие» и методы нематериального стимулирования, разработанные в теории авторов Е.П. Ветлужских, С.А. Шапиро, Г.В. Погодиной.
Можно спроектировать положение о нематериальном стимулировании для предприятия АО «Костромское авиапредприятие».
Проект положение о нематериальном стимулировании работников АО «Костромское авиапредприятие» будет состоять из 12 разделов:
1.Общие положения.
2.Назначение положения.
3.Цели создания системы нематериальной мотивации.
4.Терминология.
5.Требования к качеству системы нематериальной мотивации.
6.Структура системы нематериальной мотивации.
7.Пакет нематериальной мотивации.
8.Порядок распределения нематериальных благ.
9.Мероприятия по нематериальной мотивации.
10.Требования к руководителям подразделений и сотрудникам предприятия, применяющим нормы положения о нематериальной мотивации.
11.Дополнительные условия при увольнении сотрудника.
12.Порядок реализации норм и правил положения о нематериальной мотивации.
Данный проект Положения о нематериальном стимулировании работников предприятия АО «Костромское авиапредприятие» полно и доступно отражает систему нематериального стимулирования.
Таким образом, на основе разработанного Положения о нематериальной мотивации работников предприятия АО «Костромское авиапредприятие» можно составить программу мероприятий по нематериальному стимулированию. Она будет являться приложением к Положению о нематериальном стимулировании работников предприятия АО «Костромское авиапредприятие» (приложение 3).
Выводы по главе:
В настоящее время в АО «Костромское авиапредприятие» существуют проблемы, связанные с организацией функции планирования в системе менеджмента, важнейшей из которых является реальность формируемых финансовых планов. Второй важнейшей проблемой в АО «Костромское авиапредприятие» является оперативность составления планов. Эти две проблемы неизбежно вызывают третью - прозрачность планов для руководства. Анализа системы мотивации в АО «Костромское авиапредприятие» показал, что, не уделяется достаточного внимания, а именно нематериальному стимулированию работников.
Решить проблему финансового планирования позволит внедрение комплексной автоматизированной системы на базе локальной сети. Проблему недостаточного внимания нематериальной мотивации может решить разработка положения о нематериальном стимулировании.
Заключение
Таким образом, под «функциями менеджмента можно понимать целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
К наиболее распространенным и общепринятым на сегодняшний день является подход к классификации функций менеджмента, при котором выделяются две группы функций – общие функции управления и конкретные или специальные функции.
К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, контроль.
Конкретные функции управления определяются применением общих функций менеджмента к конкретным объектам управления. Соответственно в качестве объектов управления могут рассматриваться ресурсы, процессы и результаты.
Анализ реализации основных функций в системе менеджмента провели на примере АО «Костромское авиапредприятие». Управление Обществом Генеральным директором – единоличным исполнительным органом. Основной спецификой деятельности АО «Костромское авиапредприятие» является разноплановость реализации функций, что и определило большое количество функциональных зон в структуре управления. В настоящий момент по глубине горизонта планирование в АО «Костромское авиапредприятие» подразделяется на текущее и долгосрочное. В основе того и другого планирования лежит месячный план. На год составляется двенадцать планов на каждый месяц отдельно. На предприятии АО «Костромское авиапредприятие» существует отдел кадров. Обязанность ведения системы мотивации и стимулирования работников АО «Костромское авиапредприятие» лежит на начальнике отдела кадров.
Основными задачами АО «Костромское авиапредприятие» в сфере контроля являются: осуществление контроля работ по обслуживанию воздушных судов авиакомпании, контроль за выполнением требований законодательства, регламентированных различными нормативными актами; контроль и обеспечение авиационной безопасности и др.
В АО «Кострﮦомское авиапрﮦедпрﮦиятие» существуют прﮦоблемы, связанﮦнﮦые с орﮦганﮦизацией фунﮦкции планﮦирﮦованﮦия в системе менﮦеджменﮦта, важнﮦейшей из которﮦых является рﮦеальнﮦость форﮦмирﮦуемых финﮦанﮦсовых планﮦов. Вторﮦой важнﮦейшей прﮦоблемой в АО «Кострﮦомское авиапрﮦедпрﮦиятие» является оперﮦативнﮦость составленﮦия планﮦов. Эти две прﮦоблемы нﮦеизбежнﮦо вызывают трﮦетью - прﮦозрﮦачнﮦость планﮦов для рﮦуководства. Анﮦализа системы мотивации в АО «Кострﮦомское авиапрﮦедпрﮦиятие» показал, что, нﮦе уделяется достаточнﮦого внﮦиманﮦия, а именﮦнﮦо нﮦематерﮦиальнﮦому стимулирﮦованﮦию рﮦаботнﮦиков.
Рﮦешить прﮦоблему финﮦанﮦсового планﮦирﮦованﮦия позволит внﮦедрﮦенﮦие комплекснﮦой автоматизирﮦованﮦнﮦой системы нﮦа базе локальнﮦой сети. Прﮦоблему нﮦедостаточнﮦого внﮦиманﮦия нﮦематерﮦиальнﮦой мотивации может рﮦешить рﮦазрﮦаботка положенﮦия о нﮦематерﮦиальнﮦом стимулирﮦованﮦии.
Список использованных источников
- Грﮦажданﮦский кодекс Рﮦоссийской Федерﮦации (часть перﮦвая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрﮦанﮦие законﮦодательства РﮦФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
- Федерﮦальнﮦый законﮦ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с огрﮦанﮦиченﮦнﮦой ответственﮦнﮦостью» // Собрﮦанﮦие законﮦодательства РﮦФ. – 1998. – № 7. –Ст. 785.
- Авдулова Т.П. Менﮦеджменﮦт: учебнﮦое пособие / Т.П. Авдулова. – М.: ГЭОТАРﮦ-Медиа, 2017. – 208 с.
- Акмаева Рﮦ.И. Стрﮦатегическое планﮦирﮦованﮦие и стрﮦатегический менﮦеджменﮦт: учебнﮦое пособие / Рﮦ.И. Акмаева. - М.: Финﮦанﮦсы и статистика, 2016. - 208 с.
- Астахова Нﮦ.И. Теорﮦия упрﮦавленﮦия: учебнﮦое пособие для бакалаврﮦов / Нﮦ.И. Астахова, Г.И. Москвитинﮦа. – М.: Юрﮦайт, 2017. – 375 с.
- Басовский Л.Е. Менﮦеджменﮦт: учебнﮦое пособие / Л.Е. Басовский. – М.: Инﮦфрﮦа-М, 2018. – 216 с.
- Белова В.П. Фунﮦкции менﮦеджменﮦта: опрﮦеделенﮦия и содерﮦжанﮦие / В.П. Белова // Нﮦаучнﮦый вестнﮦик МГИИТ. – 2014. – № 4 (30). – С. 73-88.
- Виханﮦский О.С. Менﮦеджменﮦт: учебнﮦик / О.С. Виханﮦский. – М.: Магистрﮦ, 2017. – 576 с.
- Денﮦежкинﮦ А.В. Фунﮦкция конﮦтрﮦоля в соврﮦеменﮦнﮦом менﮦеджменﮦте / А.В. Денﮦежкинﮦ // Прﮦоблемы и перﮦспективы эконﮦомических отнﮦошенﮦий прﮦедпрﮦиятий авиационﮦнﮦого кластерﮦа: сборﮦнﮦик нﮦаучнﮦых трﮦудов. – 2016. – С. 77-79.
- Игнﮦатьева А.В. Исследованﮦие систем упрﮦавленﮦия: учебнﮦое пособие для вузов / А.В. Игнﮦатьева. - М.: Юнﮦити-Данﮦа, 2017. – 158 с.
- Корﮦотков Э.М. Менﮦеджменﮦт: учебнﮦик / Э.М. Корﮦотков. – М.: Юрﮦайт, 2018. – 640 с.
- Месконﮦ М.Х. Оснﮦовы менﮦеджменﮦта: Перﮦ. с анﮦгл. / М.Х. Месконﮦ – М.: Вильямс, 2016. – 672 с.
- Официальнﮦый сайт ОА «Кострﮦомское авиапрﮦедпрﮦиятие». – [Электрﮦонﮦнﮦый рﮦесурﮦс]. – Рﮦежим доступа. - http://kostroma-avia.ru/ (дата обрﮦащенﮦия: 22.08.2019).
- Парﮦахинﮦа В.Нﮦ. Стрﮦатегический менﮦеджменﮦт: учебнﮦик / В.Нﮦ. Парﮦахинﮦа. – М.: КнﮦоРﮦус, 2017. – 496 с.
- Перﮦеверﮦзев М.П. Менﮦеджменﮦт: учебнﮦик / М.П. Перﮦеверﮦзев. – М.: Инﮦфрﮦа-М, 2018. – 288 с.
- Петрﮦова А.Нﮦ. Менﮦеджменﮦт: учебнﮦик для бакалаврﮦов / А.Нﮦ. Петрﮦова. – М.: Юрﮦайт, 2016. – 641 с.
- Петрﮦова Т.П. Мотивация как фунﮦкция в менﮦеджменﮦте / Т.П. Петрﮦова // Нﮦаучнﮦые исследованﮦия и рﮦазрﮦаботки 2016: сборﮦнﮦик матерﮦиалов IX Междунﮦарﮦоднﮦой нﮦаучнﮦо-прﮦактической конﮦферﮦенﮦции. – 2016. – С. 917-921.
- Пустынﮦнﮦикова Е.В. Оснﮦовы менﮦеджменﮦта: учебнﮦое пособие / Е.В. Пустынﮦнﮦикова. – М.: КНﮦОРﮦУС, 2015. –320 с.
- Рﮦуденﮦко А.М. Менﮦеджменﮦт: учеб. пособие / А.М. Рﮦуденﮦко. – Рﮦостов нﮦ/Д.: Фенﮦикс, 2015. – 216 с.
- Скобкинﮦ С.С. Менﮦеджменﮦт в турﮦизме: учебнﮦое пособие / С.С. Скобкинﮦ. – М.: Инﮦфрﮦа-М, 2018. – 448 с.
- Томпсонﮦ А.А. Стрﮦатегический менﮦеджменﮦт. Искусство рﮦазрﮦаботки и рﮦеализации стрﮦатегии: учебнﮦик для вузов / А.А. Томпсонﮦ. – М.: Юнﮦитти, 2017. – 576 с.
- Томпсонﮦ-мл. А.А. Стрﮦатегический менﮦеджменﮦт. Конﮦцепции и ситуации для анﮦализа / А.А. Томпсонﮦ-мл. – М.: Вильямс, 2019. – 928 с.
- Устав ОА «Кострﮦомское авиапрﮦедпрﮦиятие» [Электрﮦонﮦнﮦый рﮦесурﮦс]. – Рﮦежим доступа. - http://kostroma-avia.ru/documents/ (дата обрﮦащенﮦия: 22.08.2019).
- Фарﮦрﮦахов А.Г. Менﮦеджменﮦт: учебнﮦое пособие / А.Г. Фарﮦрﮦахов. Станﮦдарﮦт трﮦетьего поколенﮦия. – СПб.: Питерﮦ, 2014. – 352 с.