Файл: Проблемы межрегиональной миграции рабочей силы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом развилось противоречие между сложившимися преимущественно в советский (планово-директивный) период схемой размещения производства и связанной с ней системой расселения и рыночными мотивациями локализации самостоятельных субъектов экономики и новыми расселенческими предпочтениями населения[10].

Немаловажной проблемой являются неравномерный уровень развитости социальной и инженерной инфраструктуры, неразвитость дорожной сети, что также препятствует миграционной мобильности населения, особенно в сельской местности. Так, на селе относительно полный набор учреждений сферы обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Поэтому здесь очень большое значение имеют транспорт и дорожная сеть, обеспечивающая доставку населения к центрам обслуживания.

Внутренней миграции препятствуют неразвитость жилищного рынка и неравномерные цены на жилье в регионах. С этой точки зрения необходимо равномерное территориальное развитие регионов, что подразумевает проведение активной государственной региональной политики. Существенно также, что повышение вклада конкретного предприятия в рост валового регионального продукта и рост прибыли за счет перехода к новым технологиям, как правило, сокращает потребность в трудовых ресурсах; то же относится и к росту показателей прибыли предприятий в связи с повышением цен и тарифов на их продукцию и услуги, полностью или частично потребляемые на территории региона (в первую очередь бюджетополучателями)[11]. Следует считать, что для любой территории (субъекта РФ, города, села) наибольший интерес представляют такие объекты экономики, деятельность которых:

  • увеличивает (как минимум, сохраняет) доходы работающего населения;
  • создает (как минимум, не сокращает) дополнительные рабочие места;
  • увеличивает (как минимум, не уменьшает) доходную часть бюджета;
  • сокращает (как минимум, не увеличивает) потребность в бюджетном финансировании содержания и ремонта жилья и других социальных объектов, благоустройства территории;
  • снижает (как минимум не увеличивает) уровень цен и тарифов на товары и услуги, производимые в регионе (городе) и используемые населением и всеми бюджетополучателями;
  • снижает (как минимум, не увеличивает) негативное воздействие хозяйствующих субъектов на окружающую среду, особенно в направлениях, наиболее значимых для данной территории;
  • улучшает (как минимум, не ухудшает) демографическую ситуацию (например, может снизить мотивации оттока населения)[12].

Пользой для сбалансированного развития любой территории может считаться появление или функционирование только такого предприятия, объекта торговли, при котором не нарушено ни одно из этих требований; если же хотя бы одно из этих требований нарушается, необходимы очень серьезные аргументы для реализации предлагаемого проекта. Кроме того, российское село в гораздо большей степени, чем город, должно быть подвергнуто системным переменам. Необходим переход от затянувшегося периода выживания к периоду коренной реструктуризации и выборочного развития. Если такого перехода не будет, то российское село в своей массе деградирует и превратится в маргинальный сектор социальной и экономической жизни. В предыдущий период были объективные причины для крайне слабого использования потенциала развития села — огромного массива продуктивных земель, емкого внутреннего рынка продукции, относительно небольших размеров необходимых вложений и минимальных сроков их реализации. Использование этого потенциала в будущем станет возможным лишь при коренной переориентации самого сельского населения на работу в жестких условиях рыночной конкуренции, чему может способствовать начавшийся во всем мире рост цен на продовольственные товары[13].

Усиление роли внутрирегиональной миграции означает уменьшение влияния внутренней миграции на социально-экономическое развитие, рост «локализации» региональных рынков рабочей силы, в то время как значение межрегиональной миграции состоит в территориальном перераспределении населения и рабочей силы в регионы, где имеются возможности повышения занятости, заработной платы, социальной мобильности.

Проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать вывод, что межрегиональная миграция рабочей силы представляет собой межрегиональное перемещение трудоспособного населения в поисках более высоких заработков в рамках одной страны. Трудовая миграция, в том числе и межрегиональная вызывается экономическими, природно-климатическими, социальными и политическими факторами. Значение межрегиональной миграции состоит в территориальном перераспределении населения и рабочей силы в регионы, где имеются возможности повышения занятости, заработной платы, социальной мобильности. В то же время в современной России внутренняя миграция не является реальным механизмом выравнивания межрегиональной дифференциации уровней социально-экономического развития.


2. Анализ внутренней миграции рабочей силы в России

2.1. Тенденции развития внутренней миграции в России

За последние 20 лет Россия столкнулась с двумя важными демографическими проблемами: снижением численности населения и неконтролируемой миграцией больших групп людей (как внешней, так и внутренней). В ряде регионов страны миграция позволяет компенсировать падение рождаемости и рост смертности и не порождать снижения численности населения. В других же даже приезжие не в силах сохранить численность населения на прежнем уровне. В тоже время в ряде территорий численность населения растет или сокращается почти исключительно за счет миграции (например, Московская и Магаданская области соответственно)[14].

Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2012 г. составляли 85%[15]. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций (рисунок 1). За 2006-2012 гг. во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России. В 2004–2011 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9–2 млн человек. Однако в 2012 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2011 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн человек. В 2012 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2010 г. (в 2010 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2009 г.)[16].

Рис. 1. Внутренняя трудовая миграция в России

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

Внутренняя трудовая миграция, на долю которой в 2000-е гг. приходилось в среднем 80–85 % прибывших мигрантов и более 90 % выбывших (рекордная доля – 97,28 % – зафиксирована в 2006 г.)[17], имеет определенные особенности.


Во-первых, четко выраженные географические векторы миграционных процессов, важнейшие из которых три: восток – запад, юг – центр и запад – центр. Во второй половине 2000-х гг. наметились «миграционные ручейки» центр – север и юг – север, но они заметно слабее первых трех и не могут переломить тенденцию депопуляции так называемых «северов».

Такой важнейший показатель, как коэффициент миграционного прироста (миграционный прирост за год на 10 000 человек населения), находится в стабильном минусе все последнее десятилетие в Сибири и на Дальнем Востоке и в плюсе – в ЦФО. Рекордные значения дают Белгородская и Московская области и г. Москва (плюс 48–111) и Магаданская, Читинская и Амурская области, Камчатка, Чукотка, Бурятия (минус 25–139 и более)[18].

Кроме того, внутренние миграции в конце 2000-х гг. приобретают тенденцию к концентрации в рамках европейской части России: все большее число мигрантов в рамках того или иного региона «появляется» из других частей соответствующего региона (исключение – Поволжье).

Таблица 1

Концентрация внутренней миграции (1=100 %)

Округ

2000

2009

2010

2011

2012

ЦФО

0,676 133

0,676 129

0,661 627

0,663 978

0,659 868

СЗФО

0,708 703

0,685 932

0,670 879

0,674 239

0,666 293

ЮФО

0,782 524

0,772 933

0,769 564

0,767 240

0,771 593

ПФО

0.797 354

0,822 183

0,821 662

0,826 516

0,816 844

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

Донорами для внутренней миграции выступает Зауралье, Поволжье и Кавказ, реципиентами – Центр, Север и в меньшей степени Урал.

Таблица 2

Превышение числа въехавших мигрантов над числом выбывших

по федеральным округам и годам (внутренняя миграция), чел.

Округ/Год

2000

2005

2012

1

2

3

4

ЦФО

73 913

77 768

91 002

СЗФО

-1617

3223

9576


Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

ЮФО

-12 619*

-6163

-9308

ПФО

-2614

-20 656

-31 997

УФО

1601

-12 886

-6666

СФО

-22 424

-25 667

-26 377

ДФО

-36 552

-22 265

-26 210

* Из-за военных действий в Дагестане и Чечне.

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

Территории-доноры имеют меньшую долю городского населения (около 75 %, 70 % и 58 %), чем реципиенты (около 81 %, 82 % и 80 % соответственно). Это означает, что мигрантам довольно часто приходится менять образ жизни, переезжая из села в город.

В настоящее время во внутренних миграциях поток ориентирован с севера и востока в центр. Ранее привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2006–2012 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%). Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между округами[19].

Масштаб внутренней трудовой миграции достаточно незначительный. Связано это с низкой мобильностью трудовых ресурсов в России. Единственный регион, который остается трудоизбыточным сегодня, - это Северный Кавказ, причем не весь Северный Кавказ, а республики Северного Кавказа. В первую очередь, Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария. Проблемы, связанные с их занятостью, отражаются в том, что значительная часть мигрантов из этих республик приезжает на заработки в другие регионы России, на юг России, в центральную Россию в первую очередь.